Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» до 2022 года отмечено, что одним из условий формирования инновационной экономики страны является модернизация системы образования, одновременно выступающая основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Все направления модернизации системы образования должны определяться потребностями общества и государства. Эти потребности, в свою очередь, вызваны стремительным развитием современной цифровой техники, нано технологий и информационной сферы, повсеместным их использованием, что приводит к увеличению их значимости в жизни общества. И требует от человека умения безопасно и эффективно применять в своей деятельности последние достижения науки и техники.
Экономическое развитие страны во многом обусловлено уровнем подготовки молодежи, способной в будущем обеспечить развитие науки и высокотехнологичного производства. Эта подготовка должна начинаться еще в школе, все выпускники должны обладать соответствующими личностными качествами, ориентироваться в современном техническом мире и иметь представления об основах и физических принципах современной техники и технологий и их влияние на окружающую среду. Если молодые люди будут осознано относиться к технике и ее развитию, то они смогут быстро и эффективно овладевать новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, развивать и модернизировать экономику, чтобы обеспечить конкурентоспособность и безопасность нашей страны на мировом уровне.
На протяжении нескольких десятилетий вопросы знакомства учащихся с принципами работы техники рассматривались в рамках политехнического обучения, реализуемого на уроках физики, химии, технологии. Вопросы политехнической подготовки учащихся широко и подробно исследовались П.Р. Атутовым, Т.А. Глазуновым, Б.М. Игошевым, Д.М. Комским, В.Т. Поляковым, М.Н. Скаткиным, Ю.В. Ставским. Ими были определены принципы, подходы, приемы и методики политехнической подготовки, разработано ее содержание. Однако обновление государственных образовательных стандартов, которые предусматривают рассмотрение результата образования в виде компетенций, совершенствование технических средств обучения, бурное развитие электроники и цифровой техники потребовало пересмотра принципов, содержания, форм и методов политехнической подготовки учащихся.
Тема исследования: политехническая подготовка учащихся к решению прогностических профилактических задач.
Объект исследования: профильное обучение физике.
Предмет исследования: формирование политехнической компетенции учащихся профильных классов в процессе обучения физике.
Цель исследования: теоретическое обоснование и создание методической системы политехнической подготовки учащихся профильных классов с использованием технологии проектномодульного обучения, элементов современной электронной техники и информационных технологий в процессе обучения физике.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
1. Выделить тенденции современного политехнического образования на основе анализа психологопедагогической, научно методической и технической литературы, государственных программ и стратегий развития по проблеме исследования.
2. Уточнить компоненты политехнической компетенции в соответствии с дифференциацией требований к политехнической подготовке учащихся по профилям (базовый, углубленный), современными запросами общества и государства.
3. Выделить принципы и определить содержание политехнической подготовки учащихся в процессе профильного обучения.
4. Разработать методическую систему политехнической подготовки учащихся, использование которой обеспечит формирование политехнической компетенции в соответствии с выделенными ее компонентами (ценностными ориентациями, знаниями, умениями, опытом практической деятельности, личностными качествами).
5. Разработать средства диагностики политехнической компетенции и экспериментально проверить результативность созданной методической системы политехнической подготовки учащихся профильных классов в процессе обучения физике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Политехническая подготовка обучающихся в условиях современного учебного заведения
1.1. Политехническая подготовка и ее тенденции в условиях современного учебного заведения
Достижение высокого уровня социального и экономического развития страны, является одной из стратегических задач развития современной России. Конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке возможна только в том случае, если инновационная экономика основана на высоких технологиях, значительном интеллектуальном потенциале специалистов всех направлений. Развитие общества в значительной степени зависит от уровня развития материального производства, которое, в свою очередь, немыслимо без использования высокотехнологичной техники.
Сегодня техника занимает значимое место в жизни человека, она окружает нас повсюду: дома, на работе, в школе и университете. Современному человеку приходится ежедневно использовать различные приборы и устройства: офисную и бытовую технику, программируемые станки и аппараты на производстве, мобильные устройства и средства связи, персональные компьютеры и т.д. Чтобы эффективно и безопасно использовать весь спектр техники, любой человек, независимо от вида его деятельности, должен разбираться в принципах работы техники, осознавать ее значимость.
На протяжении долгого времени вопросы использования человеком техники рассматривались в рамках политехнической подготовки учащихся, интерес к которой в последнее время значительно снизился, что подтверждается значительным уменьшением числа педагогических исследований, проводимых в данной области.
Задачи политехнической подготовки учащихся решаются комплексом учебных дисциплин, но особая, и наиболее значимая роль в политехнической подготовке старшеклассников принадлежит физике. Физика одна из наук, определяющих развитие техники. Решение многочисленных технических и технологических проблем основано на использовании законов физики. Это подтверждает неразрывную связь между физикой и техникой.
С.Е. Каменецкий отмечал, что с одной стороны, физика является фундаментом техники, с другой стороны, техника стимулирует научные исследования, дает новые технические средства для физических исследований. Поэтому рассмотрение проблем политехнической подготовки молодежи неразрывно связано с процессом обучения физике в школе.
Слово «политехническое» происходит от греческого «поло» много, многое и «texon» искусство, мастерство. Впервые идеи политехнического обучения, появляются в работах передовых педагогов XVII века: И.Ф. Гербарта, Дистервега и др. в рамках трудового обучения, а уже более основательно принцип политехнического обучения представлен и научно обоснован в работах К. Маркса.
Педагогическая энциклопедия, выпущенная в середине прошлого века, предлагает следующее определение политехнического обучения: политехническое обучение, дающее знания о главных отраслях и научных принципах производства и вооружающее учащихся общетехническими умениями, необходимыми для участия в производительном труде». Из этого определения следует, что политехническое обучение в прошлом стало возможно благодаря появлению крупной промышленности, основу которой составляет применение различной техники и машин. Изучение машинного производства как раз и представляет собой существеннейшую сторону политехнического образования первой половины прошлого века.
Можно сформулировать основные задачи, которые были поставлены перед политехнической подготовкой старшеклассников во второй половине прошлого века:
1. ознакомление учащихся с научными основами производства;
2. формирование информационных, организационных измерительных и вычислительных умений;
3. умение использовать наиболее распространенные современные виды оборудования;
4. развитие научно-технического мышления и обшей трудовой культуры обучающихся.
Проведя анализ выделенных задач, можно сделать вывод, что содержание политехнического образования тесно связано с уровнем развития науки, техники и общими тенденциями в области политехнического образования.
Следовательно, для выявления современных направлений политехнической подготовки старшеклассников необходимо обозначить основные тенденции в области современной науки, техники, потребностей современного общества и государства.
Направления развития политехнической подготовки можно определить, если проанализировать современные государственные и социальные потребности. Так, одним из направлений развития современной политехнической подготовки старшеклассников является формирование практических умений и навыков, которые обучающиеся не могут по тем или иным причинам получить в достаточном объеме в семье. Формирование приведенных навыков требует практической политехнической подготовки и соответствующих знаний по физике. Знание физических принципов работы современной техники необходимо всем, независимо от профиля обучения и выбора будущей профессии, так как эти знания позволяют понимать механизм работы того или иного устройства и, как следствие, безопасно его использовать. Так, например, знания принципов работы холодильника, микроволновой печи или автоматической стиральной машины позволяют правильно их разместить в помещении и эксплуатировать без вреда для здоровья человека.
Необходимость политехнической подготовки молодежи обусловлена ситуацией, сложившейся на современном рынке труда, заключающейся в острой нехватке технических специалистов. В настоящее время всего лишь 1,9 % специалистов проходят подготовку для высокотехнологичного производства. Вместе с тем, потребность промышленных предприятий в рабочих кадрах составляет 78%, в специалистах среднего звена 16 %, а в руководящих работниках с высшим техническим образованием 6 %, при этом имеющийся низкий уровень общего образования не позволяет готовить высококвалифицированных рабочих и специалистов технического направления. Имеющийся переизбыток специалистов гуманитарного направления (особенно юристов и экономистов) создает значительную проблему при трудоустройстве этой категории работников и социальную напряженность на рынке труда [16].
1.2 Технология проектно-модульного обучения как инвариантная составляющая политехнической подготовки учащихся профильных учебных заведений
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимов, В.Б. Организация информационно-технического пространства образовательного учреждения: медиатека, интерактивные доски [Текст] / В.Б. Акимов, Е.Д. Тетюнина. - Волгоград: Учитель, 2010. -91с.
2. Александров, В. М. Воспитание политехнической культуры будущего инженера в условиях многоуровневого профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. / В.М. Александров. - Елец, 2004. - 180 с.
3. Александрова, З.В. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением [Текст]/ З.В. Александрова и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Глобус», 2010. -313с.
4. Алыкова, О. М. Формирование у будущих учителей системы знаний о физических основах работы компьютера [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.0. 02 / О. М. Алыкова. - Астрахань: 2007 - 207 с.
5. Баранов, В.Н. Применение микроконтроллеров AVR: схемы, алгоритмы, программы [Текст] / В.Н. Баранов - М.: Издательский дом «Додэка- XXI», 2004. —288 с.
6. Баркова, Е. Ю. Подготовка учащихся к проектной деятельности при обучении физике в средней школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. [Текст] / Е.Ю. Баркова - Астрахань, 2006. - 162 с.
7. Бароненко, В.А. Диагностика психофизического и физического здоровья школьников [Текст] / В.А. Бароненко, JI.A. Рапопорт - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 64 с.
