Фрагмент для ознакомления
2
Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей.
При этом существенно меняется структура социокультурных технологий, применяемых в событийных коммуникациях, онаосвобождаетсяотзаорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурных технологий как составной части единого процесса исследования и анализа культуры событийных коммуникаций.
Исследование и анализ теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные точки развитияв социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.
Актуальность изучения и применения событийных коммуникаций, находящихся на стыке направлений и представляющих собой сложный микс из маркетинга, РR и рекламы, заключается в том, что событийные коммуникации используют событие как инструмент стимулирования интереса целевой группы, способствующий эффективному продвижению фирмы, ее товара и услуг на рынке.
Объект исследования стратегия коммуникации, опирающаяся на какое-либо событие из жизни компании, задуманное и осуществленное ею.
Предмет исследования–социально-культурные технологии в событийных коммуникациях, которые соответствуют современному пониманию продуктивного воображения, творческого и свободного преобразования реальности.
Цель работы – проанализировать коммуникационные стратегии креативных пространств на примере «Острова фортов», «Артмузы», «Новой Голландии», «Севкабель Порта», «Лофт Проекта Этажи».
Задачи:
1. Описать событийные коммуникации: понятие, их место, роль, значение в современной организации;
2. Провести анализ коммуникационных стратегий креативных пространств на примере «Острова фортов», «Артмузы», «Новой Голландии», «Севкабель Порта», «Лофт Проекта Этажи»;
3. Описать трансформацию медиаобраза креативных пространств в контексте пандемии;
4. Изучить культурное наследие как основу бренда креативных пространств «Новая Голландия», «Севкабель Порт» и «Остров Фортов».
5. Раскрыть сущность событийных коммуникаций, социально-коммуникационных технологий, связанных с продуктивным воображением, творческим и свободным преобразованием реальности.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Событийные коммуникации: определение, особенности, функции
1.1Событийные коммуникации: понятие, их место, роль, значение в современной организации
Сегодня понятие «событийные коммуникации» активно используется в международном тезаурусе профессиональной коммуникационной деятельности: eventcommunication (англ.), eventmanagement (англ.), communicationevenementielle (франц.), eventmanagement и eventmarketing (нем.). Понятие «специальное событие» (specialevent) принадлежит сфере современных событийных коммуникаций и является его основным структурным элементом. Под «специальным событием» понимается действо, целенаправленно организованное для трансляции идеологии и достижения целей какого—либо сообщества, объединенного некими аксиологическими основаниями, социальными, конфессиональными, корпоративными принципами и взглядами.
Событийные коммуникации реализуются в многообразных формах символических действ. В современных международной и отечественной практиках они направлены на достижение широкого спектра геополитических, экономических, социальных и культурных целей.
Специальное событие строится как символическое действо, в котором используются исторические и этнические традиции организации ритуалов, церемоний, праздников. Создание специальных событий и сегодня направлено на творение мифологии, но имеет особый ракурс и стратегическую задачу формирование символического капитала различных, как коммерческих, так и некоммерческих объектов продвижения; прослеживается наличие государственного и частного заказа на создание события. Все эти аспекты приводят к необходимости понимания сущности событийных коммуникаций и основных этапов развития в историческом контексте культуры.
Развитие событийных коммуникаций на пороге и в процессе последующего развертывания культуры XX века было обусловлено рядом социокультурных факторов. В культуре происходят тектонические изменения, существенно влияющие на формирование социокультурного пространства нового типа: обозначилось начало глобального процесса международной интеграции и формирование нового транснационального поля культуры. Историческое время существенно увеличило свой темп, как и скорость социально-политических изменений, что отразилось в быстрой смене ключевых мировоззренческих установок и социальных практик, взаимодействий и структур.
Мировоззренческие изменения, происходившие в конце XIX и в первой трети XX вв., привели к формированию новых философско—эстетических концепций жизни и творчества, к становлению нового типа художественного сознания и практик. Эстетические идеи эпохи модерна являлись основанием для появления в культуре новых форм и опыта событийных коммуникаций.
