Фрагмент для ознакомления
2
В современной методике преподавания иностранных языков развивающее обучение рассматривается как общий принцип обучения. Постепенно в педагогике и психологии сложилась точка зрения на сущность развивающего обучения, как на процесс, в ходе которого происходит обогащение учащихся знаниями, развитие личности ребенка.
Расширение экономических, политических и культурных контактов требуют нового подхода к преподаванию иностранного языка. Изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стали рассматриваться свободная, образованная, развитая личность с эвристическим мышлением, целеустремленностью, инициативностью и креативностью в решении проблем. Поэтому основой обучения иностранному языку должно стать не столько запоминание информации, сколько активное участие самих учащихся в овладении знаниями, на включение школьников в диалог культур через различные приемы коммуникативного и интенсивного методов обучения иностранным языкам. Помимо работы с лексическим и грамматическим материалом, интерактивными заданиями, внеклассными мероприятиями эти методы включают в себя и использование языковых и коммуникативных игр для развития творческого потенциала, стремления к поиску неординарного решения.
Анализ литературы показал, что использование игровой деятельности представляет повышенный интерес для учителей иностранного языка. Среди наиболее актуальных вопросов научного поиска в данной области методисты выделяют следующие:
1.определение основных дидактических функций игры;
2.изучение роли и места игры в овладении учащимися различными видами речевой деятельности.
Необходимо добавить, что актуальность данной проблемы обусловлена как самой спецификой предмета – иностранный язык, основной задачей которого является обучение коммуникации, так и содержанием образования, во главу угла которого ставится развивающее обучение.
Поэтому развитие и сохранение мотивации к изучению иностранного языка у детей – важная педагогическая задача учителя, требующая постоянных поисков в обновлении содержания учебного материала.
Как всем может быть известно, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели–нет результата.
Таким образом, целью предлагаемой работы является изучение, анализ и популяризация накопленного опыта по вопросу использования в обучении иностранному языку методики психотехнических игр.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- изучить существующую методическую литературу по данной теме;
- осмыслить и запомнить, в какой мере игровые технологии способствуют активизации, индивидуализации деятельности учащихся на уроках иностранного языка;
- определить пути эффективного применения игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся;
- способствовать овладению учителями иностранных языков интенсивными методами обучения.
В данной работе рассматриваются варианты решений указанных вопросов, исходя из позиций, занятых педагогами по вопросам методики использования игровых технологий в преподавании иностранного языка. В первую очередь, речь здесь идет об игровых технологиях в целом и языковых и коммуникативных играх при обучении иностранному языку, в частности.
Объект исследования: методика обучения иностранному языку через внедрение психотехнической игровой деятельности
Предмет исследования: выступают некоторые особенности использования игровой деятельности в обучении иностранному языку, описание и классификация психотехнических игр, методика применения игр на уроках иностранного языка
Метод исследования: изучение литературы по вопросу современных методов преподавания иностранных языков
Цель работы: провести анализ методики использования психотехнических игр на уроках иностранного языка и определить их методическую эффективность данного метода обучения; изучить преимущества и недостатки данной методики обучения иностранных языков; определить нестандартные формы и приемы обучения, игровой метод обучения классификацию игр
Полученные результаты: проведен анализ нестандартных форм и приемов обучения, которые способствуют повышению мотивации к изучению ИЯ и определена их методическая ценность; рассмотрена их классификация, проведен подробный анализ игрового метода обучения; выделены преимущества и недостатки методики применения психотехнических игр и степень эффективности их использования в современном учебном процессе
Область применения: результаты данной работы могут быть использованы при изучении методики преподавания иностранных языков, а также применяться на практике в обучении иностранным языкам
Мнения современных психологов и педагогов
Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека.
Следует дать краткие определения составляющих факторов понятия "мотивация". Потребностью называют состояние нужды (в данном случае) человека в определённых условиях, которых ему недостаёт для нормального развития.
Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую в конечном счёте направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью.
Целью называют тот непосредственный, обязательно осязаемый результат, на который в данный момент направлено поведение. И.А. Зимняя называет мотивацию "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Опыт показывает, что происходит её снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.
Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. А впоследствии, уже будучи взрослыми, сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но главным образом постановкой обучения иностранному языку.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
Учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации.
Охарактеризуем существующие виды мотивации, обеспечивающие заинтересованное учение. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека.
Во-первых, на неё могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; они составляют внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучающихся / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2007. - №1. – С.6 – 11.
2. Воронкова, Т.Е. «Mobbing in der Schule» / Т.Е. Воронкова // Иностранные языки в школе. – 2007.-№1. - С. 11 – 14.
3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н.Д.Гальскова – М.:АРКТИ, 2000. - 165с.
4. Зимняя, И.А.Психология обучения иностранного языка в школе / И. А.Зимняя - М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
5. Мильруд, Р.П. Коммуникативность языка при обучении разговорной грамматике / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2002. - №2. – С.28 – 34.
6. Миньяр-Белоручев, Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык/ Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С.25 – 30.
7. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991.- 223с
8. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студ. пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 399 с.
9. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
10. Санкина, В.В Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку/ В.В.Санкина, Г.А. Сивочалова // Иностранные языки в школе. – 2000. - №1. – С. 35 – 38.
11. Севрук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина.- М.: Педагогическое общество России, 2003.- 144 с.
12. Синица, Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути её формирования/ Ю.А. Синица // Иностранные языки в школе. – 2002. - №6. – С. 8 – 14.
13. Ситнов, Ю.А. Грамматические знания, умения и навыки в свете теории когнитивизма / Ю.А. Ситнов // Иностранные языки в школе. – 2005.- №7. – С.42 – 47.
14. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев.- М.: Академия, 2002. – 576 с.
15. Соловова, Е.Н. Развитие и роль коммуникативных умений: традиции и перспективы/ Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков // Английский язык. – 2005. - №19. - С.33-38.
16. Соловова, Е.Н. Развитие и роль коммуникативных умений: традиции и перспективы/ Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков //. Английский язык. - 2005. - №21. - С.35-40.
17. Соловова, Е.Н. Развитие и роль коммуникативных умений: традиции и перспективы / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков // Английский язык. - 2005. - №23. - C. 34-40.
18. Сысоев, П.В. Интегративное обучение грамматике / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2003. - №6. – С.38 – 41.