Фрагмент для ознакомления
2
тепле снег тает? Из цикла «Живая природа»: нужен ли растениям света, вода и тепло? Почему осенью деревья сбрасывают листья? Почему зимой заяц меняет окраску? Для чего улитке раковина? Почему медведь впадает в спячку? После того, как дети приняли познавательную задачу, воспитатель помогает проанализировать её: выявить известное и неизвестное. После анализа условия задачи дети обычно смело выдвигают гипотезы о возможном течении явления природы и его причинах. При этом воспитатель внимательно выслушивает ребят и учитывает все мнения, даже самые нелепые, обращая внимание на их противоречивость.
В условиях современных концепции российского дошкольного образования актуальнейшим методом познавательного развития детей является экспериментирование. Оно представлено детской практической деятельностью поискового характера, направленной на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник берет на себя роль исследователя, активно и самостоятельно познающего окружающий мир, использующего разные формы работы. В качестве примеров можно провести следующие эксперименты: «Из чего сделан лед?», «Как делают мороженое?» [1, стр. 129]
К интереснейшим методам познавательного развития дошкольников относится проектная работа. Это комплексная деятельность, способствующая развитию познавательного интереса ребенка, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Как показывает практика работы воспитателей, проектную деятельность лучше организовывать таким образом, чтобы задействовать родителей ребенка. Выбирать для проекта следует такие темы, которые не всегда возможно проработать в группе на учебных занятиях. В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития можно использовать следующие мероприятия: индивидуальные и групповые проекты «Шоколад», «Достопримечательности родного города», «Метеориты», «Аквариумные рыбки», «Времена года» [19].
Заключая вышесказанное, сделаем некоторые выводы. Изучив теорию по организации учебно-познавательной деятельности в детском саду, видим, что обучение неразрывно связано с воспитательным процессом. А значит, возможно и наоборот, с помощью специально подобранных воспитательных мероприятий, активизировать учебно-познавательную деятельность дошкольника. В содержании дошкольного образования есть воспитательные блоки, позволяющие педагогу связать процесс воспитания с учебно-познавательной деятельностью, например блок «Художественно-эстетическое воспитание». Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников [19].
Таким образом, познавательную деятельность определяем как инициативное, действенное отношение детей к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. Учебно-познавательная деятельность имеет в своей структуре три компонента: целеполагание, выбор и освоения способов познания, оценка своей деятельности. Учебно-познавательное развитие ребенка происходит поэтапно.
1.2. Особенности детей с задержкой психического развития и их познавательная деятельность
В международной классификации болезней ЗПР (F-83) рассматривается как «смешанные специфические расстройства психологического (психиатрического) характера». Такие отечественные психиатры и психологи как Сухарева Г.Е. [16], Ковалев В.В. [10], Лебединская К.С. [11] в основу классификации ЗПР полагают этиопатогенетический принцип. По данным клиницистов и психологов наиболее часто встречается задержка церебрально-органического генеза. Нередко в группу детей с ЗПР попадают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), причиной которой, так же как при ЗПР, является раннее органическое поражение центральной нервной системы. При этом Филичева Т.Б. под ОНР подразумевает сложные речевые расстройства, сопровождающиеся нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её смысловой и звуковой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [20, стр. 28]. В качестве причин возникновения ЗПР у детей М.С. Певзнер выделяет [16, стр. 201]:
1) органическую недостаточность нервной системы резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов;
2) хронические соматические заболевания;
3) наследственные факторы;
4) неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность).
М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют две основные формы ЗПР. Данная классификация приводится авторами на основании причин возникновения: ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребенка [16, стр. 203].
К.С. Лебединская при описании вариантов ЗПР исходит из этиологического принципа [11, стр. 6]:
1) конституциональная ЗПР;
2) соматогенная ЗПР;
3) психогенная ЗПР;
4) церебрально-органическая ЗПР.
Считаем классификацию К.С. Лебединской более полной, поскольку описано больше причин ее возникновения, чем у М.С. Певзнер и Т.А. Власовой.
Международные классификации дают определения состояний «специфическая задержка психического развития» и «специфическая задержка психологического развития», которые включают парциальное недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтения, письма, счета).
Такой вариант ЗПР, который связан с сенсорной депривацией при врожденных или рано приобретенных нарушениях зрения, слуха, речи, при детском церебральном параличе, аутизме, рассматривается отдельно во взаимосвязи с соответствующим нарушением развития.
Перечислим психологические особенности детей с ЗПР [11, стр. 8]. Такие дети имеют вялый артикуляционный аппарат, вследствие чего речь формируется с отставанием от возрастной нормы. Они отличаются наивностью, не соответствующей возрасту ребенка, несамостоятельностью, повышенной прямолинейностью, вследствие чего возрастает вероятность возникновения конфликта в детском коллективе. У детей с ЗПР отмечается недоразвитие словесно-логического мышления, медлительность, а так же низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, наличие страхов перед возможным наказанием со стороны взрослого. Им присущи поверхностность ума, трудность обобщения, возможность работать лишь по образцу, отсутствие вопросов к взрослым (педагогам-воспитателям, родителям). К психологическим особенностям детей с ЗПР можно отнести пониженную потребность в коммуникации, тревожность в отношении авторитетных взрослых. Ведущими особенностями личности ребенка с ЗПР