Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от остальных учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: он является не только предметом изучения и обучения, но и средством изучения всех остальных предметов. Успехи обучающихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными
предметами во многом зависят от уровня преподавания предмета.
Содержание ФГОС по русскому языку структурировано в логике
сочетания аспектов языковой (коммуникативной) деятельности, опыт
освоения которой должен стать основным ресурсом развития универсальных учебных действий, исследовательских умений и навыков,
компетентности школьника [32].
Формирование орфографической зоркости, дополняющей знание орфографических правил и умения применять их на письме, является приоритетной задачей школьного курса русского языка.
Известно, что правописание (орфография и пунктуация) имеет значение одного из самых сложных аспектов письменной речевой деятельности в курсе русского языка. Орфографическая грамотность в методике русского языка всегда рассматривалась как составная часть языковой культуры (К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, Д.И. Тихомиров, М.В. Ушаков, Н.П. Каноны-кин, Н.А. Щербакова, Н.С. Рождественский, Л.П. Федоренко, Г.Н. Приступа, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская и др.).
Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить школьников правописанию очень непросто. Причинами являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя» [17].
Из практики обучения русскому языку в 5-7 классах известно, что орфографическая грамотность обучающихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ. Поэтому совершенствование орфографической грамотности обучающихся – одна из важных задач, стоящих перед учителем.
Формирование орфографической грамотности учащихся всегда остаётся одной из главных проблем в методике преподавания русского языка в школе. На каждом уроке учитель-словесник ведёт целенаправленную работу по развитию орфографических навыков, но, к сожалению, её результаты не всегда успешны: многие ученики продолжают допускать ошибки, так как не могут применить изученное правило на практике.
Общеизвестно, что специфика рассмотрения большинства орфографических тем заключается в разрозненности, дробности частных орфографических правил[13].
Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования – создание условий для усвоения орфограммы Н и НН в причастиях и соотносительных прилагательных.
Объект исследования – орфограмма Н и НН в причастиях и соотносительных прилагательных.
Предмет исследования – система работы над орфограммой Н и НН в причастиях и соотносительных прилагательных.
Для реализации цели исследования определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические и методологические аспекты работы над орфограммой;
2. Проанализировать УМК В.В. Бабайцевой и УМК М.М. Разумовская;
3. Организовать педагогическое исследование;
4. Разработать методические рекомендации по теме исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение методического опыта, педагогическое исследование.
Структура работы: работа структурирована в две главы, выделены введение, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты формирования орфографических навыков у обучающихся
1.1. Цели, содержание обучения орфографии, её место в школьном курсе русского языка
Орфографическая грамотность обучающихся – одна из актуальнейших
проблем, стоящих перед школой на протяжении всего ее развития. К сожалению, проблема орфографической грамотности, несмотря на ее возраст, до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить,
узнавать явления языка на основе так называемого орфографического
навыка, который помогает пишущему задуматься, остановиться, проверить себя, когда это нужно.
Наиболее часто встречающейся причиной низкой орфографической грамотности обучающихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.
Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на умениях и навыках, таких как умение анализировать слово с фонетической; навык письма; умение определять морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее правило [24].
Теория русской орфографии возникла в середине 18 в., её
основоположники – М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский. Огромный вклад в развитие русской орфографии внесли языковеды: Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, А. И. Соболевский, В. В. Виноградов, Р. И. Аванесов, Н. М. Шанский, А. Н. Гвоздев, Л. В. Щерба и другие [8].
Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников – формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами и умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность характеризуется как умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.
В школе ставится задача сформировать относительную орфо-графическую грамотность обучающихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:
– познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
– сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
– научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
– сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
– создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
Орфография – самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное ознакомление с ней либо до изучения грамматики, либо после ее изучения. Первая возможность в школе нереальна в связи с тем, что русская орфография связана со всем языком – со всеми его уровнями, и незнание сведений о нем не позволит успешно заниматься орфографией. Компактное изучение орфографии после ознакомления с грамматикой возможно, но нецелесообразно, так как фактически для формирования орфографических умений будет потеряно три года.
Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепенность и длительность работы по формированию у них относи¬тельной орфографической грамотности.
В современном школьном курсе русского языка орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности. Например, гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и другие. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще не известных обучающимся. Так, в 5 классе затруднительно обучить детей правописанию гласных после шипящих в суффиксах разных частей речи, потому что еще не изучены причастия и наречия. Чтобы в 5 классе научить школьников умению употреблять букву ъ после шипящих на конце глагольных форм, надо уметь опознавать глаголы в повелительном наклонении.
Как мы уже отмечали выше, орфограмма – написание, которое не устанавливается на слух.
Выделим признаки орфограммы:
– написание, которое требует проверки (буква, сочетание букв,
морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при
переносе);
– наличие в слове нe менее двух возможных вариантов написания, при
этом правильный из них лишь один [29].
Типы орфограмм различаются в каждом разделе орфографии.
например, Орфограммой первого раздела является буква: например, H и HH в суффиксах прилагательных, согласные глухие и звонкие на конце и в корне
слова, суффиксы -ИK / -EK в существительных и др.
Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу,
так как осознает наличие орфограммы в слове. B этом случае говорят, что
имеет место орфографическое действие. B орфографическом действии
выделяются два этапа:
1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в
соответствии с правилом).
