Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: Творчество Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (1859-1935) занимает достойное место в ряду русской музыкальной классики. Деятельность Михаила Михайловича весьма разнообразна: он был не только композитором, но и дирижером, просветителем, общественным деятелем, музыкальным этнографом, выдающимся педагогом. На протяжении всей жизни занимался просветительской и организаторской деятельностью. Одним из первых отечественных композиторов стал писать музыку для кино.
Его творческая деятельность охватывает более полувека: с 1880-х гг. до 1930-х гг. Он творил в разные века, при разной власти и общественном строе, но неизменно его произведения пользовались успехом.
В отличие от многих деятелей культуры и искусства в послереволюционный период положение М.М. Ипполитова-Иванова не изменилось. Советская власть признала его заслуги, одним из первых в стране он был удостоен в 1922 году звания «Народного артиста республики». Композиторы и музыканты 1930-х гг. называли Ипполитова-Иванова «последним из могикан блистательного периода созидания русской музыкальной культуры», «дедушкой русской музыки», «старостой советских музыкантов». Но чаще они называли Михаила Михайловича высоким, значительным словом «учитель».
Творчество М.М. Ипполитова-Иванова весьма разнообразно. Он создавал симфоническую, хоровую, камерную, оперную музыку. Для его сочинений характерны эмоциональная уравновешенность, искренность, лиризм. Ипполитов-Иванов ценил простоту и ясность, не понимал новой музыки. Среди его любимых композиторов Чайковский и Римский-Корсаков.
Особое значение приобретает камерное вокальное творчество композитора. Его романсы до сих пор исполняются и неизменно пользуются успехом.
Степень разработанности проблемы: Личность и творчество М.М. Ипполитова-Иванова редко удостаивается внимания современных исследователей. В лучшем случае, они ограничиваются общим обзором творческого наследия композитора.
Большая часть изданий вышла еще в первой половине XX века и естественно в наше время они являются морально устаревшими, написанными под определенным идеологическим гнетом. Например, здесь можно упомянуть монографию С.М. Богуславкого. В этот же период были изданы воспоминания самого М.М. Ипполитова-–Иванова, но в них он мало внимания уделяет своим вокальным произведениям.
Из современных исследователей следует назвать имена Е.Ю. Борисовой, Е.Э. Гущиной, О.В. Мироновой, А. Митенева и др. Однако, каждый из вышеперечисленных авторов останавливается на каком-то отдельном аспекте творчества М.М. Ипполитова-Иванова. Например, Е.Э. Гущина обращается к духовной музыке композитора; А. Митенев рассматривает гатчинский период жизни композитора.
Камерное вокальное творчество М.М. Ипполитова-Иванова рассматривается только в статьях О.В. Мироновой. Однако, этого явно недостаточно, что подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования: дать характеристику вокального творчества М.М. Ипполитова-Иванова (1859-1935).
Задачи исследования:
• Рассмотреть основные этапы творчества М.М. Ипполитова-Иванова: становление композитора, грузинский период, московский период и послереволюционный период;
• Охарактеризовать в целом камерное вокальное творчество М.М. Ипполитова-Иванова;
Глава I. Основные этапы творчества
1.1. Становление композитора
Михаил Михайлович Иванов родился в Гатчине в 1859 году. Первоначально он носил фамилию Иванов, а творческий псевдоним Ипполитов-Иванов появился гораздо позднее.
К сожалению, самый ранний гатчинский период жизни композитора совершенно не изучен музыковедами. Про ранние годы нам известно только то, о чем поведал сам Михаил Михайлович в книге «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях».
Музыкальность была семейной чертой Ивановых. Мать любила музыку, и сама немного пела. Братья композитора имели хорошие голоса и музыкальный слух. Они часто собирались вместе и исполняли хоровые песни. Сам Михаил уже с 8-9 лет принимал участие в этом исполнении и таким образом развивал свой музыкальный слух. Таким образом, мальчик получает хорошее базовое домашнее музыкальное образование.
На становление юного композитора в этот период оказали влияние несколько человек.
Неподалеку от дома Ивановых находилась дача Гавриила Якимовича Ломакина, пианиста, педагога, основателя Санкт-Петербургской бесплатной музыкальной школы. Именно Ломакин первым обратил внимание отца Миши на громкий и «прекрасный» голос ребенка, посоветовав учить его пению.
