Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из
видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценка. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом, включенным в образовательную практику. В этом случае обучающимися приобретаются и формируются навыки и привычки адекватной учебной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Самооценка является важнейшим фактором, влияющим на учебную деятельность ученика и во многом определяющим его дальнейшее личностное развитие. Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребенка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека.
Проблему формирования адекватной самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности можно считать актуальной, так как младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие. Поэтому, в этот период необходимо закладывать основы адекватной самооценки, которая будет способствовать благополучному обучению младшего школьника и развитию уверенности в себе. Актуальность темы исследования также заключается в том, что проблема формирования адекватной самооценки младших школьников определена возросшим интересом к личности школьника в условиях совершенствования современной системы образования.
Проблемами формирования адекватной самооценки младших школьников были посвящены труды В.А. Горбачёвой, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и других ученых. А.В. Карпов пишет о том, что более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, а иные аспекты самооценки на данный момент недостаточно широко представлены в психолого-педагогических исследованиях.
Объект исследования: формирование самооценки у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические приемы формирования учебной самооценки у младших школьников.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию самооценки младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие самооценки в психологии и педагогике.
2. Описать психологические особенности самооценки у младших школьников и процесс ее формирования на уроках.
3. Осуществить педагогическую диагностику учебной самооценки у младших школьников.
4. Дать методические рекомендации по формированию самооценки младших школьников в процессе обучения.
Практическая значимость исследования: представленный материал может быть использован учителями начальной школы для формирования самооценки у младших школьников в процессе обучения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки школьников в процессе обучения
1.1. Самооценка: понятие, структура и виды
Индивид становится личностью, благодаря одному из существенных условий, которым является самооценка. Она способствует формированию у человека потребности соответствовать уровню своих личностных оценок, а не только уровню окружающих [2].
Большую роль в формировании самооценки играет то, как человека и
его достижения оценивают окружающие его люди [5].
Рассмотрим содержание понятия самооценка.
Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимова, Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст] / Р. Н. Азимова. Известия АПАз ССР, 1969. № 3. С. 18-22.
2. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка [Текст] / К. Аспер ; [пер. Ю. Данко]. - Москва : Добросвет : Изд-во "КДУ", 2012. - 365 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
4. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
5. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика [Текст] : учебник для бакалавров : учебник по дисциплине "Психология и педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим направлениям и специальностям / Г. В. Бороздина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2013. - 477 с.
6. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 – 2000 - С. 14-19.
7. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе [Текст] / Е. Н. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 411–415.
8. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] / А. Б. Воронцов. М., 2012. 450 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 671 с.
10. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / И. В. Дубровина: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009. – 560 с.
11. Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова // Начальная школа - 1992 - № 3 - С. 13 -16.
12. Кислицкая, Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению [Текст] / Л. А. Кислицкая. — М.: МГППУ, 2006. — 320 с.
13. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. – Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. – 254 с.
14. Кон, И. С. Психология ранней юности : Кн. для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. – 254 с.
15. Ларина А.Б. Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. наук. – Калининград, 2011. – 33 с.
16. Латыпова Л.А. Формирование навыков самооценки и самоконтроля школьников в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://oubak.tev.obr55.ru.
17. Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. — М., 1999. — 382 с.
18. Новиченкова, Е. Ю. Кризисы детского возраста [Текст] : формируем здоровую самооценку / Е. Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 170 с.
19. Осипова, О.В. Особенности изучения самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности [Текст] / Зверева Ю.В., Линк Н.А. (ред.) Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. – С. 33-37.
20. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся // Начальная школа. 2012. № 7. С. 18-20
21. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание [Текст]. - Москва : Политиздат, 1972. - 303 с.
22. Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / И. Ю. Троицкая // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 207-209.
23. Фатуллаева, А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Фатуллаева Аят Тамирлановна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т]. - Махачкала, 2009. - 22 с.
24. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (Психология развития и возрастная психология) : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 349 с.
25. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Щетинина. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.