Фактор радикальных экономических перемен заметен как в первой, так и особенно во второй половине XX века, когда формировались новые концепции ведения бизнеса, управления крупными компаниями и существенно менялся стиль потребления, в котором все больше начинают доминировать символические значения. К этому времени экономика и маркетинг как философия и наука управления бизнесом преодолели и осознали этапы своего развития, среди которых можно выделить «сырьевой», «производственный», «сервисный» и «символический». На четвертом этапе появляется другой язык описания, в котором все чаще присутствуют понятия из области эстетики «символический капитал» (Ж. Бодрийяр), «экономика впечатлений» (Д. Гилморт), «общество спектакля» (Э. Ги Дебор).
Активное развитие технических средств коммуникаций радикальным образом повлияло на сферу коммуникаций социокультурных. В первой половине XX века появившиеся электричество, телеграф, телефон, радио, фотография, кинематограф, звукозапись по—новому открыли, осветили, зафиксировали и отразили новый образ мира; существенным образом изменили скорость информационных потоков и масштаб охвата аудиторий, что было мощным фактором начала глобализации.
Во второй половине XX века происходит выстраивание принципиально нового информационного поля, которое также обусловлено техническими достижениями. Телевидение, развитие телефонии, позднее мобильной связи, появление персонального компьютера, глобальной коммуникационной Интернет - среды и персональных цифровых «гаджетов» качественно изменили продвижение информации, интегрировали мобильное слово с мобильным изображением. Все это и определило новейшие условия социальных коммуникаций, обусловили новые возможности для самоорганизации сообществ и, более того, самоорганизации вне принадлежности к традиционным идентичностям (конфессиональным, национальным, культурным). Субъектом событийных коммуникаций, инициатором и организатором может стать отдельная персона, группа, реализующая свои конструктивные и деструктивные сценарии в глобальном публичном медиа пространстве.
На протяжении всего XX века по нарастающей происходит становление профессиональной отрасти событийных коммуникаций. В XX веке события создаются в активно развивающейся системе массовых коммуникаций и в условиях формирующейся массовой культуры. Обозначив их общий контур, перейдем к более подробному рассмотрению наиболее существенных вех, практик и форм.
В культуре XX столетия событийные коммуникации обретают новые формы, цели и принципы организации. Появление первых международных праздников и международных событий является своеобразным маркером обозначенных процессов международной интеграции в культуре. Формируется международный календарь событий и праздников.
Конец XIX начало XX века хранят опыт организации масштабных торжеств, посвященных важнейшим событиям российской национальной истории. Официальные празднества инициировались и патронировались государством. Высокий государственный статус, масштаб и высочайший уровень организации торжеств должны были подчеркнуть значение данных исторических событий для Отечества, выполнить миссию единения и солидарности российского народа.
Эстетические идеи эпохи модерна стали основанием для появления в культуре новых форм и опыта событийных коммуникаций. На рубеже XIX—XX вв. у событий появляется автор. Начинается время расцвета персональной инициативы и личного кураторства и финансовой поддержки событий.
Культура XX в. пропитана интенциями модернистского мышления, идеями творчества жизни и организации нового социального порядка. Революция воплощенный феномен модернистского, символистского и радикального авангардистского мышления. Эстетические идеи реализовывались в глобальных сюжетах творчества нового социального пространства и мироустройства, которое нашло свое выражение и в конкретной форме создания нового советского государства, выстраивания новой идеологии, и ее трансляции через организацию событий и посредством формирования новой целостной праздничной культуры.
Модернистский революционный проект построения нового государства был воплощен во многом благодаря символическим формам и символическому языку. Событийные коммуникации явились одним из ключевых способов донесения посланий и формирования народного единства через праздничную событийность. Революция сама трактовалась как праздник. Использование грандиозных постановочных действ и организация локальных инсценировок, агитпостановок, работа агитбригад, организация агитпоездов опыт уникальных коммуникационных технологий.
В контексте творчества социального праздник оказывался и средством, и результатом. Новые советские праздники творчество в самом высоком смысле, творение абсолютно нового. Революция и первые годы советской власти дали возможность и пространство для реализации эстетических замыслов многим художественным интеллектуалам этого времени.
