Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Прежде чем приступить к анализу необходимо разобраться, что такое проект. Проект - это процесс решения задачи, в которой даны условия и представлена цель для успешного выполнения. Эта деятельность может быть краткосрочной по срокам выполнения, но колоссальной по результатам реализации и полезной для определенного вида деятельности. Проект может возникнуть отдельно от любой профессиональной области и просуществовать независимо от основного и привычного решения проблем в работе какой-либо организации. Необходимость в проекте также может возникнуть при основной деятельности
Изучение аудитории или той сферы деятельности, которым посвящена реализация проекта.
Итак, проект – это уникальный процесс, направленный на решение определённой задачи при помощи различных средств и ресурсов, в рамках установленного периода времени и при установленных сроках реализации, с привлечением специалистов, которые обладают различными знаниями.
При наличии этих основных факторов и чётко сформулированной задачи- проект может быть безуспешно проведён. Плохой результат может возникнуть не только из-за отсутствия тех или иных ресурсов, но из-за неточности в данных и плохой осведомлённости специалистов в основной проблематике своей области деятельности. Проект — это неординарное решение проблемы, решение которой должно помочь улучшить качество работы и разработке новых навыков и инструментов. Положительная реализация проектной деятельности для любой сферы труда всегда достигается за счёт желания развиваться в своей профессиональной области и продолжать исследовать проблемы, которые необратимо возникают при постоянном, рабочем процессе.
Актуальность проектной деятельности в нынешнем образовании понимается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения уделяет особое внимание необходимости использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методы проектной деятельности определены как одно из значимых условий реализации основной образовательной программы.
Метод проектов был разработан еще в начале ХХ века. Его целью являлось ориентирование обучения на целесообразную деятельность школьников с учетом их личных интересов. Первоначально метод проектов называли методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Именно Дьюи говорил, что школа должна не просто учить, а учить жить. Сейчас же главной идеей проектной деятельности является развитие познавательных интересов у учеников, навыков самостоятельно проектировать свои знания и ориентироваться в современном информационном обществе, а также развивать критическое мышление [1].
Выполнение учащимся проектной работы позволяет сформировать у них мотивацию к познавательной деятельности, которая нацеливает школьников на поиск новых необходимых знаний, помогает не только сформировать опыт, выработать навыки и умения, так необходимые для решения жизненно важных проблем, но и построить собственную жизнь более успешной и значимой для общества. Учебное проектирование способствует формированию у учащихся способностей к планированию своей деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе.
Проектная деятельность учащегося способствует развитию его ответственности и самостоятельности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Она главным образом предоставляет ученику возможность сформировать в себе умение выбирать реальные средства для решения стоящей задачи, принимать разумные решения. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Важно помнить, интерес к проектной деятельности и посильность во многом определяют успех.
Стало быть, создание условий для организации и реализации проектной деятельности неотложная и актуальная задача современной образовательной системы, потому как именно проектная деятельность позволяет учащимся не только формировать предметные и метапредметные умения и навыки, но и эффективно применять их на практике.
Из-за того что проектная деятельность не так давно получила широкое распространение в образовательном процессе, многие педагоги допускают серьезные ошибки, недооценивая метод проектов и значительно снижая его потенциал. Проблема недостаточно эффективной организации проектной деятельности в школе определила тему исследования.
Объектом исследования в работе является образовательный процесс в системе основного общего образования
Предметом исследования в работе является организация проектной деятельности обучающихся.
Цель курсовой работы – разработка методики организации проектной деятельности учащихся в школе
Выдвигается гипотеза, предполагающая, что организация проектной деятельности в школе позволит улучшить достижения личностных образовательных результатов.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам педагогики.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из трех глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности в обучении
1.1.История развития и понятие проектной деятельности в обучении
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания. [1]
Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других. Анализ системы понятий, связанных с проблемой исследования, представленный в работах, показывает ее комплексный, междисциплинарный характер. Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : Учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический Проспект, 2010. – 623 с.
2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2010. – 159 с.
3. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А. В. Бычков. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 132 с.
4. Валамина, О. В. Развитие культурно образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин» [Текст] / О. В. Валамина // Журнал инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №1. – С.55-60.
5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст] / В. Васильев // Народное образование, 2000. – № 9. – С. 177-180.
6. Зарецкая, И. И. Проектирование в образовании: миф или путь развития? [Текст] / И. И. Зарецкая // Учитель, 2001. – № 3. – С. 22-30.
7. Зиняков, В. Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении [Текст] / В. Н. Зиняков // Школа и производство. – 2013. – №4. –С. 18-23.
8. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе [Текст] / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. – 2014. – №1. – С. 36-41.
9. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся [Текст] / О. М. Кадыкова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №5. – С. 14- 22.
10. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова Сибирская ; под ред. И. А. Косесниковой. – М.: Издатейльский центр «Академия», 2005. – 288 с.
11. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения [Текст] / В. В. Краснова // Юный ученый, 2016. – №6.1. – С.31-33.
12. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебнометодическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224 с
13. Куликов, А. Г. Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного образования [Текст] : Дис. канд. пед. Наук: 13.00.01 / А. Г. Куликов; Магнитогор. гос. ун-т. – Магнитогорск, 2000. - 165 с.
14. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Н. В. Матяш ; под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 385 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебное пособие для студ. вузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.
16. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
17. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников [Текст] / К. Н. Поливанова. – М.: «Просвещение», 2011. – 191 с.
18. Рудакова, А. С. Проектное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на поисковом уровне [Текст] / А. С. Рудакова // Гуманизация образования, 2011. – № 8. – С. 46-52.
19. Русских, Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пособие для учителя [Текст] / Г. А. Руских. – М.: Ладога-100, 2002. – 206 с.
20. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И. С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
21. Смыковская, Т. К. Проектный метод развития интеллектуальных умение [Текст] / Т. К. Смыковская // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – №5. – С. 35-36.
22. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст] / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
23. Чиркова, Е. Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения [Текст] / Е. Б. Чиркова // Журнал начальная школа, 2003. – №12. – С. 67-72.
24. Шликене, Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т. Н. Шликене // Народное образование. – 2008. – №9. – С. 34-38. 32. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст] /А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. –544 с.
25. Электронный учебник по курсу: «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Электронные ресурс] // Файловый архив студентов URL: https://studfiles.net/preview/3239633/ (Дата обращения 09.12.2021)