Фрагмент для ознакомления
2
Для совершенствования методического обеспечения практических занятий по предмету «Право» для студентов СПО по специальности «Право и организация социального обеспечения» предлагаем:
1. Разработать кейс задания для решения на практических занятиях дисциплины.
2. Разработать тестовое задание для промежуточного контроля усвоения знаний студентами.
Идея кейса состоит в том, что в нем формулируется актуальная проблема, для поиска решения которой предлагается определенная информация. В бухгалтерском учете информация формируется, на основе анализа которой построены многие другие экономические курсы, посвященные анализу финансового положения компании и результатов ее деятельности, оценке инвестиционных проектов и бизнеса в целом, маркетингу и менеджменту.
Кейс – мощный инструмент в подготовке студентов к изучению правовой дисциплине. На практических курсах по нашей дисциплине работа с кейсом позволяет студентам самим участвовать в разработке задач. Как было отмечено, что применение кейс–метода в учебном процессе развивает у студентов навыки: аналитические, практические, теоретические, коммуникативные, социальные, а также самоанализ.
Количество кейсов в течение семестра зависит от их объема. Также желательно вовлекать студентов в процесс подготовки кейса. Предлагается многоуровневая работа с кейсами. В целом это выглядит так:
Первый этап. Студенты получают кейс как минимум за неделю до работы над ним в классе. Следует дома ознакомиться с его содержанием, подумать о возможных способах решения проблемы дела.
Второй этап. На практических занятиях студенты работают с кейсом под руководством преподавателя. Небольшие кейсы (время на решение от 30 до 80 минут) можно выполнить сразу на практическом занятии. Во время урока можно выполнить два дела, если ученики выполнили соответствующую работу дома и время на одно дело не превышает 30 минут. В том случае, если кейс имеет значительный объем, на практическом занятии можно выполнить только определенную его часть, ученики продолжат дальнейшую работу дома, а решение кейса будет завершено на следующем занятии.
Третий этап. После приобретения опыта работы с кейсами рекомендуется привлекать студентов к созданию новых кейсов. Чтобы разработать тематическое исследование, студентов необходимо разделить на группы от пяти до семи человек. Работу ученика должен контролировать учитель. На этом этапе работа по подготовке дела студентом сама по себе является делом, в котором решается проблема «разработки дела для преподавания юридической дисциплины». Во–первых, студенты должны самостоятельно предлагать темы кейсов и демонстрировать информационную безопасность. Для этого им необходимо будет подробно изучить литературу по конституционным правам, как отечественную, так и зарубежную, опубликованную в Интернете, прочитать дополнительную литературу и выявить проблемы, возникающие при изучении практических заданий.
Четвертый этап. Выполняются кейсы, подготовленные студентами. После каждого случая все студенты обсуждают. Оцениваются результаты работы с делом. Для оценки ситуации студентов можно использовать анкету, в которой баллы определены по пятибалльной системе. Представляется уместным оценить: важность поставленной в деле проблемы; соответствие способностей к решению информации кейса с поставленной в нем проблемой; компонент кейс – обучения, то есть приобретенные знания, навыки в процессе решения кейс – задачи.
Вопросы по делу должны быть актуальными, привлекая студентов как будущих специалистов в правоохранительных органах. В качестве примера возьмем следующий случай:
Кейс, предлагаемый студентам по конкретной теме административного права, содержит не только представление реальных и вымышленных обстоятельств, но и аргументы лиц, перечисленных в тексте дела. Дела могут быть основаны на конкретной правовой проблеме или содержать ряд юридических вопросов.
Практический пример помогает студентам приобрести самые разные навыки. У кейсов есть множество решений и множество альтернативных маршрутов, чтобы добраться туда.
Условия кейса необходимо внимательно прочитать. Каждое предложение в падеже может иметь значение для его правильного решения. Студент обязан внимательно изучить описанные в деле обстоятельства и выявить проблемные моменты. Все административно–правовые дела на семинарах обычно решаются в письменной форме в соответствии со структурой предлагаемого решения преподавателем или разрабатываются студентом самостоятельно.
Структура решения кейса. Кейсы должны решаться таким образом, чтобы решение имело внутреннюю структуру и логику изложения материала. С одной стороны, это позволит разработать определенные алгоритмы работы с судебными делами, с другой – получить системные знания административного права.
В случае если дело не содержит процедурных вопросов, структура решения дела может быть построена для каждого человека, указанного в проблеме. Например, в первой части решения студент анализирует права и обязанности гражданина, во второй части решения анализируются права и обязанности организации государственного органа. Количество деталей в структуре решения кейса зависит от количества действующих лиц.
Структура решения кейса
Субъектный состав правоотношений (орган исполнительной власти, гражданин).
1. Установление фактических обстоятельств (выяснение, какие именно действия совершил каждый субъект права);
2. Права и обязанности исполнительной власти (компетенции) в связи с ситуацией, изложенной в задании.
3. Права и обязанности гражданина применительно к ситуации, изложенной в проблеме.
4. Определение правовой природы спорных правоотношений.
5. Определение применимого материального и процессуального права.
6. Соответствие действий (бездействия), решений исполнительной власти нормам материального и процессуального права.
7. Соответствие действий (бездействия) гражданина нормам материального и процессуального права.
8. Заключение.
Подготовка кейса: как уже отмечалось, роль подготовки кейса должны играть не только учителя, но и сами студенты (студент или группа студентов). Наиболее очевидны три варианта: подготовительный – учительский; подготовительный преподаватель и ученик (студенты), в этом случае преподаватель выступает в роли координатора, ученики активно участвуют в подготовке кейса; подготовительный ученик (студенты).