Фрагмент для ознакомления
2
Одним из основных разделов методики обучения математике в начальной школе является методика обучения решению текстовых задач.
С явлением «задача» люди сталкиваются в повседневной жизни постоянно. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения и т.д.), задачи, стоящие перед целыми коллективами (строительство зданий, издание литературы и т.д.) и отдельными личностями (выбор профессии, разработка интерьера дома и т.д.).
Отдельно стоят математические задачи, решение которых достигается специальными математическими средствами и методами. Среди них выделяют задачи научные (например, теорема Ферма), решение которых способствует развитию математики и ее приложений, и задачи учебные, которые служат для формирования необходимых математических компетенций у разных групп обучаемых.
Анализ методических пособий, обобщение педагогического опыта учителей начальных классов свидетельствуют о значительном внимании на уроках математики в начальной школе к текстовой задаче, т.е. к задаче, сформулированной в описательной форме какой-либо жизненной ситуации и связанной с вычислениями. Обращение к текстовой задаче неизменно при объяснении арифметических действий и их взаимосвязи. Зачастую именно задачи помогают раскрыть свойства и показать связь между компонентами и результатами действий.
Педагоги применяют текстовые задачи при формировании у младших школьников геометрических понятий. Работа над величинами, раскрытие алгебраических понятий «выражение» и «уравнение», построение таблиц и диаграмм не обходится без использования текстовых задач. Нельзя не отметить и воспитательный потенциал задач, поскольку именно с опорой на текстовую составляющую учитель может сообщать младшим школьникам какие-то исторические факты, сведения об окружающем мире, обсуждать правила поведения в обществе и формировать ценностные представления (например, об отношении к окружающей среде).
В методике преподавания математики разработаны вопросы теории решения задач: определены в целом этапы решения задачи, описаны некоторые методы и способы решения, разработаны формы записи и т.п. Однако зачастую педагоги ориентируют обучающихся в работе над задачей исключительно на получение ответа на ее вопрос. Вместе с тем, возможно так организовать процесс работы над задачей, что он будет способствовать формированию учебной деятельности обучающихся начальной школы. Кроме того, работа над задачей может быть продолжена и после ее решения. При этом возможно не только совершенствовать аналитическое мышление младших школьников, но и развивать их творческие способности.
Объект исследования – методика работы с младшими школьниками на уроке математики.
Предмет исследования: текстовые задачи в обучении младших школьников.
Цель исследования: изучение методики работы с текстовыми задачами на уроках математики в начальных классах.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и функции текстовой задачи;
• Рассмотреть структуру и методику обучения решению текстовых задач;
• Проанализировать методические аспекты в обучении младших школьников решению текстовых задач.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие и функции текстовой задачи
Основной целью организации обучения при решении текстовых задач является то, что учащийся начальных классов не просто усваивает «готовые», данные педагогам, знания, но и «открывает» новое в процессе своей собственной деятельности.
В Федеральных государственных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) выделяется особый раздел математическим задачам, в ходе изучения которого у обучающихся должны быть сформированы и общее умение решать текстовые задачи, и умение решать задачи отдельных видов.
Для текстовой задачи различные авторы предлагают следующие определения.
Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между его компонентами или определить вид этого отношения (Л.П. Стойлова , А.М. Пышкало) .
В.Л. Дрозд под текстовыми задачами подразумевает задачи имеющие житейское, физическое содержание и решаемые с помощью арифметических действий .
Придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явление, а лишь его количественные и функциональные характеристики.
Выделим особенность текстовых задач, которая состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие (или действия) должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи. Текстовые задачи имеют и другие названия: практические, аналитические, арифметические и др.
В пособии Т.Е. Демидовой и А.П. Тонких «Теория и практика решения текстовых задач» раскрыто понятие текстовой задачи и ее структуры, дается классификация текстовых задач, а также способы решения: «Текстовая задача – это модель некоторой ситуации, явления, события, процесса и т.д., описанная словами. Но так как текстовая задача всего лишь модель, то в ней описываются не все событие или явление, а лишь какие-то количественные и функциональные характеристики .
