Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование - одна из
важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей
процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и
навыков с целью их эффективного использования в профессиональной
деятельности.
Современная ситуация развития теории и практики
государственного управления образованием в России характеризуется
напряженным поиском путей опережающего реагирования на вызовы
времени. Сложность управленческой проблематики, определяет характер
преобразований в системе образования, в том числе и на региональном
уровне, требует глубокого и детального осмысления, выработки новых идей
и подходов, которые раскрывали бы пути повышения эффективности
управления развитием общего среднего образования.
Актуальность выполненной работы определяется необходимостью определения научных подходов по совершенствованию действующей системы управления образовательными системами, разработки на этой основе соответствующихпредложений по совершенствованию управления.
Объект исследования - процессы управления образовательными
системами РФ.
Предмет исследования - методы и средства совершенствования
управления образовательными системами.
Цель исследования разработка рекомендаций по совершенствованию управления образовательной системой учреждения
Задачи:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Понятие управления системой образования
Социально - экономические изменения, происходящие в настоящее время в России, несомненно, оказывают влияние на сферу образования, а также ее адаптацию к новым условиям. Поэтому эта область должна быть мобильной, соответствовать современным требованиям как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.
В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) (ст. 20) особое внимание уделяется вопросам инновационной деятельности, которая «осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально - экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» .
Отличительными особенностями современного образования является его открытость, мобильность, гуманизация, адаптивность, управляемость и другие. Процессы модернизации и оптимизации, происходящие в образовании, касаются и системы управления, которое предполагает активное применение как традиционного, так и инновационного инструментария.
В современных социокультурных условиях развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление образованием на всех уровнях (межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации).
Управление системой образования тесно связано с историей становления процесса управления. Проблемы управления (прежде всего государственного) интересовали философов еще в античные времена. В течение продолжительного времени оно рассматривалось как ремесло. В начале XX в. потребность усовершенствования управления способствовала появлению новой научной отрасли, выдвигалась задача создания научной технологии управления. В разработке теории управления значительная роль принадлежит зарубежным исследователям (А. Маслоу, Э. Мэйо, Ф. Тейлор, А. Файоль и др.).
Впервые эту теорию систематизировал основатель административной (классической) школы управления Анри Файоль. Его теория была ключевой до 30 - х гг.: «управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
А. Файоль выделял шесть основных групп операций управленческой деятельности (техническую и технологическую, коммерческую, финансовую, охранную, учетную, административную), отмечал, что администрирование является частью управления, называл руководство перечисленными операциями общим управлением; говорил о том, что управление не является прерогативой, ни лично присваиваемой обязанностью руководства; это функция, разделяемая между руководителем и всем коллективом, подобно другим существенным функциям.
Считал, что понятия «правление» и «управление» не являются тождественными. Править – вести организацию к ее цели, стремясь извлечь, возможно, большие выгоды из всех ресурсов, которыми она располагает. Управление же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено правлением. В 50 - 70 - е гг. в Западной Европе и США появляются новые подходы к регулированию руководства социальными системами.
Можно выделить три основных группы: рационалистические теории (эффективность деятельности обеспечивается четкой регламентацией), жестким контролем исполнения и стимулированием продуктивной работы; поведенческие теории направлены на создание благоприятных человеческих отношений, определяющее место занимают индивидуальные мотивы участников совместной деятельности; системные теории, которые охватывают всю совокупность проблем управления системой образования на разных уровнях. Ряд зарубежных и отечественных деятелей образования (Ф. Боббитт, Дж. Купман, А.Н. Волковский, Н.И. Иорданский и др.) рассматривали вопросы переноса общих идей управления в сферу управления педагогическими системами.
Основы управления образовательной системой стали формироваться во второй половине XIX в. Это было связано с распространением массового обучения, становлением национальных систем школьного образования (в конкретной стране была своя специфика) в США и странах Европы. В связи с этим в традиционной педагогике был выделен раздел – «училищеведение». В России теория управления образованием получила свое развитие как «школоведение».
Внутренняя организация образовательных учреждений и их взаимодействие с государственными и общественными организациями стали предметом изучения теории административного управления в XX в. В России с 20 - х гг. XX в. стали активно изучаться проблемы управления образованием, появились публикации.
В 1921 г. в Москве был создан Центральный институт организаторов народного просвещения им. Е.А. Литкенса (ЦИОНП), который был первым в мире научно - исследовательским центром, занимающимся вопросами управления образованием, а в 1928 г. – Центральный институт повышения квалификации кадров народного образования (ЦИПККНО).
Эти учреждения занимались вопросами повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, осуществляли исследования в этом направлении. Первые советские документы о школе предусматривали: децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, участие общественных организаций в просвещении. Однако с середины 20 - х гг. прошлого века управление школой начало жестко регламентироваться, а в начале 30 - х гг.
Народный комиссариат просвещения РСФСР стал органом исполнения партийных директив. В этот период усиление административно - командной системы управления привело к тому, что разработки в этой области были практически полностью прекращены. С 1950 - х гг. проблемы управления образованием стали активно обсуждаться в педагогической литературе, издается книга «Школоведение» (под ред. А.Н. Волковского и М.П. Малышева), в которой вводится понятие «управление школой», рассматриваются вопросы школьной системы, организации обучения, управления школьным делом, что было обусловлено проблемами самого образования.
В 1970 - гг. вместо традиционно используемого термина «внутришкольное руководство» стал применяться термин «внутришкольное управление». С конца 80 - х гг. была организована деятельность по совершенствованию научной базы управления образовательной системой, получают обоснование термины «внутришкольное управление» и «функции управления».
В 1991 г. Правительством принята «Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) была разграничена компетенция органов управления образовательной системой на всех уровнях, создана правовая основа для централизации рассматриваемой системы.
К компетенции государственных органов были отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка образовательных стандартов; введение аккредитации, аттестации и лицензирования образовательных учреждений; установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к образованию специалистов, формирование структуры образования. Рассмотренные подходы были также конкретизированы применительно к высшим учебным заведениям в «Законе РФ о высшем и послевузовском образовании (1996 г.)».
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.
2.Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. 128 с. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 160 с.
3.Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2017.
4.Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.
5.Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37.
6.Гарькина, И.А., Данилов, А.М. Системный подход к повышению качества образования / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2017. – № 4. – Т. 19. – С. 4-7.
7.Гарькина, И.А., Данилов, А.М., Волкова, О.В. Формальные методы при моделировании и идентификации организационных систем // Современные проблемы науки и образования. –2018. – №6.
8.Гельмс, А.В. Реформы системы образования в Российской Федерации: концептуальный замысел, практическая реализация, общественное восприятие (1991-1999 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. М. 2019. 20 с.
9.Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2016. – 476 с.
10. Горбань, В. А. Управление взаимодействием учебных заведений разного уровня в учебно-воспитательном комплексе / В.А. Горбань // Образование и управление. - 2016 –. № 2-3. – С. 64-69.
11. Горинов П. Е. Подходы к изучению эффективности менеджмента предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prodiplom.com.ua/content/view/5670/75/
12. Горобец, Д.В. Менеджмент образовательных инноваций как основа управления развитием педагогического колледжа / Д.В. Горобец // Наука и образование. - 2016.- № 7.- С. 64-67.
13. ГОСТ Р ИСО 704-2010. Терминологическая работа. Принципы и методы. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. № 879- ст. М.: Стандартинформ, 2012. – 51 с.
14.Заир-Бек С. И. Управленческие концепции и принципы управления / С. И. Заир-Бек. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // Высшая школа экономики. – 2019. – Доступ для зарегистрированных пользователей. – URL: https://www.coursera.org/learn/smart-analyticseducation/lecture/UkB69/upravlienchieskiie-kontsieptsii-i-printsipy-upravlieniia (дата обращения: 7.12.2021).
15. Маркова Е. А. Менеджмент в образовании как объективная необходимость : [менеджмент в сфере образования в ДНР] / Е. А. Маркова, Е. А. Панасюк // Донецкие чтения 2017. – Т. 3 : Экономические науки, ч. 3. – 2017. – С. 69-70.
16.Майкова, С.Э. Моделирование организационной структуры управления объединенным университетом / С. Э. Майкова, Д. В. Окунев, Т. А. Салимова, Е.В. Солдатова // Интеграция образования. – 2017. – № 3. – С. 421–440.
17. Кропотина О. Е. Проектный и процессный подходы в управлении: достоинства и недостатки. / О. Е. Кропотина // Образование и право. – 2019. – №9. – С. 167-172.
18. Седых Е. П. Особенности проектного управления образовательными системами / Е. П. Седых. – Текст : электронный // Вестник Мининского университета. – 2018. – № 4 (25). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektnogo-upravleniyaobrazovatelnymi-sistemami/viewer.