Фрагмент для ознакомления
2
Тема. О нравственном подвиге женщины в годы войны.
Идея. Благодаря историческому свидетельству самопожертвования женщин перед лицом опасности существует возможность сохранить и передать истинные культурные человеческие ценности из поколения в поколение.
Конфликт. Между мечтой о личном счастье и чувством долга перед Отечеством.
Сверхзадача. Погрузив зрителя в атмосферу представления, актуализировать в массовом сознании подвиг нашего народа в войнах разных времён.
Сценарно-режиссёрский ход. Смена эпох как многократное повторение главных жизненных истин.
Вид. Музыкально-поэтическое представление.
Приём монтажа. Последовательный.
Приём активизации зрителей. Вербальный.
Композиционное построение
Экспозиция. Пролог. «Родина».
Завязка. Эпизод I. «Князь».
Развитие действия. Эпизод II. «Лейтенант».
Кульминация. Эпизод III. «Десантник».
Развязка. Финал. «Память».
ПРОЛОГ. «РОДИНА»
Звучит «Тройка» Г. Свиридова. Под её лирическую часть «Девушки-берёзки» исполняют хореографическую композицию «Россия». Перед их появлением идёт соло «Девушки-Родины». «Родина» – стилизованный народный костюм – строгий, не красочный. На голове венок из трав. Девушки-«Берёзки» – 8-12 человек (в их число входят вокалистки и танцовщицы). Костюмы из ткани декорированы берёзовыми листьями и ветками. Головы участников украшены небольшими кокошниками, чтобы они не мешали движениям с шарфами. Зелёные шарфы тоже расписаны берёзовыми листьями или ветками. На ногах «берёзок» белые сапожки.С началом драматической части пьесы Г. Свиридова танец прекращается, танцовщики замирают, на сцене – образ берёзовой рощи. Незначительное затемнение.
Диктор. Великая Отечественная война – одна из многих войн, выпавших на долю России. На протяжении своей истории русская земля хотя бы раз в столетие подвергалась опустошительному нашествию. Древняя Русь за 250 лет пережила более 160 внешних войн. В 16 веке Московия воевала 43 года, в 17 веке – 48 лет, в 18 веке – 56 лет. Для России состояние мира – скорее исключение, а война – жестокое правило.
Родина. Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война... Ведь всё, что мы знаем о женщине, лучше всего определяется словом «милосердие». Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг», «любимая» и высшее – «Мать».
Фонограмма стихает. На сцену выходят 3 женщины разного возраста – Невеста, Жена, Мать.
Мать. В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
Жена. В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
Невеста. В мир приходит женщина
Чтоб любимой быть.
Мать. В мир приходит женщина,
Чтоб дитя родить.
Невеста. В мир приходит женщина
Чтоб цветамцвести.
Жена. В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Родина. Вы рождены, чтобы быть счастливыми. В этом мире все рождены для счастья. «Человек рождён для счастья, как птица для полёта», – так написано в книгах.
Звучит тревожная музыка.
Родина. И вы всей душой каждое мгновение, каждую минуту ждали своего женского счастья... Кто знал, что всё обернётся совсем иначе...
Жена. В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своей судьбой
Осталасьодин на один.
Один на один со слезами
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
Родина (Жене). Ты – жена, которая потеряет своего мужа!
Даёт Жене чёрную ленту. К Жене подходит одна из Девушек-берёзок, вплетает ей в волосы ленту. В это время луч на мгновение выхватывает из полумрака образ ее Мужа. Это – актер, играющий князя Игоря, но пока еще не в историческом костюме.
Невеста. Им бы в туфельках по паркету
В свете люстровом в вальсе плыть,
А не здесь вот грязищу эту
Задубелой кирзой месить.
Им бы с милым бродить под вечер
Там, где в травы прилёг июль,
А не здесь вот, взвалив на плечи,
Вас вытаскивать из-под пуль.
Родина (Невесте). Ты – невеста, которая не дождётся своего жениха!
В это время луч на мгновение выхватывает из полумрака образ ее Жениха. Это – актер, играющий Лейтенанта, но пока еще не в военной форме. Родина даёт Невесте цветок. К Невесте подходит одна из Девушек-берёзок и прикалывает цветок на грудь Невесты.
Мать. Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь, не прощаешься.
Ой, зачем с войны безрадостной
Сын не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу.
Прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный.
За лесами моя ластонька,
За горами, за громадами.
Если выплаканы все глазоньки –
Сердцем плачут матери.
Родина (Матери). Ты – мать, которая потеряет своего сына.
В это время луч на мгновение выхватывает из полумрака образ ее Сына. Это – актер, играющий Десантника, но пока еще не в военной форме. Родина даёт Матери чёрную шаль. К Матери подходит одна из Девушек-берёзок и набрасывает шаль на плечи Матери. Звучит песня «Любовь и разлука» в исполнении ансамбля девушек-берез:
Ещё он не сшит мой наряд подвенечный.
И хор в нашу честь не поёт…