Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основных задач дошкольной образовательной организации является обучение детей старшего дошкольного возраста связной речи, то есть умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Связная речь не формируется спонтанно, а является результатом перехода ребенка от ситуативной речи к контекстной в процессе организованного обучения дошкольника. Основными задачами занятий по развитию речи являются: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения; составление детьми высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение); умение вести диалог, выражать свои мысли и действия в виде связных предложений. Все перечисленные задачи позволяют сделать вывод, что вопросы формирования и развития связной речи принято рассматривать в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи.
Использование конструктора LEGO на занятиях в детской образовательной организации позволяет не только решать данные задачи и формировать диалогическую и монологическую речь, но и интегрировать все образовательные области как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Методика обучения дошкольников связной речи основывается на принципе речевого действия. Фразы, произносимые ребенком, будут результатом речевого действия только при наличии у него внутреннего мотива деятельности (почему ему нужно это сказать), цели (для чего нужно это сказать, что получится в результате), мысли (какое содержание нужно передать). Ребенок должен самостоятельно отобрать слова для передачи мысли, построить предложения, связать их между собой. Мотивация речевой деятельности может быть игровой и коммуникативной. Наилучший результат дает их сочетание. В ход занятий можно включать игровые персонажи, которым дети рассказывают. Эффективным является использование игр-драматизаций. Загадывание и отгадывание загадок, толкование поговорок, рассказывание на тему скороговорки способствуют созданию проблемной ситуации, способствующей речевой активности.
Несмотря на разработанность методики развития монологической речи, практика работы свидетельствует о существующей проблеме мотивации речевой деятельности детей при обучении их диалогу.
Проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна в современном обществе, поскольку требования к качеству дошкольного образования возрастают, и особенное внимание уделяется уровню речевого развития детей. Успешность обучения детей старшего дошкольного возраста в начальной школе непосредственно зависит от уровня овладения ими связной речью. Такие учебные действия как: восприятие и воспроизведение текста, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - требуют достаточного уровня развития связной речи у будущих школьников. Во время развития связной речи ребенка, эффективными и часто применяемыми средствами воздействия на речь являются различные дидактические игры, занятия, и упражнения, в том числе с использованием конструктора.
Цель исследования: теоретически выявить и обосновать эффективность использования Лего-технологии для развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников.
Предмет исследования: использование Лего-технологии, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть диалогическую речь как один из видов речевой деятельности;
• Выявить возможности применения LEGO конструирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста;
• Изучить уровень развития диалогической речи у старших дошкольников;
• Предложить игры и занятия с LEGO для развития диалогической речи.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение, сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности педагогов дошкольного образования, демонстрируя возможности использования Лего-технологии для развития связной речи детей дошкольного возраста.
Глава 1. Основы исследования развития диалогической речи детей дошкольного возраста средствами Lego-конструирования
1.1. Диалогическая речь как один из видов речевой деятельности
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулирует поведение и является основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка. Речевое развитие представляет собой необходимое условие для становления всех функций высшей психики. М. Р. Львов утверждает, что «речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.» .
С. Л. Рубинштейн пишет, что «речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления» . Становление устной речи и умений речевого общения, является основной цель работы по развитию речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2006.
2. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
4. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий, 2008.
5. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2015
6. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов. 4-е изд. доп. / В. П. Глухов. – М. : Астрель, 2014
7. Дементьев, В. В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия [Текст] / В. В. Дементьев // Антология речевых жанров. – М. : Лабиринт, 2013
8. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление [Текст] / Г. М. Кучинский. – Минск : Университетское образование, 2012
9. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учеб. пособие / М. Р. Львов. — М. : Академия, —2000
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Издательство «Питер», — 2000
11. Селезнёва Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека). М.: Просвещение, 2007. 44 с.
12. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М. : Детство-Пресс, 2014
13. Сиротина, О. Б. Всё, что нужно знать о русской речи [Текст] : пособие для эффективного общения / О. Б. Сиротина. – М. : ЛЕНАНД, 2016
14. Трубайчук Л. В. и др. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: колл. монография / под ред. Л. В. Трубайчук. Челябинск: ООО «Рекпол», 2011. 388 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 / под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера, 2016. 96 с.
16. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. М.: Творческий центр «Сфера», 2012. 144 с.
17. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] / А. В. Чулкова. – Ростов-на/Д. : Феникс, 2014
18. Шведова, Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи // Синтаксис современного русского языка [Текст] : хрестоматия с заданиями / авт.-сост. Г. Н. Акимова и др. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2013