8. Вечканова, Е. А. Проектно-модульная система обучения физике в основной школе как средство развития [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. 13.0. 02 / Е.А. Вечканова. - М.: 2009. - 226 с.
9. Виленский, М. Я. Личностное развитие студента как ценность образовательного процесса по физической культуре [Текст] / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 4-8
10. Гребнев, В. В. Микроконтроллеры семейства AVR фирмы Atmel [Текст]/В.В. Гребнев — М.: ИП РадиоСофт, 2002— 176 с.
11. Данилюк, И. А. Технология развивающего обучения в системе профильной подготовки абитуриентов технического вуза по физике [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02./ И.А. Данилюк. - Самара, 2006. - 199 с.
12. Карабанов, А. А. Образовательные электронные издания и ресурсы в лабораторном практикуме [Текст]: дис.... канд. пед. наук. 13.00.02 / А.А. Карабанов. - М., 2008. - 132 с.
13. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: метод, рекомендации [Текст]/ Г.А. Карпова Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - 40с.
14. Кильпатрик, В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / пер. с англ. Е.Н.Янжул. М.: Изд-во Брокгауз Ефрон, 1925.-43 с.
15. Левченко, Е.Ю. Учебные измерения с использованием компью-тера. Базовые аппаратные и программные средства [Текст]/ Е.Ю. Левченко. - Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2002. - 61 с.
16. Левченко, Е.Ю. Автоматизированная измерительная система па-раметров движения в спорте [Текст] // 16 межд. Конф., М.:МГИЭМ - 2004- с.318
17. Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе [Текст] / Р.И. Малофееф. - М.: Просвещение, - 1993. 192 с.
18. Маркс, К. Запись речей К.Маркса о вс-, обшем образовании в современном обществе [Текст]/ Маркс К. и Энгельс Ф.Н Соч.: В 30 т. -2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1954-1969 -Т. 6. - С. 596.
19. Медведев, В. Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя: На примере естественнонаучных и технических дисциплин [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.08 - М., 2000. - 380 с.
20. Осокина, O.A. Формирование ключевых образовательных компетенций у учащихся старших классов в процессе развивающего обучения [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук. 13.00.01 / / O.A. Осокина. - Рязань, 2010.-20 с.
21. Оспенников, Н. А. Методика обучения будущих учителей использованию образовательных компьютерных технологий на лабораторных занятиях по физике в средней школе [[Текст]: дис. ...канд. пед. наук. 13.00.02 /H. A. Оспенников. - Пермь, 2007 - 296 с.
22. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе [Текст]/ А.Т. Глазунов, Ю.И. Дик, Б.М. Игошев; под ред. А.Т. Глазунова [и др.]. - М.: Просвещение, 1985.- 159с.
23. Полякова, JI. А. Формирование познавательного и профессионального интереса курсантов военных вузов на основе взаимосвязи физики и мате-матики со специальными военными дисциплинами [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. 13.00.02 /JÏ.A. Полякова. - Челябинск, 2005. - 228 с.
24. Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии [Текст]/ C.JI. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
25. Селихова, Т. Д. Педагогические условия непрерывной политехнической подготовки в многоуровневом профессионально-техническом учебном заведении [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. 13.00.08 / Т.Д. Селихова. - Орел, 2006.- 195 с.
26. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие [Текст] / И.С. Сергеев, Блинов Б.И., 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2009. - 132с.
27. Стефанова, Г. П. Теоретические основы и методика реализации принципа практической направленности подготовки учащихся при обучении физике [Текст]: дис. ...д-ра пед. наук. 13.00.02 / Т.П. Стефанова - Астрахань, 2002, 366 с.
28. Тимакина, Е. С. Влияние применил электронных учебных модулей на формирование ключевых компетенций при обучении физике в основной школе [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. 13.00.02/ Е.С. Тимакина. - М., 2009. - 244 с.
29. Умарова, JI. X. Использование комплекса упражнений по физике, основанных на компьютерном модельном эксперименте [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. 13.00.02 / J1.X. Умарова. - М., 2005.- 161 с.
30. Усова, А. В. Анализ усвоения учащимися научных понятий [Текст] / А. В. Усова // Новые исследования в педагогических науках. - М. : 1971. - Вып. 4,-С. 117-122.
31. Филатова, JI. О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук 13.00.01 /JI.O. Филатова. - М., 2005.-243 с.
32. Хартов, В.Я. Микроконтроллеры AVR. Практикум для начинающих [Текст] / В.Я. Хартов -М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 240 с.
33. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст]/ A.B. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. -416с.
34. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / И.М. Чередов- М.: Педагогика. 1987. 152 с
35. Шамало, Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении [Текст]: дис. ...д-ра пед. наук. 13.00.02 / Т.Н. Шамало. - Екатеринбург. 1992. - 372 с.
36. Якиманская, И.С. Знания и мышление школьника [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
37. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. : Полиус, 1998. — 639 с.