Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Цель курса чтения познакомить детей с миром художественной литературы и помочь им понять образность языковых искусств. С помощью такого рода образов можно отобразить целостность и разнообразие произведений.
Чтение литературы пробуждает у детей интерес к языковому творчеству и чтению произведений. Методический прием анализа произведений , предусмотренный планом литературного чтения, позволяет учителям избегать односторонности при изучении произведений , в которых рассматриваемый предмет является только сюжетно-информационной составляющей текста. Начинающим читателям также следует обратить внимание на образность произведений, отношение автора к окружающей среде, ценностные ориентации и этические вопросы, связанные с автором.
Учебная программа предполагает, что содержание, структура и методы учебных книг основаны на двух основных принципах: искусстве и эстетике в литературе. Принципы и эстетики определяют стратегию выбора произведений для чтения, поэтому в круг чтения младших школьников обычно входят художественные тексты. Литературные принципы отражают специфические обстоятельства начального этапа обучения в процессе анализа произведений и ставят художественный образ как общий язык в целом и литературы в частности на первое место.
При формировании чтения проводите целенаправленную работу по воспитанию умения понимать смысл прочитанного содержания, обобщать и выделять основное содержание. Школьники овладевают навыками выразительного чтения и выполняют различные коммуникативные задачи, возникающие во время чтения.
Благодаря анализу этих работ школьники младших классов перенесли свои навыки выразительного устного общения на чтение текстов.
В начальных классах необходимо учить детей в полной мере воспринимать произведения, понимать их идейное содержание, позицию автора и выражать свое отношение к этой позиции.
Объект исследования — художественные произведения туркменских писателей на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования — особенности анализа художественных произведений туркменских писателей на уроках чтения.
Цель работы — изучить особенности анализа художественного произведения туркменских писателей на уроках чтения.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть свойства и функции художественного произведения;
• изучить структуру художественного произведения;
• рассмотреть современные подходы к анализу художественного произведения;
• рассмотреть опыт анализа художественного произведения на уроках чтения.
Теоретическая и методологическая основа исследования — труды таких исследователей, как М.С. Афонина, Бердымухамедова Г., Джурдекова Т., В.А. Левин, И.А. Кузьмина, Г.Ф, Гареева, А.Н. Андреев и др.
Методы исследования: анализ литературных источников, посвященных специфике анализа художественного произведения на уроках чтения.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава I. Проблема изучения произведений туркменских писателей на уроках литературного чтения в начальной школе
1.1 Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте
Основной целью школьного образования является формирование личности учащихся. Как объект исследования, чтение оказывает на человека такое же сильное влияние, как и романы. Этот роман обладает огромным потенциалом для развития и воспитания: он знакомит ребенка с духовным опытом человечества, развивает его мысли и делает его чувства более благородными. Чем глубже и всестороннее понимание читателем того или иного произведения, тем сильнее его влияние на личность. В качестве одной из главных целей обучения чтению в этой области была поставлена задача обучения восприятию произведений, поэтому учителя должны понимать особенности восприятия младшими школьниками литературных и художественных произведений.
В психологической литературе существует множество способов определения восприятия. Поэтому Л. Д. Столяренко считает, что восприятие это психологический процесс, который отражает реальность объектов и явлений во всех их различных атрибутах и частях и оказывает непосредственное влияние на органы чувств. [10]
A. A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум определяет восприятие как когнитивный психологический процесс, состоящий из общих отражений объектов, ситуаций и событий, которые происходят, когда физические стимулы непосредственно воздействуют на поверхность сенсорных рецепторов.[10]
С. Л. Рубинштейн понимает восприятие как чувственное отражение объекта или явления, которое влияет на объективную реальность, которую мы ощущаем. Жизненная практика, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человек переходит от непреднамеренного восприятия к целенаправленной наблюдательной деятельности; на этом этапе восприятие становится «конкретной теоретической деятельностью, включающей анализ и синтез, понимание и координацию».
Восприятие довольно сложный процесс. Поэтому М. Р. Львов отметил, что если музыкальное произведение непосредственно воспринимается органами чувств, то читатель будет воспринимать графический логотип, напечатанный на бумаге. Только открыв психологический механизм мозга, эти графические символы можно превратить в слова. Благодаря восстановлению текста и воображения способ создания изображений может вызвать эмоциональный отклик читателя, вызвать симпатию к персонажам и авторам, а также к источнику произведения и понять их отношение к чтению. [10]
М. Р. Львов подробно описал психологические особенности восприятия работы младшими школьниками. Поэтому, по сравнению с квалифицированными и неквалифицированными читателями, он писал, что расшифровка графических символов не доставит трудностей квалифицированным читателям. Он стремится понять образную систему произведения, его мысли и самого себя. Однако младшие школьники все еще не обладают достаточными способностями к чтению, поэтому для них преобразование графических символов в текст является трудоемкой операцией, которая часто затеняет все остальные операции, поэтому чтение становится восприятием произведения на слух, и ребенок сталкивается с содержанием и формой выражения. Через форму, представленную исполнителем, акцентируя внимание на интонации, жестах и мимике, ребенок проникает в содержание произведения.