Для первых лет советской власти наряду с трагическим мироощущением характерен и эмоциональный подъем, питавшийся энергией созидания нового. Это особенно демонстрируют первые революционные праздники и торжества. Наиболее наглядным примером может служить реконструкция штурма Зимнего дворца, организованная в честь третьей годовщины Октябрьской революции. Режиссер праздничной реконструкции «Взятие Зимнего дворца» Н. Евреинов планировал подлинно восстановить это действо, для чего в качестве участников в первую очередь набирались реальные участники исторического штурма, доукомплектовываясь затем несколькими тысячами военных [2, с. 279-280]. Режиссер пытался достичь ощущения «хора» (вот она эстетическая аналогия с античными греческими празднествами), передать драматургию времени и атмосферу великих свершений.
Сценой для театрализованного праздничного события становилось пространства города, его символические места. Эстетика театра без рампы, единения участников и зрителей имела большую актуальность. Режиссеры С. Радлов, Н. Охлопков, К. Марджанов, Н. Виноградов поставили грандиозное празднество «Гимн освобожденному труду» на стрелке Васильевского острова на ступенях Фондовой биржи. Число зрителей составляло более 35 тыс. человек. Когда в финале огромный хоровод трудящихся запер «Интернационал», наэлектризованная народная масса прорвала проволочные заграждения, отделявшие зрителей от места действия, ринулась п порталу и присоединилась к общему пению [1, с. 38]. Масштабные театрализованные инсценировки проходили во всех крупных городах.
Праздники развивающегося советского государства должны были доносить идеологические послания образно, ярко, доходчиво и быстро, поскольку в сложной политической, экономической ситуации шла битва за умы и души; было необходимо увеличивать количество приверженцев и патриотов новой страны и «строителей» новой жизни. Поэтому праздник, ориентированный на достижение стратегических идеологических и политических задач, проектировался как массовый, дабы охватить сразу большее количество граждан; проходил на открытом пространстве, что также увеличивало возможность посещения-участия в празднике; создавался как завораживающее масштабом, всенародностью и уровнем художественного воплощение действо, что должно было вызвать атаксические переживания.
Вторая половина XX в. отчасти продолжила и в основном предложила новые форматы событийных коммуникаций, которые питались формирующейся философией и эстетикой постмодернизма, мировоззрением послевоенной культуры и набирающим силу пацифистским движением. Официальной идеологии и государственному праздничному событийному ряду были противопоставлены идеология и ценность отдельного человека. Философия самосознания, представленная в экзистенциализме, явилась манифестом и обеспечила новую программу событийных действий и формы взаимодействий.
Символически организованные действа во всех сферах жизни общества становятся осознанно применяемым коммуникационным инструментарием, способом формирования и репрезентации субкультур, официальных идеологий, новой идеологии формирующегося общества потребления и новой идеологии международного сотрудничества, развивающейся на основании понимания необходимости совместного решения актуальных общечеловеческих проблем.
Во второй половине XX века активно формируются и развиваются международные организации. Это является показателем попытки объединения на основании общих универсальных человеческих ценностей. Наибольшее социокультурное значение приобретают ООН и ЮНЕСКО, которые создают свой международный календарь значимых событий.
Фрагмент для ознакомления
3
. Аналитика культурных индустрий: до и после [пандемии] / И. А. Ахьямова, М. А. Беляева, А. М. Боталов [и др.]; Научное редактирование М.А. Беляевой. – Екатеринбург: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Екатеринбургская академия современного искусства" (институт), 2020. – 238 с.
2. Векслер А., Крашенинникова Т. Такая удивительная Лиговка. Изд: Центрполиграф, 2017. – 654 с.
3. Ильченко С. Н. Современная трэвел-журналистика : Учебное пособие для направлений бакалавриата и магистратуры "Журналистика", "Международная журналистика" / С. Н. Ильченко. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. – 260 с.
4. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве : учеб.пособие / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013 — 155 с.
5. Коммуникативное общество: культурный код экономического поведения: монография / В. Л. Музыкант, В. Д. Киселев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 332 с.