А. Митенев полагает, что сыграл свою роль и кюре эстонской школы мистер Иоганн, который обучал нотам, раскрашивая их разными цветами, а также дьячек церкви кирасирского полка В.И. Заднепровский, который давал восьмилетнему Мише уроки игры на скрипке. А концертная деятельность М.М. Иванова началась с выступлений мальчика в хоре любителей церковного пения в качестве единственного сопраниста в городе Гатчине.
В 1869 году заканчивается Гатчинский период. В связи с нервной болезнью матери воспитание будущего композитора и все заботы о нем взяла на себя его сестра Мария Михайловна. Она выходит замуж за Семена Ипполитовича Ипполитова и переезжает вместе с младшим братом в Санкт-Петербург.
Юный Михаил проживал в доме сестры и ее мужа, где часто проводились музыкальные вечера. На одном из таких вечеров ставилась опера Глинки «Иван Сусанин». Однако исполнительница партии Антониды не пришла и по просьбе Семена Ипполитовича 10 летний Миша к всеобщему удивлению удачно спел ее партию в трудном вокальном квартете: «Одаренность его была вне всяких сомнений и он обратил на себя внимание музыкантов»
Исполнение юного Михаила поразило присутствовавших на музыкальном вечере М.П. Азанчевского (директора Санкт-Петербургской консерватории) и Г.Ф. Львовского (руководителя хора). В 1872 году Г.Ф. Львовский устроил его в музыкальные классы при капелле Исаакиевского собора, которые Михаил посещал до 1875 года. Здесь он изучал элементарную теорию и сольфеджио в классе И.С. Любомудрого и продолжил занятия по скрипке у В.Г. Мансветова. А в 1875 г. при протекции М.П. Азанчевского Михаил был зачислен бесплатным учеником в Санкт-Петербургскую консерваторию.
Как вспоминал сам М.М. Ипполитов-Иванов: «Многое в консерватории в то время велось по семейному: с профессорами экзаменаторами можно было беседовать по-домашнему, и успех зависел от находчивости учащихся»
Здесь его учителями становятся Н.А. Римский-Корсаков, Ю.И. Иогансен, И.О. Ферреро, К.Ю. Давыдов. Н.А. Римский-Корсаков особо выделял талантливого юношу из числа остальных студентов и познакомил его с членами «Могучей кучки». Это оказало существенное влияние на музыкальные воззрения М.М. Ипполитова-Иванова. Под руководством своего учителя Ипполитов-Иванов пишет первое серьезное оркестровое произведение – увертюру «Яр-Хмель».
Во время обучения в консерватории Ипполитов-Иванов знакомится со своей будущей супругой - выдающейся вокалисткой Варварой Зарудной. Вскоре после окончания консерватории, в 1883 году состоялась их свадьба.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богуславский С. М.М. Ипполитов-Иванов. Жизнь и творчество. - М.: Музгиз, 1936. - 59 с.
2. Борисова Е.Ю, Погорелова Н.Ю. М.М. Ипполитов-Иванов, как представитель яркого созвездия композиторов конца XIX – начала XX века. // Кострома: Вестник КГУ им. Некрасова. 2011. – 2011. - №5-6. - С. 58−64
3. Гущина Е.Э. Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова: Жанровый аспект. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(63). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 33-40.
4. Гущина Е.Э. М.М. Ипполитов-Иванов: музыкант, просветитель, человек. // Филология и искусствоведение. Электронный научный журнал. - 2016. - №12(34). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/m-m-ippolitov-ivanov-muzykant-prosvetitel-chelovek Дата обращения: 11.01.2018
5. Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1934. - 145 с.
6. Миронова О.В. Вокальный цикл М.М. Ипполитова-Иванова «Четыре стихотворения Рабиндраната Тагора»: история создания и особенности стиля //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. - №6-1.- с.435-439
7. Миронова О.В. Стилевые особенности вокального цикла М.М. Ипполитова-Иванова «Пять японских стихотворений» // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. - №9(158). – с.29-34
8. Митенев А. Гатчинский рыцарь музыки (сын придворного подмастерья). 17 ноября 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gatchina.org/news/195/ Дата обращения: 05.01.2018
9. Митенев А. Наш Михаил Михайлович. 7 ноября 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gatchina.org/news/184/ Дата обращения: 05.01.2018
10. Саблина Э.Б. Россия и Япония - музыка и слово // Япония. Ежегодник. – 2006. - с.204-213