Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования» определяются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, среди которых выделяются: хорошее владение устной речью, овладение предпосылками к грамотности, развитость крупной и мелкой моторики, владение основными движениями, способность контролировать свои движения и управлять ими. У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушается не только устная речь, но также отмечается неречевая симптоматика, включающая нарушение компонентов психической и моторной сфер.
В свою очередь, у детей дошкольного возраста с дизартрией наблюдаются характерные особенности в развитии речи (нарушения в развитии артикуляционной моторики, звукопроизношения, просодической стороны речи, недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматической стороны речи и так далее), общей (нарушение координации, общая моторная неловкость, неточность движений, недостаточный объем движений и так далее) и мелкой (тремор, низкая способность к переключаемости, синкинезии, замедленный темп движений, задержка в развитии готовности руки к письму и так далее) моторики, которые оказывают неблагоприятное воздействие на способность к обучаемости, социализацию и развитие ребенка в целом.
Таким образом, проблема речевого и моторного развития детей дошкольного возраста с дизартрией имеет важное значение для логопедической работы. В частности, такие ученые, как В. М. Бехтерев, Т. В. Верясова, М. М. Кольцова, О. И. Крупенчук, Н. И. Кузьмина, Е. М. Мастюкова, И. П. Павлов, У. Г. Пенфилд, Т. Б. Филичева, говорят о том, что развитие 5 мелкой моторики пальцев рук и дифференцированных движений рук оказывают значительное влияние на развитие артикуляторного компонента произносительной стороны речи.
Данное положение позволяет рассматривать проблему изучения взаимосвязи в развитии мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики в рамках логопедической работы по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Цель: Изучить особенности развития мелкой моторики у детей с дизартрией.
Задачи:
1.Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с дизартрией;
2.Изучить особенности развития мелкой моторики у детей с дизартрией;
3.Проветси диагностику мелкой моторики у детей с дизартрией;
4.Составить методические рекомендации по развитию и коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект: Дети с дизартрией.
Предмет: Мелкая моторика у детей с дизартрией.
ГЛАВА 1
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Психолого-медико-педагогическая характеристика детей с дизартрией
С целью психолого-медико-педагогической характеристики детей с дизартрией обратимся к исследованиям Мастюковой Е.М., Соботович Е.Ф, Архиповой Е.Ф., Токаревой О.А., Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. и др. Речь – это деятельность, которая осуществляется, когда мозг и другие части нервной системы функционируют согласованно. В реализации речевых функций участвуют слуховой, зрительный, моторный и кинестетический анализаторы. Чтобы ребенок правильно произнес звук требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно с координированы в своей работе, а речедвижения соотнесены ощущениями.
Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. Сеченев И.М. отмечал: «...всякое ощущение по природе разнородное... к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими». Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.
Так, Павлов И.П. отмечал: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов к коре головного мозга». Развитие звуковоспроизведения связано с совершенствованием периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук [3].
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизводящей и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем [15].
При этом локализация и механизмы речевых нарушений при дизартрии будут различными. Они будут зависеть от различных форм дизартрии.
Причинами возникновения дизартрии могут являться следующие вредоносные факторы:
В перинатальный период:
1) заболевания матери: эндокринные заболевания, урогенитальная патология, вирусные заболевания (особенно опасные в первые три месяца беременности), профессиональные вредности, вибрационное воздействие, а также применение ряда лекарственных препаратов на ранних сроках беременности с вредным воздействием на плод, угрозой выкидыша;
2) внутриутробная гипоксия плода, а также черепномозговые травмы плода.
В натальном периоде – длительный безводный период (более 4 часов); стремительные или затяжные роды; разнообразные средства родоразрешения (кесарево сечение, ручная помощь и т.д.); явления асфиксии плода с оценкой по Апгар 6-7 баллов; внутриутробное обвитие пуповины; натальные травмы шейного отдела позвоночника; натальные травмы головы.
В постнатальном периоде – заболевания перенесённые ребенком (менингиты, энцефалиты); черепно-мозговые травмы. Мастюкова Е.М. отмечает, что анатомо-функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного типа и степени выраженности [1].
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.
К таким структурам относятся:
• периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата;
• ядра этих периферических нервов, расположенных в стволе головного мозга;
• ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга.
Двигательные механизмы речи обеспечиваются также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:
• подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоционального аспекта речи;
• проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам ЧМН);
• корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса [4].
В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи. Она понятна для окружающих, но нечеткая.
Такие дети не выделяются резко среди сверстников, даже не всегда обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности: они нечетко говорят; плохо едят (не любят жесткую пищу: мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, сушки), так как им тяжело жевать. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки. Они испытывают затруднения в изобразительной деятельности [8].
Моторика их отличается общей неловкостью, отмечается задержка овладения такими сложными двигательными актами как бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку. Даже 5-летние дети не могут прыгать поочерёдно на правой или левой ноге. При быстром шаге наступают на пятки впереди идущего, часто спотыкаются, падают, промахиваются при схватывании предметов. Характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми затрудняется. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Данное оказывает большое влияние в чувственное благосостояние детей, его самомнение. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей – дизартриков оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Нарушения моторики у этих детей требует дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа, ритма, модуляции, интонации), обусловлены недостаточностью снабжения нервной энергией (иннервации) речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур [6]. По мнению многих авторов (Токарева О.А., Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф., Гуровец Г.В., Маевская С.И. и др.) [2], нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и пропусках звуков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018. - 385 c.
3. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2013. - 281 c.
4. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 7 лет. - М.: ВК "Дакота", 2017. - 32 c.
5. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c
6. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
7. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
8. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
9. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.
10. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
11. Приходько, О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. – № 2. – С. 68-81.
12. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - Москва: Мир, 2018. - 320 c.
13. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
14. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2013. - 422 с.