Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы посвящена исследованию особенностей звукопроизношения слов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выбор данной темы обусловлен, прежде всего, значимостью исследуемой проблемы. Правильная речь – это важнейший фактор в процессе формирования личности ребенка, это базовая основа для дальнейшего успешного овладения знаниями и умениями. При этом сформированность звукопроизношения – неотъемлемая составляющая в системе критериев правильной, грамотной речи.
Тема курсовой работы актуальна в связи с достаточной распространенностью явлений нарушения звукопроизношения у детей с различными нарушениями речи и, в частности, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Они обусловлены недостаточностью фонематического слуха и восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Между тем, научных исследований, посвященных методическим аспектам логопедической коррекции нарушений звукопроизношения слов у детей, относящихся к данной группе, явно недостаточно. При этом необходимо подчеркнуть, что эффективность коррекционного воздействия напрямую зависит от его целенаправленности. Таким образом, логопеды-практики испытывают значительные затруднения в работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в связи с недостаточной освещенностью данной проблемы в научно-методической литературе.
Актуальность и значимость темы связана и с негативными последствиями недостаточной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников, выражающимися в дисграфии и дислексии, которые имеют место при достижении детьми школьного возраста. Дисграфия и фонематическая дислексия у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, как правило, возникают на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов. Без специального логопедического воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении им письменной речью.
В связи с приведенными доводами можно сделать вывод о том, что тема исследования, посвященного анализу и систематизации нарушений звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, является актуальной.
Проблема исследования заключается в использовании разнообразных подходов в методических рекомендациях по коррекции выявленных в процессе экспериментального исследования нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, что является свидетельством отсутствия единого подхода.
Объект исследования: процесс формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и их коррекция.
Цель исследования: выявить особенности сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе экспериментального исследования.
В соответствии с целью в ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Описать онтогенез развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста
3. Охарактеризовать признаки нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
5. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут отмечаться нарушения звукопроизношения, которые будут проявляться в следующем:
- нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;
- затруднения в выделении звуков на фоне слова, определение их количества и последовательности;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- учение Л.С. Выготского о дефекте и его структуре;
- исследования А.Н. Гвоздева о развитии речи детей в норме;
- современные исследования Р.И. Лалаевой и Г.А. Каше о детях с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования:
- теоретические – анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические – методика «Обследование звукопроизносительной стороны речи» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной; методика «Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата» Е.Ф. Архиповой;
- интерпретационные – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: предлагаемые методики диагностики звукопроизношения помогут выявить их особенности, что поможет логопедам ДОУ выстроить систему работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 185» (логопедический детский сад комбинированного вида) г. Уфа. В исследовании приняли участие 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением. Первая глава носит теоретический характер и содержит изложение различных научных подходов к выявлению и коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Во второй главе изложены и проанализированы результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление и систематизацию нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1. Исследование развития звукопроизношения у детей в психолого-педагогической литературе
Прежде всего следует акцентировать внимание на значимости исследуемой проблемы. Правильная речь – это важнейший фактор в процессе формирования личности ребенка, это базовая основа для дальнейшего успешного овладения знаниями и умениями. При этом сформированность звукопроизношения – неотъемлемая составляющая в системе критериев правильной, грамотной речи.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи довольно часто испытывают затруднения при произнесении сложных в структурном отношении слов, особенно, если они им малознакомы. Характер таких нарушений может быть различным: сокращение слогов, добавление новых звуков, нарушение последовательности звуков и др. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи оказывает влияние на специфику таких нарушений. Они обусловлены недостаточностью фонематического слуха и восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Исследованием фонетико-фонематического недоразвития речи занимались многие ученые, в частности, Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская [18], А.Я. Мухина, Н.Ю. Михайлова, А.В. Корсунская [16], Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова [20] и другие специалисты.
Исследованиями А.Н. Гвоздева [5] было установлено, что освоение детьми звукопроизношения в ходе нормального речевого развития происходит в определенной последовательности, четкими периодами. Данные периоды подробно проанализированы в трудах ученого.
