Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является, по существу, ключевой проблемой социальной психологии.
Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Т
Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решения задач какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатии и антипатии доверия и недоверия, уважения и презрения.
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка, его статуса в группе зависит становление его личности в системе межличностных отношений. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Этот этап становления коммуникативных навыков общения выпадает в том числе и на период младшего школьного возраста.
В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Многие ученые, развивая мысль Ж.Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Общение со сверстником имеет положительный и развивающий эффект в становлении личности при условии популярности ребенка среди сверстников.
Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Возникает необходимость определения той роли, которую играют межличностные отношения в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
Отношения между людьми, как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности, всегда так или иначе осмысливалась ими, сначала на уровне обыденного, житейского сознания, а затем и на более глубоком теоретическом уровне.
Объектом в настоящем исследовании являются межличностные отношения младших школьников.
Предметом исследования являются особенности построения межличностных отношений младших школьников.
Цель работы – провести исследование динамики построения межличностных отношений младших школьников на базе ГБОУ СОШ № 1133 г. Москвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарктеризовать понятие, виды межличностных отношений и их развитие;
рассмотреть особенности межличностных отношений младших школьников;
провести констатирующий эксперимент на базе ГБОУ СОШ № 1133 г. Москвы;
разаработать методику работы по коррекции межличностных отношений, проанализировать результаты контрольного эксперимента.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретический анализ межличностных отношений младших школьников
1.1. Понятие, виды межличностных отношений и их развитие
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.
Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними.
Эмоциональный элемент является ведущим из них. Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой.
Поведенческий компонент, как отмечает Бодалев А.А., межличностных отношений реализуется и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.
Отметим, что межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межличностных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм.
Зимняя И.А. отмечала, что интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.
Динамика развития межличностных отношений в континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение).
Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.
Приятельские отношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.
Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.)
Многие авторы (И.Н. Горелов, В.В. Занков, В.А. Лабунский, А.А. Леонтьев) склонны считать, что межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на ее динамику, широту и глубину. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате –большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения.
Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т.д. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.
Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.
Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.
Отметим, что по-разному влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных – «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования о влиянии временного фактора на межличностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.
Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В настоящее время в печати появляется много работ, в которых рассматриваются проблемы межличностных и деловых контактов и даются практические рекомендации по их оптимизации. Часть таких публикаций представляет собой популярное изложение результатов психологических исследований, порой без ссылок и списка использованной литературы.
Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость деловых и межличностных отношений, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Межличностная привлекательность, с точки зрения Лисина М.И. – это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т.д.
Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н.Н. Обозова.
Используется и такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» – способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно – к сопереживанию с ним. Последнее проявляется в отзывчивости чувств на различные состояния партнера. Данное понятие несколько уже, чем «межличностная привлекательность».
Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения. Другие полагают, что аттракция – это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент. Третьи под аттракцией понимают привлекательность одного человека для другого, в силу чего к нему проявляется позитивное эмоциональное отношение. Как видно из изложенного, многозначность понятия аттракция и перекрываемость его другими феноменами затрудняет использование этого термина и объясняет недостаточную исследованность в отечественной психологии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и перекрывается отечественным термином «межличностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным использовать их как равнозначные.
Под понятием «притяжение» Джонсон Б. понимает потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому. Притяжение может быть одно- и двунаправленным.
Противоположное понятие «отталкивание» связано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенностями, которые воспринимаются и оцениваются негативно, поэтому он вызывает отрицательные эмоции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учебное пособие для студентов / В.В. Абраменкова. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2019. – 384 с.
2. Безродных, Т.В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика / Т.В. Безродных. – Новосибирск : ЦРНС, 2019. – 311 с.
3. Бодалев, A.A. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. – 256 с.
4. Братчикова, Ю.В. Место и роль межличностных взаимодействий младших школьников в учебном процессе / Ю.В. Братчикова // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.Н. Васягина. – Екатеринбург, 2006. – Вып. 4. – С. 124-128.
5. Буданова, О.В. Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников / О.В. Буданова. – М.: Перспектива, 2018. – 136 с.
6. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/index.shtml?from_page=21(дата обращения 09.11.2021).
7. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2017. – 360 с.
8. Волков, Б.С. Возрастная психология: учеб. пособ. для студ. вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. –М.: ВЛАДОС, 2015. –343 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2020. – 365 с.
10. Гонина, О.О. Психология. Учебное пособие / О.О. Гонина. – М.: КноРус, 2019. – 320 с.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М. : Просвещение, 2019. –223 с.
12. Гуревич, П.С. Психология: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2017. – 608 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / И.А. Зимняя. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2019. – 448 с.
14. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие И.А. Корецкая. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2018. – 120 с.
15. Мокина, Я.А. Особенности межличностных отношений младших школьников / Я.А. Мокина // Вестник Науки и Творчества. 2020. – 118-122 с.
16. Нагорнова, А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. 2018. – С. 38-42.
17. Чернобровкина, С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие / С.В. Чернобровкина. – Омск: Ом. гос. ун-т, 2018. – 128 с.