Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день формирование миссии предприятия имеет значение как для стратегического планирования и видения предприятия в будущем, а также постановки стратегических целей, так и для клиентов предприятия и его контрагентов.
Это объясняется тем, что миссия является частью имиджа предприятия. Данную тему исследовали следующие авторы: Алцыбеева И.Г. , Баранова Е.С., Ожерельева М.В., Ведерникова В.И., Ведерникова Д.О. , Канащенков А.А., Кашуй В.Э., Кузьмин А.М., Высоковская Е.А. , Мельникова Н.А., Мечик С.В., Мешанков Д.В., Гаврилова И.С. , Полунин И.А., Шевченко С.А. , Пушкарева Н.В., Новикова И.И. , Фомичева О.Ю. , Абрамова М.И..
Цель – определить роль миссии в управлении предприятием, этапы ее разработки и значение для деятельности предприятия. Задачи:
провести теоретическое исследование основ управления миссией и целями на предприятии;
провести анализ организационной деятельности предприятия.
Объект – ООО «Апельсин». Предмет миссия ООО «Апельсин».
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МИССИЕЙ И ЦЕЛЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Значение и сущность миссии и целей в управлении предприятием
Миссия предприятия представляет собой утверждение, написанное по определенной форме. В миссии предприятия заключается назначение существования данного предприятия, смысл его деятельности.
Предприятие при определении миссии преследует следующие цели :
определяет область активных действий предприятия;
определяет принципы конкурентной борьбы;
определяет базу разработки целей предприятия;
разрабатывает концепцию, вдохновляющую персонал.
Цели разработки миссии – видение образа предприятия. Здесь отражаются интересы всех групп, связанных с деятельностью предприятия (собственники, сотрудники, контрагенты, клиенты и др.).
Кроме того, должны приниматься во внимание следующие факторы:
история возникновения предприятия и его традиции;
стиль поведения собственников;
ресурсы предприятия;
окружающая среда;
достоинства предприятия.
Обычно формируется краткая и развернутая миссии. В развернутой миссии отражаются все перечисленные факторы. Такая миссия используется внутри компании .
Сфера деятельности организации в рамках формулировки миссии организации может быть определена по-разному, более широко или
узко. Например, общее определение – транспорт, детальное определение – автомобили. Выбрать вариант, который бы наилучшим образом способствовал разработке стратегии, зачастую бывает нелегко .
При определении сферы деятельности обычно принимают во внимание три группы факторов:
1) область потребностей (что производить?);
2) целевая группа потребителей (для кого производить?);
3) технология и функциональное исполнение (как удовлетворяются потребности?).
Миссия предприятия также отражает формы средне- и долгосрочного взаимодействия для решения значимых задач на взаимовыгодных условиях.
В таком случае миссия должна учитывать также интересы следующих субъектов :
Государство:
-Федеральный уровень
-Субъектный уровень
-Местный уровень
Организации всех видов организационно-правовых форм (частный бизнес).
Базовыми признаками миссии предприятия является :
- взаимодействие сторон официально и осуществляется на юридической основе;
- подчеркивается равноправный характер взаимоотношений;
-миссия и деятельность предприятия имеет выраженную публичную направленность;
- может предлагаться консолидация и объединение усилий и ресурсов;
- результаты распределяются согласно предварительной договоренности;
Миссия разрабатывается в русле целостной стратегии экономического развития предприятия .
Также миссия подчеркивает улучшение прозрачности взаимодействия и повышение уровня доверия между субъектами деятельности и более тщательную проработку проектов и работу с общественностью.
1.2. Теоретические основы миссии и целей в управлении предприятием
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации: − Задачи, на которые направлена деятельность предприятия (целевые ориентиры); − Сфера деятельности (определяет итоговый продукт и рынки); − Философия, система ценностей и имидж предприятия; − Инструменты осуществления деятельности предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алцыбеева И.Г. Видение и миссия предприятия на рынке хлебобулочной продукции // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК-2016) Сборник статей 2-е издание, исправленное и дополненное. Вятский государственный университет. 2016. С. 3953-3957.
2. Анализ внешней среды деятельности предприятия по производству медицинского оборудования / Чистоклетова Е.В., Чучилова Е.С., Орлова В.Г. // В сборнике: проблемы автоматизации. Региональное управление. Связь и автоматика (паруса-2019). Сборник трудов VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Сборник трудов VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, В двух томах. 2019. С. 155-160.
3. Байрамов Н.В., Рогова Т.Н. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии // В сборнике: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем Сборник научных трудов. 2016. С. 140-143.
4. Баранова Е.С., Ожерельева М.В. Формирование миссии фирмы как элемент стратегического планирования // В сборнике: Современное состояние и тенденции социально-экономического развития региона 2018. С. 77-80.
5. Белобородова А.Р. Основные цели выхода предприятия на зарубежный рынок // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 103-105.
6. Бобырева Е.Г., Василенко Ж.А. Стратегический менеджмент как концепция управления // В сборнике: Наука и общество - 2021. Материалы международной научной конференции. Под редакцией Н.Б. Осипян, И.В. Макаровой, М.И. Жбанниковой. Москва, 2021. С. 68-72.
7. Бондарчук Е.И., Мидляр А.К. Исследование маркетингового обеспечения мясоперерабатывающих предприятий с целью повышения конкурентоспособности на рынке // Економічні студії. 2017. № 1 (14). С. 11-15.