Л. Н. Рожина писала: «Всестороннее восприятие работы не ограничивается ее пониманием. Это сложный процесс, который требует возникновения взаимосвязи с самой работой и представленной в ней реальностью. Первокурсники демонстрируют связь между двумя типами работы с миром искусства, считают психологи. Прямая эмоциональная реакция ребенка на образ рабочего центра - это первый тип эмоционально-метафорных отношений. Второй балл интеллекта определяется ежедневным опытом ребенка и опытом чтения. Понимание динамичной эпохи произведений искусства может быть выражено несколькими способами: от сопереживания герою, до понимания позиции автора, до понимания индивидуального воздействия произведения. Поскольку художественный текст допускает возможность различных интерпретаций, в методологии принято говорить не о хорошем, а о полноценном восприятии. Видеть красоту эмоций, воспроизводить в воображении лирические образы, созданные писателем, размышлять о мотивах, обстоятельствах и последствиях персонажей, оценивать героев книги - вот некоторые из того, что означает полное восприятие. Высокий уровень литературного развития подтверждается полной оценкой работы. Восприятие одной и той же работы учениками одного и того же класса будет неодинаковым, согласно классификации М. П. Войушиной, согласно которой дети младшего школьного возраста характеризуются четырьмя уровнями восприятия.
На основе обширного опыта она выявила четыре уровня восприятия произведения, характерные для маленьких школьников.
1. У детей на этом уровне нет целостного взгляда на произведение, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связь между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или прослушивании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети испытывают трудности с устным выражением своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в работе. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Произведение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения. – Минск: «Электронная книга БГУ», 2018. – 146 с.
2. Афонина, М. С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах / М. С. Афонина // Интеграция образования. – 2018. – № 2. – С. 121-124.
3. Безносова, Е. С. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках литературы / Е. С. Безносова // Наука, техника и образование. – 2015. № 12. – С. 163-164.
4. Бердымухамедов Г. «Птица счастья», Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба 2020, 102 с
5. Бердымухамедов Г. «Живая легенда», Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба 2019, 58-62 с.
6. Бердымухамедов Г. «Полет небесных скакунов» Под редакцией В.М.Храмова. Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба 2019, 30-33 с.
7. Гареева, Г. Ф. Проблемы анализа художественного произведения в школе / Г. Ф. Гареева // Вестник Башкирского университета. – 2018. – № 1. – С. 209-210.
8. Джурдеков Т. «Внук воплотивший мечту деда», Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба 2018, 23 с
9. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 248 с.
10. Кубузова, И. И. Методика обучения комплексному анализу художественного текста / И. И. Кубузова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2019. – № 1. – С. 341-344.
11. Кузьмина, И. А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения / И. А. Кузьмина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 4. – С. 43-45.
12. Кулагина, Н.А. Активизация познавательной деятельности на уроках чтения / Н. А. Кулагина // Magister Dixit. – 2017. – № 2. – С. 252-256.
13. Лазарева, В. А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В. А. Лазарева. – Москва : Изд-во «ОНИКС 21 век», 2019. – 96 с.
14. Ларина, О. С. Особенности работы над произведениями по теме детства на уроках литературного чтения в начальной школе / О. С. Ларина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3.
15. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читатетем / В. А. Левин. – Москва : Лайда, 2016. – 192 с.
16. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. – Москва : Эксмо, 2015. – 239 с.
17. Мельникова, И. М. Анализ художественного произведения как анализ деятельности автора / И. М. Мельникова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 60-63.
18. Михеева, Ю. В. Язык, речь и образ в анализе художественной формы / Ю. Михеева // Вестник ВГИК. – 2018. – № 9. – С. 76-85.
19. Никитина, Л. П. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе / Л. П. Никитина // Начальная школа на пути совершенствования. – 2019.
20. Ниязов С. «Рухнама», Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба 2016, 20 с.
21. Темкина, В. Л. Современные подходы к анализу языка художественной литературы / В. Л. Темкина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 11. – С. 72-77.
22. Урумашвили, Е. В. Прагматические аспекты анализа художественного текста / Е. В. Урумашвили // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 40-44.
23. Анализ художественного произведения в начальных классах: [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru