Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется, и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.
Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить влияние статусного положения подростка в группе на формирование уровня его сексуальной самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
- Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
- На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
- Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
- Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
- Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.
Цель: изучить влияние статусного положения подростка в группе сверстников на уровень самооценки.
Предмет: личность подростка.
Объект: подростки.
Гипотеза: подростки с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем подростки, имеющие более высокий статус.
Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна).
Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).
Глава 1 Теоретические аспекты влияния статусного положения подростка в группе сверстников на уровень самооценки.
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
В первую очередь подростковый возраст характеризуется интенсивными изменениями как в физическом плане, так и с точки зрения психологии. Темп роста в период подросткового возраста сравним с тем, как растет ребенок до 2 лет, при этом особенность подростков заключается в более быстром росте скелета. Мышечная ткань растет несколько медленнее, из-за чего многие подростки кажутся нескладными и неуклюжими. Внутренние системы органов также развиваются интенсивно. [14, с. 235]
Важным моментом является половое созревание, которое начинается именно в подростковом возрасте и сопровождается интенсивной выработкой гормонов у подростков обоих полов. Поскольку изменившийся гормональный фон влияет на настроение, для этого периода характерны резкие эмоциональные перепады, а также склонность к конфликтам и агрессии. [14, с. 235]
На первый план выходит общение со сверстниками, тогда как учеба для некоторых становится второстепенной. Под влиянием внешних факторов, а также внутреннего формирования собственного «Я» происходит переоценка ценностей и самоопределение на будущее. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится продемонстрировать собственное взросление, но в то же самое время не готов возложить на себя ответственность.
Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст.
Младший подростковый возраст подразумевает детей от 12 до 14 лет. Это время совпадает с переходом ребенка на новую систему обучения: если в начальной школе уроки проходили под руководством одного педагога, то после 5 класса ученики знакомятся с большим количеством учителей-предметников, что вызывает необходимость перестраиваться на новые условия.
Все более важным становится общение, которое в первую очередь ориентировано на сверстников. В процессе этого общения подросток усваивает определенные социальные нормы взаимодействия, а на основе обратной связи от сверстников формирует определенную самооценку.
Период с 15 до 17 лет определяется как старший подростковый возраст, иногда также называемый ранней юностью. К основным новообразованиям старшего подросткового возраста относят профессиональное и жизненное самоопределение, ведь именно в старших классах подростку необходимо решить, чем он будет заниматься в дальнейшем после школы. В этом возрасте продолжает формироваться образ собственного «Я», который опирается в первую очередь на то, какие оценки подросток получает от тех, с кем он общается. Становятся крайне важными эмоциональные контакты, в том числе получение признания от противоположного пола. [13, с. 57]
Хотя юношеский возраст от подросткового отделяют, определяя его как период с 17 до 20 лет, грань перехода от подростка к юноше достаточно расплывчата. Подростковый и юношеский возраст стоят рядом на возрастной шкале, и у них есть некоторые отличия. Если подросток пока что находится в процессе формирования собственного мировоззрения, из-за чего ему часто сложно определиться с принятием определенных решений, то в юношеском возрасте психика становится более устойчивой, появляется склонность логически обдумывать собственные поступки и их последствия. Физически юноши также отличаются от подростков. Их тело теряет подростковую угловатость, ярче проявляются отличия в плане мужского и женского телосложения.
В подростковом возрасте происходят заметные психологические изменения, которые являются необходимой составляющей процесса взросления.
Формирующееся собственное «Я» чаще всего воспринимается самим подростком как неизбежный этап взросления. Он чувствует себя взрослым и одновременно стремится доказать это всем окружающим – и родителям, и сверстникам.
Особенность психологии подросткового возраста – достаточно сильная зависимость от мнения определенной группы значимых лиц. Отмечено, что для мальчиков подростков больше характерно опираться на мнение сверстников, тогда как девочки подростки тяготеют к установленному в их собственной семье привычному укладу жизни. Однако авторитет родителей и в том, и в другом случае становится существенно ниже, и на первый план выходит общение со сверстниками. Если для подростка допустимо схитрить перед взрослым, например, придумать какую-то причину для ухода с урока, то соврать своим друзьям считается недопустимым поведением подросткового возраста. [13, с. 57]
Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-межличностное общение, в ходе которого подросток получает необходимый материал для формирования собственной картины мира, системы ценностей и образа собственного «Я». Такая смена интересов может негативно повлиять на успехи в учебе, и именно поэтому многие родители совершают ошибку, начиная ограничивать подростков в общении. Этого делать не следует, поскольку без достаточного общения невозможно полноценное психологическое развитие в подростковом возрасте.
Изменения, происходящие как в психике, так и в физиологии подростка, накладывают отпечаток на его поведение. Половое созревание, которое приходится как раз на подростковый школьный возраст, приводит к изменению гормонального баланса, в результате чего поведение часто крайне непредсказуемо. Целеустремленность в достижении цели может смениться импульсивными и необдуманными решениями, а самоуверенность – резко упавшей самооценкой. Если сегодня подросток жаждет общения, то завтра он может с такой же силой захотеть побыть один. При этом наиболее интенсивную реакцию подростки показывают в те моменты, когда кто-то задевает их самолюбие.
Кризис подросткового возраста по праву считается самым сложным кризисом как для самого ребенка, так и для его родителей. Он приходится на период с 12 до 14 лет и является наиболее долгим из всех остальных возрастных кризисов. В редких случаях проявления кризиса отсутствуют или проходит слабо. Во многом это определяется социальной ситуацией и моделью воспитания в семье. [12, с. 15]
Основное проявление кризиса заключается в обострении подросткового негативизма. Дети подросткового возраста начинают чаще вступать в конфликты со взрослыми, даже в тех случаях, когда объективной причины для противостояния нет. На этом фоне может появиться желание преодоления ранее поставленных запретов, и именно поэтому многие пробуют сигареты, алкоголь или наркотики в подростковом возрасте.
Однако это только внешние проявления. При этом существенно меняется и внутренний мир подростка: происходит переоценка ценностей, самоопределение, постепенное все большее отделение от родителей, ощущение, что их никто не понимает. Это заставляет детей замыкаться в себе, у них появляется повышенная чувствительность к любой критике, особенно со стороны значимых людей. Реакция на такую критику во многом зависит от личности подростка; одно и то же замечание может стать поводом доказать обратное у одного подростка, и поводом для апатии – у другого. [12, с. 15]
У кризиса подросткового возраста присутствует два основных признака. Первое – это существенное снижение продуктивности, что сказывается даже на результатах по тем предметам или занятиям, к которым у подростка ранее был замечен очевидный талант. Второй и наиболее заметный для взрослых симптом – это негативизм, который заключается в склонности к ссорам, провокациям. Одновременно с этим подросток может стремиться к изоляции и одиночеству.
Негативизм может проявляться по-разному:
Ярко выражен.
Согласно статистике, негативизм затрагивает абсолютно все сферы жизни подростка примерно в 20% случаев. Этот острый период может длиться несколько недель.
Средне выражен.
Негативные реакции наблюдаются эпизодически, как ответ на ситуацию в семье или школе. Такие симптомы характерны для трех подростков из пяти.
Отсутствует.
Случается так, что подростковый кризис протекает бессимптомно – примерно у одного из пяти ребят. Учитывая, что такие дети подросткового возраста, как правило, живут в семьях с доверительной атмосферой и отсутствием излишней авторитарности (демократичный стиль воспитания), можно сделать вывод о том, что негативизм в период подросткового возраста является в том числе следствием воспитания.
Как помочь подростку преодолеть кризис
Подростковый кризис является закономерным этапом развития личности, поэтому «вылечить» его нельзя – в этот период подростку требуется именно помощь и поддержка. Для того, чтобы определить план действий, важно понять, в каком из вариантов кризиса находится ребенок.
Существует два варианта протекания кризиса в подростковом возрасте:
Кризис независимости.
Наиболее типичный подростковый кризис, при котором ребенок стремится доказать всем собственную взрослость. В этом случае важно проявить максимум терпения и обеспечить подростку ощущение защиты и доверия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 195с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб, 2005. – 339 с.
3. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком//Вопросы психологии, 2005. – №3. – 135-140с.
4. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. //Вопросы психологии, 2006. – №4. – 74-82с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 340 с.
6. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства.//Вопросы психологии, 2006.- №1. 87-95с.
7. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. //Вопросы психологии, 2006. – №3. 64-69с.
8. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины. – Ростов-на-Дону, 2006. – 246 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. – М.: Просвещение, 2003. – 274с.
11. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 2004. – 415 с.
12. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 2004. – 276 с.
13. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 2006. – 139 с.
14. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы. – СПб, 2004. – 202с.
15. Колесов Д.В.; Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М, 2007. – 222с.
16. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2007. – 212с.
17. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 147с.
18. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2007.- 117с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 214с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2005. -508с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2004. – 114с.
22. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 2005. – 32с.