Необходимость комплексного подхода к оценке речевого развития ребенка обоснована в работах Л.С. Выготского [4]. В психологических исследованиях Л.С. Выготского подчеркивается, что речь оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, отражает среду, в которой растет ребенок. Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия: зрелость различных структур головного мозга; правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций; формирование потребности в общении.
Важное значение имеют труды ведущих специалистов в сфере коррекции нарушений детской речи. Так, научные обоснования системного характера нарушений речи у детей содержатся в исследованиях Т.Б. Филичевой [20, 21], Т.А. Титовой [19], А.К. Марковой [15] и др. авторов.
Н.В. Нищева создала систему коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием [17], В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, которые разработали комплекс логопедических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [11].
О.И. Крупенчук [12] излагает в своей работе комплексную методику коррекции нарушений звукопроизношения. З. Е. Агранович [1] разработала систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Научные разработки по речедвигательной ритмике содержатся в трудах А.Я. Мухиной, Н.Ю. Михайловой, А.В. Корсунской [16]. В пособии Н.С. Четверушкиной [22] представлена система упражнений и разнообразных игр, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи. В основе системы лежит лексико-грамматический подход к коррекции и развитию устной речи.
Следует отметить значимость не только фундаментальных научных исследований специалистов прошлого века в сфере речевых нарушений детей. Большой научный интерес представляют суждения современных теоретиков и практиков в данной области, их инновационные разработки в сфере логопедической коррекции нарушений речи у дошкольников. В частности, в статье Л.И. Беляковой и Ю.О. Филатовой [3] представлена новая модель коррекционного двигательного обучения. Авторы излагают организационные и содержательные компоненты педагогической модели развития звукопроизношения, дифференцированные направления работы с детьми. В статье Э.В. Шараповой [23] обобщен обширный опыт работы по формированию и развитию звукопроизношения у детей. На основе проведенной экспериментальной работы автор делает вывод о преимуществах использования инновационных методов и приемов в процессе формирования звукопроизношения.
Таким образом, к проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи и вопросам коррекции нарушений, связанных с ним, обращались многие исследователи. Проблемы нарушений речи, связанных с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, лежат в поле зрения специалистов ряда смежных наук: психологов, невропатологов, психиатров, эмбриологов, генетиков и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения / З.Е. Агранович. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 212с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT; Астрель, 2008. – 253 с.
3. Белякова, Л.И., Филатова, Ю.О. Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Наука и школа. – 2015. - № 3. – С.114-122.
4. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи. Антология гуманной педагогики / Л.С. Выготский. – Москва: 1996. – 222с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Москва: АПН РСФСР,1961. – 244 с.
6. Голубева, Г.Г. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников: учебно-методическое пособие / Г.Г. Голубева. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 175 с.
7. Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – 428 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М: Наука, 1985. – 307с.
9. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у дошкольников / О.Н. Жовницкая. – М: Владос, 2001. – 298 с.
10. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М.: Просвещение, 1966. – 168 с.
11. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ФФН / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М: Велби, 2007. – 102с.
12. Крупенчук, О.И. Комплексная методика коррекции нарушений звукопроизношения / О.И. Крупенчук. – Санкт-Петербург: Изд. «Литера», 2014. – 131 с.
13. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: книга для логопеда / Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 224 с.
14. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 307 с.
15. Маркова, А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова // Специальная школа. – 1961. – № 3. – С. 12-26.
16. Мухина, А.Я., Михайлова, Н.Ю., Корсунская, А.В. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина, Н.Ю. Михайлова, А.В. Корсунская // Школьный логопед. –2007. – №4. – С.21-25.
17. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб: Питер, 2005. –118с.
18. Рау, Е.Ф., Рождественская, В.И. Смешение звуков речи / Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. – М: Наука, 1972. –170 с.
19. Титова, Т.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников / Т.А. Титова // Логопед в детском саду. – 2005. – № 5/6 (8/9). – С. 69-75.
20. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. – 185с.
21. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина: учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
22. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений / Н.С. Четверушкина. – Москва: Национальный книжный центр, 2015. – 192 с.
23. Шарапова, Э.В. Инновационные методы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении / Э.В. Шарапова // Перспективы науки и образования. 2015. – № 6 (18). – С.44-48.
24. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // Известия АПП РСФСР, вып.13. – 1948. – С. 101-133.