6. Лэндри, Ч. (2011). Креативный город. М.: Классика-XXI. , 2006. 399 с.
7. Маккуайр С. Медийный город. М.: StrelkaPress, 2014.
8. Маркетинг территорий: учебник и практикум для академическогобакалавриата / О. Н. Жильцова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. 106
9. Методика сохранения и актуализации объектов культурного наследия: учебное пособие для вузов / П. В. Абрамова. – 2 изд. Москва: — Издательство Юрайт, 2021 ;Кремерово: Кем-ГИК. – 111 с.
10.Олешко В. Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти: [монография] = Massmediaas a mediatorofcommunicativeandculturalmemory: [monograph]/ В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. — 470 с.
11.Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. – СПб.: Питер, 2006. — с. 15
12.Социология журналистики: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. – 2 изд. перераб.и доп. – М.: издательство Юрайт, 2019. – с. 380
Статьи
1. Антонова А. А. Арт-кластеры как пространство для развития культурного потенциала города // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 4(47). Новосибирск: СибАК. 2015. С. 57.107
2. Афанасьев К.С. Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов» // XVII Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции / под общей редакцией В.Н. Скворцова. СПб., 2013. С. 40-43.
3. Блохин В. Н. Глобальный город: специфика жизни и трансформации личности // Социальные и пространственные измерения современного мегаполиса. Материалы IX социологических чтений памяти В.Б. Голофаста, 3–5 апреля 2017 г. – СПб.: Норма, 2017. – 344 с., илл. 24 с.
4. Быкова Е. В. Личный аккаунт в социальной сети как инструмент продвижения бренда региона // Труды экономического и социально уманитарного факультета РГГМУ. Сборник статей. Санкт-Петербург, 2013. С. 101- 104.
5. Вейнмейстер А. В., Иванова Ю. В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-industrii-i-kreativnye-industrii granitsy-ponyatiy
6. Волкова Т.А. Фототуризм: история и тенденции развития // Успехи современного естествознания. 2019. №9. С. 103-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40535929
7. Гордин В. Э., Кузьмина К. А., Никольская М. В. Анализ образовательного потенциала креативных пространств // Международный журнал исследований культуры. 2017. Т. 1. № 26. С. 89-101.
8. Грибова К. Л. Пути и практики формирования имиджа города как инструмента развития городской экономики // Социальные и пространственные измерения современного мегаполиса. Материалы IX социологических чтений памяти В.Б. Голофаста, 3–5 апреля 2017 г. –СПб.: Норма, 2017. – 344 с.108
9. Деренко Н.В. Опыт зарубежных стран и регионов России в регулированиикреативной сферы // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространства региона // материалы второй региональной научно практической конференции, Иркутск, 14–15 мая 2019 г. – с. 26
10.Десяева Н. Д., Рязанова В. А. Концептуализация модели "СМК-музей": постановка проблемы // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика.2019.№1.URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-modeli-smk-muzey ostanovka-problemy
11.Дорощук Е. С. Социальные медиа как инструмент диалога культур // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-media-kak-instrument-dialoga kultur
12.Евдокимова Е. П. Повседневные практики петербуржцев в меняющемся городском пространстве // Социальные и пространственные измерения современного мегаполиса. Материалы IX социологических чтений памяти В.Б. Голофаста, 3–5 апреля 2017 г. –СПб.: Норма, 2017. – С. 258
13.Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Анализ влияния новых досуговых практик креативных пространств на формирование ценностных ориентаций горожанина // Манускрипт. 2017. №11 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-novyh-dosugovyh-praktik kreativnyh-prostranstv-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-gorozhanina.