Орфографическое правило – алгоритм, который указывает условия
выбора правильного написания (орфограммы) в словах. Условия выбора –морфологические, фонетические, синтаксические, смысловые и словообразовательные особенности слов, которые определяют, что следует
писать в том или ином случае.
В формулировке орфографических правил обычно называются семантические и грамматические; фонетические и грамматические; семантические, фонетические и грамматические признаки орфограмм. Есть небольшая группа правил, в которых указываются только грамматические признаки орфограмм [7].
Исходя из темы исследования, мы проанализировали правило, в котором даётся только грамматическая характеристика орфограммы.
Обратимся к правилу по написанию Н и НН в причастиях и прилагательных. Для того, чтобы понять, когда писать -н- или -нн- в причастиях и прилагательных, нужно уметь определять способ образования искомой части речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеев, Ф.С. Русский язык. Все правила в схемах и таблицах / Ф.С. Алексеев. – Москва : АСТ, 2018. – 352 c.
2. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи. : Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 320 c.
3. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учрежд. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – Москва : Дрофа, 2012. – 319 с.
4. Бронникова, Ю.О. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / А.П. Сдобнова, Ю.О. Бронникова, И.А. Тарасова; Под ред. А.П. Сдобнова. – Москва : Флинта, Наука, 2009. – 176 c.
5. Власенков, А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе [Текст] / А. И. Власенков. – Москва, 1973.
6. Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.М. Воителева, Е.С. Антонова. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 400 c.
7. Алексеев, Ф.С. Русский язык. Все правила в схемах и таблицах / Ф.С. Алексеев. – Москва : АСТ, 2018. – 352 c.
8. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 320 c.
9. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учрежд. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – Москва : Дрофа, 2012. – 319 с.
10. Бронникова, Ю.О. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / А.П. Сдобнова, Ю.О. Бронникова, И.А. Тарасова; Под ред. А.П. Сдобнова. – Москва : Флинта, Наука, 2009. – 176 c.
11. Власенков, А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе [Текст] / А. И. Власенков. – Москва, 1973.
12. Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.М. Воителева, Е.С. Антонова. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 400 c.
13. Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия : Учебное пособие / Ж.В. Ганиев. – Москва : Флинта, Наука, 2012. – 200 c.
14. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . – Москва : Юрайт, 2013. – 559 c.
15. Зотова, М.А. Имя прилагательное: русский язык легко и быстро / М.А. Зотова. – Рн/Д : Феникс, 2016. – 507 c.
16. Князев, С. В. Современный русский литературный язык:
фонетика, орфоэпия, графика и орфография : учебное пособие для вузов / С.
В. Князев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Гаудеамус, 2012. – 430 с.
17. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка : учеб.
пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / М. Р. Львов, В. Г.
18. Малюшкин, А.Б. Русский язык. 6-7 классы. Мониторинг качества знаний. 30 вариантов типовых тестовых заданий с ответами / А.Б. Малюшкин, Е.Ю. Рогачева. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 128 c.
19. Методика преподавания русского языка в средней школе :
учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И.
Литневская, В. А. Багрянцева ; под ред. Е. И. Литневской. – Москва
: Академический проект, 2006. – 590 с.
20. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для
студентов высш. пед. учеб. заведений/ М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А.
Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. – Москва : Академия,
2001. – 368 с.
21. Методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углублённое изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, И. Н. Политова, О. А. Сальникова. - 2-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2014. – 397 с.
22. Методическое пособие к учебнику под ред.
М. М. Разумовской, П. А. Леканта «Русский язык. 7 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2015. – 158 с.
23. О необходимости выделения традиционных написаний при
обучении русской орфографии :материалы VII Международной научно-
практической конференции / О.Г. Терентьева. – Казань, 2016. – С. 200–202
24. Репкин, В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности / В.В. Репкин // Нач. школа. – 1999. – № 7. – 95 с.
25. Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразоват. учрежд в 2
ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред.
Н. М. Шанский. – 5-е изд. дораб. – Москва : Просвещение, 2015. – 191 с.
26. Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразоват. учреждений
/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. М. М,
Разумовской, П. А. Леканта. – Москва : Дрофа, 2013 – 335 с.
27. Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразоват. учрежд в 2 ч.
/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н.
М. Шанский. – Москва : Просвещение, 2013. – 223 с.
28. Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений
/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. М. М,
Разумовской, П. А. Леканта. – Москва : Дрофа, 2009 – 316 с.
29. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш. проф.
образования / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П.Крысин [и др.]. – Москва :
Академия,2011. – 784 с.
30. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и лит.» / А. В. Текучев. – Изд. 3-е, перераб. – Москва, 1980.
31. Ушакова, Л.И. Орфографические правила и исключения / Л.И.
Ушакова // Русский язык в школе. –2008. –No4.– С. 15–22
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
33. Хрестоматия по методике русского языка. Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / под ред. В.Ф.Иванова, Б.И.Осипов. – М. Педагогика, 1995. – 305 с.
34. Шхапацева, М.Х. Современный русский язык : учебник для
педагогических факультетов высших учебных заведений / М.Х. Шхапацева. –
Майкоп : АГУ, 2013. – 475 с.
35. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. – Москва: Аспект Пресс, 200. – 252 с.
36. Юрина, Т. А, Принципы русской орфографии в аспекте их
мотивированности языковыми законами / Т. А. Юрина // Сибирский
педагогический журнал. – 2007. – №11. – С. 139–146