Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы формирования диалогических умений у детей младшего дошкольного возраста жизни обусловлена, прежде всего, социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Именно в диалогическом умении детей младшего дошкольного возраста жизни реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей.
Компетентностный подход в настоящее время провозглашен в качестве основного на всех ступенях образования: от детского сада до высшей школы. Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивали полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, среди которых немаловажное значение имеет социально-коммуникативная сфера. Современные дошкольники испытывают потребность в общении.
В процессе различных видов деятельности происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека.
Но главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, З.М. Богуславская и др.).
В отечественной психологии и педагогике дидактическая игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Д.Б. Эльконин считал, что игра – это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми.
Таким образом, актуальность темы исследования очень значима в современном образовательном контексте.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н.Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, М.М. Алексеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, В.В. Гербова, О.А. Бизикова) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач диалогической речи дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать и описать комплекс сюжетно-ролевых игр на развитие диалогических умений у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития диалогических умений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс сюжетно - ролевых игр, направленных на развитие диалогических умений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста жизни
2. Определить роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
3. Выявить состояния диалогических умений у детей младшего дошкольного возраста.
7. Подобрать и описать комплекс игр, направленных на формирование диалогических умений у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка»– филиал «Уфимский детский сад «Малышок».
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЖИЗНИ
1.1 Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Человеческая речь – уникальный инструмент, она сложилась в процессе эволюции, овладеть ею можно только в определенный период жизни, общаясь с другими людьми [25].
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека.
Все люди способны к самоорганизации, к саморазвитию, к познанию, к построению своего внутреннего мира, к построению своей личности через диалог с другими личностями, другими культурами, другими мирами. Педагог при развитии речи дошкольника, должен учитывать такие составляющие речи, как познание, творчество, диалог, самопознание [3, с. 2].
Рассмотрим состав устной речи, в который входят: - диалогическая связная речь, все ее участники диалога активны в ровной степени, возникает как ответ на вопрос и не требует специальной подготовки; - монологическая развернутая связная речь, предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекции), требует тщательного отбора слов и оборотов [4].
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего человека;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
С научной точкой зрения ученые определили диалогическую речь как коммуникативная функция языка, как естественная форма языкового общения и классическая форма речевого общения.
В диалоге происходит разговор между собеседниками (один говорит другой слушает, затем другой отвечает), при этом собеседники знают о чем идет речь. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Советский лингвист Л.П. Якубинский охарактеризовал диалог так: разговорная лексика и фразеологизмы; краткость; кратковременное предварительное обдумывание; связность диалога обеспечивается двумя собеседниками; использование устойчивых формул общения прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора [2, с. 253].
Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников, так как в разговоре со сверстниками дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными.
Диалогическая речь является ярким проявлением
Фрагмент для ознакомления
3
1 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. Высших и сред.пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 400 с
2 Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей
дошкольноков. Сфера. 2011.- 112 с.
3 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 99 с.
4 Виды речевой деятельности и их особенности. Файловый архив ДГПУ. .
5 Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. – 420 с
6 Веракса Н.Е. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е Веракса, Т.С. Комарова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
7 Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2 – 7 лет / В.В. Гербова, М.А. Васильева. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 187 с.
8 Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе: методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 142 с.
9 Горшкова Е. Учите детей общаться // Журнал дошкольное воспитание. 2016. №12. С. 91-93.
10 Градусова Л.В. Диагностические методики речевого развития дошкольников: учеб.-метод. пособие / Л.В. Градусова, Н.И. Левшина. Магнитогорск: МаГУ, 2018. 67 с.
11 Гризик Т.И. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Журнал дошкольное воспитание. 2012. №6. С. 54.
12 Доронова Т.Н. Радуга: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. Н. Доронова, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2014. 232 с.
13 Запорожец А.В. Развитие речи: психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2014. 246с.
14 Колодяжная Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. М.: ТЦ Учитель, 2012. 21с.
15 Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2017. 142 с.
16 Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 2014. 368 с.
17 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность//Издранные психологические произведения: 2-х т./Под ред. В.В. Давыдова и др.-М.: 1983. Т 2. – 381 с.
18 Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Просвещение, 2010. С. 358-369
19 Литвинова О. Э. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь: конспекты занятий. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. 128 с.
20 Логинова В.И. Детство: примерная образовательная программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 280 с.
21 Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2010. 340 с.
22 Немов Р.С. Психология в 3кн. Кн. 2. Психология образования: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2011. 608 с.
23 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб.пособие для вузов. СПб: ПИТЕР, 2010. 712 с.
24 Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская, Г.А. Урунтаева ; под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Академия, 2017. 456 с.
25 Развитие речи у детей дошкольного возраста - в игровой деятельности в детском саду, методика, задачи. .
26 Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. 224 с.
27 Сохин, Ф.А. Обучение родному языку и проблемы умственного развития / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова. М.: Академия, 2011. С. 148-154.
28 Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2014. 288 с.
29 Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Журнал дошкольное воспитание. 2015. №1. С. 59-66.
30 33 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 с. 70. //
Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 1950. – 772 с.
31 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://dokumenty24.ru (дата обращения: 25.11.2021).
32 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155
33 Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду: теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, Е.А. Флерина. М.: Академия, 2010. С. 380-382.
34 Флерина Е.А. Беседа в детском саду: теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, Е.А. Флерина. М.: Академия, 2010. С. 382-398.
35 Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. М.: Просвещение,2014. 240 с.
36 Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.:
Педагогика, 1990. – 359 с