14.Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Публичный лекторий как форма интеллектуального досуга современного горожанина в креативных пространствах города // Манускрипт. 2018. №6 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnyy-lektoriy-kak-formaintellektualnogo-dosuga-sovremennogo-gorozhanina-v-kreativnyh prostranstvah-goroda
15.Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Роль креативной среды российского города в формировании ценностных ориентаций личности горожанина // Манускрипт. 2016. №10 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol kreativnoy-sredy-rossiyskogo-goroda-v-formirovanii-tsennostnyhorientatsiy-lichnosti-gorozhanina
16.Зотова Л. Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов // КЭ. 2015. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-gorod-tvorcheskie-industrii-i razvitie-gorodov
17.Комарова А. А. Основные тенденции медиапотребления в России в условиях динамически меняющейся реальности // Вестник ГУУ. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii mediapotrebleniya-v-rossii-v-usloviyah-dinamicheski-menyayuscheysya realnosti
18.Ладыгина, Т. А. Риски формирования городского бренда как способа актуализации культурного наследия / Т. А. Ладыгина, М. А. Беляева // Национальные культуры в межкультурной коммуникации : Материалы V Международной научно-практической конференции, Минск, 31 марта – 01 2020 года / Редколлегия: И.В. Воробьѐва (гл. ред.) [и др.]. –Минск: Белорусский государственный университет, 2020. – С. 262-270.
19.Марьина Л. П. Технологии креативного города в гуманитарном образовании// Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: Сборник научных трудов VII Международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 31 октября – 01 2019 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский горный университет, 2019. – с. 115
20.Никулина Т. С. Креативные индустрии: преимущества и сложностисуществования в их рамках. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/15401/1/ПММФТ%282018%29.pdf
21.Овруцкий А. В. Туристические практики: от информации к впечатлениям // Сервис в России и за рубежом. 2016. №8 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskie-praktiki-ot-informatsii-k pechatleniyam
22.Олефиренко О. М., Карпищенко М. Ю. Маркетинг і менеджмент інновацій, 2011, № 4, Т. ІІ. – с. 30-40.
23.Панова Л. Б. «Роль креативных пространств в формировании туристического бренда дестинации». Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента, 2016.
24.Решетников В. А. Теоретико-методологические проблемы формирования концепции креативного города // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространства региона // материалы второй региональной научно практической конференции, Иркутск, 14–15 мая 2019 г. – с.9
25.Рязанова В.А., Сергеева А.А. К вопросу о коммуникативном потенциале музейного пространства // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kommunikativnom-potentsiale muzeynogo-prostranstva
26.Соловьева Д. В., Булыгина А. Н., Семенова П. А., Шевцова А. С. Стратегический подход к разработке медиаконтента бренда // Практический маркетинг. 2020. №6 (280). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-podhod-k-razrabotkemediakontenta-brenda
27.Степанов М. А. Медиаконтент в социальных сетях как инструмент развития и продвижения внутреннего туризма в регионе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediakontent-v-sotsialnyh-setyah-kakinstrument-razvitiya-i-prodvizheniya-vnutrennego-turizma-v-regione
28.Степанов М.А. Особенности формирования имиджа и бренда территории // Актуальные вопросы наук о Земле в концепции устойчивого развития Беларуси и сопредельных государств. Сб. мат. V Междунар. науч.-практ. конф. (Гомель, 28-29.11.2019). Ч.2. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. С. 303-312.
29.Таранова Ю.В. Формирование имиджа региона в условиях глобализирующегося сетевого общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 5 (64).
30.Таранова, Ю. В. Цифровые коммуникации креативных пространств с учетом новых вызовов / Ю. В. Таранова // Российская школа связей с общественностью. – 2020. – № 18-19. – С. 208-224.
31.Тукмакова М. И. Архитектура закрытых креативных пространств:типология и функциональная структура // Известия КазГАСУ. 2018. №2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-zakrytyh kreativnyh-prostranstv-tipologiya-i-funktsionalnaya-struktura
32.Уразова С. Л., Кильпеляйнен Е. С. Виртуальная реальность и медиарельность: тенденции и прогнозы эволюции медиасистемы // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-i-mediarelnost tendentsii-i-prognozy-evolyutsii-mediasistemy
33.Фальковская Т. Ю. Индекс креативного капитала Иркутского региона: вызовы и перспективы // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространства региона // материалы второй региональной научно-практической конференции, Иркутск, 14–15 мая 2019 г. – с. 34
34.Чечулин А. В. Рекламные и маркетинговые технологии продвижения территорий / А. В. Чечулин // Век информации. – 2016. – № 2. – С. 130-133.