Существуют разные виды классификации простых задач. В зависимости от целей классификации выбирают основание для её проведения и на его основе получают те или иные группы текстовых задач.
М.А. Бантова и Г.В. Бельтюкова считают, что в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении .
К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление:
а) нахождение суммы двух чисел;
б) нахождение остатка;
в) нахождение произведения или суммы одинаковых слагаемых;
г) деление на равные части;
д) деление по содержанию.
Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий:
а) нахождение неизвестного слагаемого по известным сумме и одному из слагаемых;
б) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности;
в) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности;
г) нахождение неизвестного множителя по известным произведению и одному из множителей;
д) нахождение делимого по известным делителю и частному;
е) нахождение делителя по известным делимому и частному.
К третьей группе относятся задачи, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аргинская, И. И. Математика. Методическое пособие к учебнику 2 класса четырехлетней начальной школы / И. И. Аргинская. – Москва : Центр общего развития, 2001
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
3. Байрамукова П. У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 299 с.
4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Методическое пособие к учебнику «Математика 1 класс»: Пособие для учителя. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 63 с.
5. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций / А. В. Белошистая. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
6. Белошистая А. В. Обучение решению задач в начальной школе : книга для учителя / А. В. Белошистая. – Москва : «ТИД «Русское слово – РС», 2003. – 288 с.
7. Бормотова М. М. Идущему на практику : методические рекомендации студентам пед. колледжей и вузов по подготовке и проведению занятий по математике в начальной школе / М. М. Бормотова, Л. Г. Махмутова. – Челябинск : Изд-во «Цицеро», 2016. – 174 с.
8. Буренкова Н. В. Использование знаково-символических средств при обучении младших школьников решению задач / Н. В. Буренкова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 10. – С. 47–52.
9. Галиуллина Е. Н. Технология обучения младших школьников решению открытых задач в свете нового образовательного стандарта : пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических факультетов вузов, колледжей, педучилищ, для родителей / Е. Н. Галиуллина. – Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2011. – 105 c.
10. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.– М.: Просвещение, 2014. – 547 с.
11. Гребенникова Н.Л., Егошина Е.Ю. Методические приѐмы формирования универсальных учебных действий на задачах // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции (10 декабря 2015 г., г. Челябинск). / в 2 ч. Ч. 1 – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С. 129-131.
12. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 2012. – 657 с.
13. Демидова Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. – Москва : Академия, 2002. – 288 с.
14. Демидова Т.Е. и Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. – М.: Просвещение, 2013.- 214 с.
15. Истомина Н. Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе : Развивающее обучение / Н. Б. Истомина, Ю. С. Заяц. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 144 с.
16. Мендыгалиева А. К. Методические приемы при обучениирешению задач в начальной школе / А. К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 10. – С. 43–47.
17. Методика начального обучения математике. Под общей редакцией А. А. Столяра и В. Л. Дрозда. - Минск: «Высшая школа», 1988
18. Митрохина С.В., Иванченко О.Н. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе решения стохастических задач // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.; URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26549
19. Овчинникова, М. В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы) : учебно-методическое пособие / М. В. Овчинникова. – К.: Пед.пресса, 2001
20. Седакова В. И. Методика решения математических задач : учебное пособие. Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», направленность «Математика и Начальное образование» / В. И. Седакова. – Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2018. – 167 c.
21. Смолеусова Т. В. Вариативность и выбор при решении задач в условиях реализации ФГОС НОО / Т. В. Смолеусова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 2. – С. 53–57.
22. Стойлова Л. П. Пышкало А. М. Основы начального курса математики. - М.: Просвещение 1988
23. Стойлова Л. П. Теоретические основы начального курса математики : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. П. Стойлова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с
24. Сычёва Г. Н. Математика в таблицах : 1–4 классы / Г. Н. Сычёва. – Изд. 3-е, стер. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 218 с.
25. Эрдниев П. М. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. – Москва : Педагогика, 1988