Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Социально–экономические преобразования, приведшие к снижению уровня жизни значительной части населения, изменению привычного образа жизни, ориентаций и нравственных ценностей, ухудшению психологического климата семьи и ослаблению его образовательные возможности стали причинами, которые привели к росту правонарушений среди несовершеннолетних в России. Правонарушения среди несовершеннолетних детей – это угроза для будущего России, поскольку перспективы развития государства напрямую зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и воспитания подрастающего поколения.
Одна из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед российским обществом, – это, безусловно, поиск путей снижения роста преступности среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой проблемы связана не только с тем, что в стране по–прежнему достаточно сложная криминальная ситуация, но прежде всего с тем, что все большее количество несовершеннолетних вовлечено в организованную преступность. Криминальные группировки подростков совершают опасные преступления, и их число продолжает расти. В целях повышения уровня профилактики преступности среди несовершеннолетних был принят приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы с несовершеннолетними органами внутренних дел» № 569 от 26 мая 2000 г. [5].
Преступление становится все более молодым и принимает повторяющийся и устойчивый характер. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления социального баланса и благополучия в ближайшем будущем. Основная роль в решении этой острой проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с вовлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может быть осуществлена только в рамках научно обоснованной социально–педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего, оснащенной эффективными технологиями посредством последовательного педагогического, воспитательного и профилактического воздействия, гарантирующего формирование личность с твердым и правильным жизненным мировоззрением.
В специализированной литературе широко представлены работы российских ученых, посвятивших свою работу различным аспектам рассматриваемой проблемы. Это работы Волковой Н., Величко О., Галагузовой М.А., Голоднюка Н.Н., Дивицыной Н.Ф., Жигарева Е.С., Забрянского Г.И., Зубковой В.И., Крутера М., Мартыновой М.С., Морозовой О.В., Рыбцовой Л.Л., Торлопова В.А., Щегорцова А.А., Штиновой Г.Н. и др.
Цель исследования: изучить особенности социально–педагогической деятельности с малолетними правонарушителями в условиях специализированных учреждений.
Объект исследования: работа социального педагога с малолетними правонарушителями.
Предмет исследования: особенности социально–педагогической деятельности с малолетними правонарушителями в условиях специализированных учреждений.
Задачи исследования:
1) провести анализ литературы по проблеме организации работы социального педагога с малолетними правонарушителями;
2) выявить основные причины и факторы правонарушений среди несовершеннолетних в России и в Бурятии;
3) проанализировать содержание социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями в условиях специализированных учреждений.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что эффективность социально-педагогической деятельности с детьми и подростками, совершивших противоправное деяние, будет обеспечена при соблюдении следующих условий:
- осуществлена реализация комплексного подхода в решении данной проблемы в рамках специализированного учреждения;
- разработаны и внедрены разнообразные технологии работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ передового опыта работы социальных педагогов в малолетними правонарушителями.
Теоретическая значимость: заключается в том, что в работе была сделана попытка комплексно изучить правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему, их причины, социально-психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей, основные формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, и на основе анализа научной литературы, а также полученных выводов, наметить пути оптимизации в профилактической деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Практическая значимость: заключается в возможности использования результатов исследования в воспитательном процессе подростков.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Проблема правонарушений среди несовершеннолетних в России
1.1 Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема
Преступность несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание [24; 273].
Согласно российскому уголовному законодательству общий возраст наступления уголовно-правовой дееспособности – 16 лет, а в отношении преступлений, обладающих высокой степенью общественной опасности – 14 лет. К криминологическим особенностям преступности несовершеннолетних можно отнести: ярко выраженный групповой характер (примерно 2/3), высокий удельный вес преступников мужского пола (более 90%), латентность, преимущественно корыстную и корыстно-насильственную направленность и др. [24; 273].
Преступность несовершеннолетних во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен, прежде всего, для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних относят безработицу, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.
В целом рост подростковой преступности является симптомом, предвестником нарастающих социальных катаклизмов в стране.
Экономическое положение играет роль социального катализатора, который может усиливать или замедлять рост преступности среди несовершеннолетних. Так же преступность среди несовершеннолетних является следствием глобального «социального аутсайдерства», когда молодежь и дети отказываются вне существующего общества, выталкиваются из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая стала носить стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение, а на смену им, кроме «института улицы и подворотни», ничего не пришло [12; 24].
Отмеченные негативные социальные процессы создают предпосылки для резкого роста преступности несовершеннолетних.
В настоящее время нет ни одного субъекта РФ, в которых были бы учреждения всех уровней профилактики. Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушении и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровня определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которых должны быть закреплены законодательно.
Василькова Ю.В. выделяет следующие виды правонарушений.
По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:
1) гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
2) трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
3) уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.
4) административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
5) процессуальные.
По общественной опасности правонарушения принято делить на:
1) преступления.
2) иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:
· в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие).
· в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок).
· в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
Можно также различать правонарушения, посягающие на:
· духовные или материальные блага.