8. Будина Е.В., Цветкова Л.А. Методика разработки миссии и цели для предприятия ООО «АИР» // В сборнике: Актуальные проблемы агропромышленного комплекса. Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ. 2020. С. 351-354.
9. Ведерникова В.И., Ведерникова Д.О. Социальное предназначение миссии компании // В сборнике: Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства Материалы IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2018. С. 385-388.
10. Выбор миссии и формирование стратегической цели организации / Шарохина С.В., Кислинская М.В., Пудовкина О.Е. // В сборнике: перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции: В 3 частях. Ответственный редактор: Халиков А.Р. 2018. С. 23-27.
11. Герасимова А.С. Особенности использования маркетингового инструментария в целях обеспечения стратегического развития торговых розничных предприятий // В сборнике: Современные условия взаимодействия науки и техники Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 123-126.
12. Горнштейн М.Ю., Подольских А.А. Цели и направления развития культурно-досуговой деятельности предприятий в рыночных условиях // Экономика и социум. 2017. № 1-2 (32). С. 1592-1598.
13. Губжокова К.А., Шурдумова Э.Г. Система налогового планирования деятельности предприятий в целях устойчивого развития // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2017. № 33. С. 137-142.
14. Думанян В.Е. Разработка целей деятельности предприятия на примере ООО «НОЙ» республика Тыва // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2017. № 9. С. 104-109.
15. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Построение эффективного предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 9. С. 43-84.
16. Замышляйченко М.Н. Определение миссии и целей организации как этап процесса стратегического планирования // В сборнике: Интеграция науки, образования и бизнеса - пути развития высшего образования XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. Юбилейный сборник научных трудов к 65-летию ФГБОУ ВО "Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)". 2018. С. 202-207.
17. Запорожцева Л.А., Сабетова Т.В. Формирование стратегии устойчивого развития коммерческих организаций // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2016. № 2 (68). С. 350-355.
18. Зиборова М.С., Рябов В.Н. Совершенствование управления маркетингом с целью повышения конкурентоспособности предприятия // В сборнике: Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2017. С. 31-33.
19. К вопросу о содержании логистической миссии и целей логистики / Грейз Г.М., Кузменко Ю.Г., Окольнишникова И.Ю. // В сборнике: инновации в науке и практике. сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. 2018. С. 96-102.
20. Канащенков А.А. Технология разработки миссии предприятия // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 10. С. 20-26.
21. Кашуй В.Э. Определение миссии и целей предприятий // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы теории и практики материалы региональной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Бугославская А. В.. 2016. С. 45-49.
22. Кирьянов Е.О. Трансформация целей финансово-инвестиционной стратегии российских промышленных предприятий в современных экономических условиях // Научное знание современности. 2017. № 2 (2). С. 154-159.
23. Коростина А.А., Романова А.Н. Значение стратегического планирования в управлении предприятием // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 56. С. 259-264.
24. Кузьмин А.М., Высоковская Е.А. Эшриджская модель миссии // Методы менеджмента качества. 2018. № 1. С. 21.
25. Медведева Е.В. Оценка факторов, влияющих на уровень предпринимательского дохода, в целях инновационного развития предприятий // В сборнике: Инновационные процессы в формировании интегрированных структур региональных промышленных комплексов Поволжья сборник материалов международной научно-практической конференции. 2017. С. 84-87.
26. Мельникова Н.А. Разработка миссии на предприятии сферы сервиса // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 126-128.
27. Метельская Е.А., Карпенко Е.Д. К вопросу о разработке миссии и целей на предприятии // Электронный научный журнал. 2020. № 3 (32). С. 167-169.
28. Мечик С.В. Формирование миссии субъекта предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-2 (67-2). С. 918-921.
29. Мешанков Д.В., Гаврилова И.С. Разработка технологической модели миссии инновационного предприятия // Высшая школа. 2016. № 18. С. 8-12.
30. Моргунов А.В. Стратегические цели промышленного предприятия и устойчивость экономики // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 6. № 58. С. 226-229.
31. Мявлина Н.Ж. Разработка стратегии предприятия // В сборнике: Перспективы развития предприятий реального сектора экономики в современных условиях материалы международной (очно-заочной) научно-практической конференции. 2016. С. 46-48.
32. Николаев Н.А. Повышение уровня соответствия функций управления персоналом целям предприятия как фактор снижения оппортунизма сотрудников // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17. № 1. С. 114-125.
33. Попрозман А.И. Этапы разработки общей стратегии развития предприятия в условиях трансформации экономики // Формирование рыночных отношений в Украине. 2020. № 2 (225). С. 63-70.
34. Сотникова А.Н. Проблемы определения миссии и целей деятельности туристского предприятия // Культура и время перемен. 2019. № 2 (25). С. 5.
35. Формулирование миссии и ключевых целей предприятия как инструмент стратегического менеджмента / Абаева Е.А., Аверина Ю.М., Субчева Е.Н., Шумова В.С. // Успехи в химии и химической технологии. 2021. Т. 35. № 1 (236). С. 13-15.
36. Шевченко И.В., Крюченко Н.Н. Ключевые факторы, определяющие стратегию, миссию и цели развития предприятий морского транспорта России при интеграции в мировое хозяйство // Экономика: теория и практика. 2019. № 1 (53). С. 52-58.