· общественные или личные интересы.
Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций. Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материального ущерба, административную (отрешение от должности) и уголовную ответственность [14; 56].
Причины роста преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис, переживаемый в стране с начала радикальных преобразований в экономике,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басов, Н.Ф. Основные направления социальной работы с молодёжью / Под ред. Е.И.Холостовой // Отечественный журнал социальной работы. –2012, –№1. – С.58–59.
2. Борисенков, В. П. Проблема в России / В. П. Борисенков // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 25–26.
3. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова: учебное пособие.2–е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
4. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Под общ. ред. М.А.Галагузовой . – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; 2001. – с. 23–24.
5. Даутова, И.З. Социально–педагогическое сопровождение подростков группы «социального риска» и «особой категории» в рамках межведомственного взаимодействия. Опыт и проблемы социально–педагогической деятельности / И.З. Даутова // Материалы городского научно–практического семинара для социальных педагогов общеобразовательных учреждений. – Уфа: Изд–во БГПУ, 2010. – С. 15–18.
6. Демина, В. С. Детские проблемы, пути решения / В. С. Демина // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. – № 20. – С. 17
7. Дростшер, М. Социальная работа в Венгрии: Проблемы социальной работы в России /М. Дростшер // Материалы Первой национальной конференции.– МГУ, – М.: 2000. – С. 74–75.
8. Исследование состояния, динамики и профилактики/ Н.П. Пищулин. – М. – 2007. – №3. – с. 24–56.
9. Карпец, И.И. Криминология: Учебник для юрид. ин–тов и фак. / Под ред. Карпеца И.И., Эминова В.В. – М.: Манускрипт, 1992. – 479 с.
10. Ковальчук, И.Ф. Профилактика употребления алкогольных напитков несовершеннолетними / Под ред. Е.И.Холостовой // Отечественный журнал социальной работы. – М.: 2012.– №1. –С.156.
11. Козырин, М. Основы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних /М. Козырин // Российская юстиция, 2008. – № 7. – С. 49–50.
12. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция : учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. –– М.: Аверсов, 2008. – 291 с.
13. Кривоносов, А.Н. Исторический опыт борьбы /А.Н. Кривоносов // Государство и право. – 2007. – №7. – С. 91–96.
14. Криминологическая практика: история и современность, Россия в третьем тысячелетии / А.Я. Сухарев.– СПб: – 2001.– с.171
15. Лебедев, С.Я. ; Дубовик О.Л. "Принятия решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений"/ С.Я. Лебедев ; О.Л. Дубовик // «Проблемы правового регулирования безопасности личности, общества и государства в условиях современной России»\\ –Москва–Смоленск: – 2001.– С. 57–97.
16. Мартынова, М.С.; Морозова О.В. "Правонарушения в России"/ М.С.Мартынова,; О.В. Морозова // – М.: Социальный проспект, – 2004.
17. Мирсагатова, М.Н. Межведомственное взаимодействие институтов социума по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства:уровни и механизмы / Под ред. Е.И.Холостовой //Отечественный журнал социальной работы. – М.: – 2012.– №1.– С.150–151.
18. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. – ТЦ «Сфера». 2001. – 524 с.
19. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения.// П.Д. Павленок; М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА–М, 2007.– 292 с.
20. Профилактика несовершеннолетних. – 2007. – №2. – С. 12–32.
21. Рацимор, А.Е. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как разновидность социально–педагогической деятельности. Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования / А.Е. Рацимор: Материалы Российской научно–практической конференции. – Глазов,– 2007. –С.132–139.
22. Рыбцова, Л.Л. Основы практики несовершеннолетних: учебное пособие для вузов / Под ред. Ф.А. Мусаевой. – М.: Академический проспект, 2003г.
23. Сборник законов и нормативных актов Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120–ФЗ. «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» // Сборник законов и нормативных актов. – М.: Юрист, 2000. – С. 42–64.
24. Сморгунова, В.Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико–правовые проблемы: монография/ В.Ю. Сморгунова; Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.– СПб.: Изд–во РГПУ, 2004.–399 с.
25. Стурова, М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема/ М.П. Стурова // Педагогика. – 2005.– №7. – С. 22 – 28.
26. Сухарев, А.Я. Большой юридический словарь. 3–е изд. / Под ред. проф. А.Я.Сухарева. – М.: ИНФРА–М, –2007. – V1, –858 с.
27. Фарафонова, С.С. Развитие системы профилактики в условиях мегаполиса / Под ред. Е.И. Холостовой.// Отечественный журнал социальной работы. –М.: –2011. –№ 1.
28. Хлобустов, О. Об опыте борьбы //http:/www.osvem/com
29. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2002. – 272с.
30. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко. – М. : Академия, 2001. – 286 с.
31. Шептенко,П.А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/П.А. Шептенко, Е.Н.Дронова, Л.Н.Гиенко.–Барнаул:АлтГПА,2011. – 166 с.