Фрагмент для ознакомления
2
Огромную роль в психическом развитии ребенка, в формировании у него представлений о предметах и явлениях окружающего мира играетзрительное восприятие. М.Н. Алексеева отмечала, что психическое развитие ребенка происходит, прежде всего, в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств, и прежде всего – зрения. Зрительное восприятие обеспечивает контакты с миром и выполняет ориентирующую и регулирующую функцию. [3]
Первый год жизни ребенка является периодом в развитии исследовательского осмотра объекта, фиксации, изменяются основные виды чувствительности, расширяется опыт ребенка. Под зрительным восприятием А.Г. Литвак, Л.П. Григорьева, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева, М.Э. Бернадская понимают сложную работу, в ходе которой происходит анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Полнота, точность и дифференцированность отражения раздражителей, разнообразие ощущений по качеству и силе зависит от совершенства зрительного восприятия.
По мнению Л.А. Венгера, восприятие маленького ребенка ситуативно, слитно и глобально. Однако эти качества восприятия выступают весьма различно, в зависимости от перцептивной задачи, которую решает ребенок. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний – основные средства улучшения восприятия. [6]
Благодаря зрению человек получает основной объем информации об окружающем мире. Мы воспринимаем цвет, форму предметов, освещенность (светлоту), величину, определяем движение и направление предметов при движении, ориентируемся в пространстве. Зрение в жизни человека имеет огромное значение. Зрение – это основной сенсорный канал, который связывает нас с внешним миром, отмечал В.В. Шульговский. [11]
В первые недели после рождения ребенок не только ощущает, но и воспринимает окружающую действительность. Это начальное восприятие вызывается такими особенностями объекта, привлекающими внимание ребенка, как яркая окраска, движение предметов, сильные звуки. С первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. На 2–3-й неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций лицевого, предметного, цветового и пространственного гнозиса.
Г.А. Урунтаева выделяет следующие особенности сенсорного развития в младенческом возрасте: складывается акт рассматривания предметов; формируется хватание предметов; устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки; устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. [4]
В младенческом возрасте у ребенка отмечается реакция на свет, формирование прослеживающих движений глаз, формирование зрительного сосредоточения, фиксация предмета, цветовосприятие, зрительное восприятие формы и величины. Рассмотрим становление данных функций:
1-2 месяца – ребенок, открывая глаза, поворачивается к свету, может прослеживать взглядом движения предметов влево и вправо;
2-3 месяца – способен на длительное сосредоточение взгляда на предметах, рассматривает собственные руки;
3-4 месяца – тянется к игрушке под контролем зрения, останавливает взгляд на предмете и подолгу рассматривает его;
4-6 месяцев – ребенок подносит игрушку к глазам и рассматривает её, рассматривает предметы вокруг, крупные картинки;
6-9 месяцев – активно захватывает игрушку из любых положений, дифференцирует восприятие близких и знакомых, ищет взглядом спрятанную на его глазах игрушку;
9-12 месяцев – ребенок узнает себя и близких в зеркале, показывает отдельные предметы в быту.
К особенностям сенсорного развития в раннем возрасте Г.А. Урунтаева относит: зрительное соотнесение предметов по их признакам и возникновение представлений о свойствах предметов, которые являются значимыми в практической деятельности малыша. В раннем возрасте появляется взаимосвязь с развитием предметной деятельности и речью. Ребенок узнает предметы по форме и величине, в процессе из хватания и манипулирования с ними, происходит переход к зрительной ориентировке. [1]
1-1,5 года – ребенок узнает и показывает себя и знакомых на фотографии, узнает несколько простых картинок;
1,5-2 года – различает форму и величину объемной игрушки, и количества предметов, подбирает парные игрушки и картинки;
2-3 года – ребенок узнает 10-15 картинок, понимает смысл простых картинок с действием, узнает контурные, черно-белые картинки, понимает местоположение предмета.
В дошкольном возрасте, с 3 до 7 лет, зрительное восприятие ребенка превращается в особую познавательную деятельность, которая 14 имеет свои цели, задачи, средства и способы осуществления. В 3-4 года ребенок узнает подчеркнутые и наложенные предметы, понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на вопросы по картинкам. В возрасте 4-5 лет ребенок способен составлять рассказ по сюжетной картинке, раскладывать картинки по порядку (по сюжету).
У детей 5-7 лет достаточно сформированы все виды анализаторных систем, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Ко времени поступления в школу структурные особенности восприятия окружающих предметов у ребенка уже полностью сформированы, следовательно, подготовлена почва для дальнейшего совершенствования восприятий, достигаемого в процессе школьного обучения. К концу дошкольного возраста зрительное обследование предмета становится более организованным и систематичным.
Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференциального и более адекватного сенсорного образа. Таким образом, процесс зрительного восприятия – это психофизиологический процесс, который включает в себя определенные этапы развития, и дает возможность получения представлений о предметах, явлениях и процессах окружающего мира. От уровня развития зрительного восприятия зависит формирование четких, целостных, недеформированных зрительных образов у ребенка.
Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить. Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях окружающего мира.
Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда. [7]
Зрительное восприятие необходимо во всех видах физического и умственного труда. Оно тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников.
Для младшего школьника особенно важно чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Младший школьник овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни.
Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств младшего школьника функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств младший школьник может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.
При недостаточном развитии зрительного восприятия наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления младшего школьника об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития младшего школьника [13].
Для понимания возникающих в результате зрительного дефекта отклонений в развитии младшего школьника, необходимо учитывать, что оно осуществляется по тем же закономерностям, что и в норме. Выпадение тех или иных функциональных звеньев в органическом единстве психики приводит к нарушению связей и отношений с окружающим миром, к неадекватному отражению действительности. Если нарушение зрительного восприятия значительно, то родителям младшего школьника необходимо проконсультироваться с окулистом, неврологом, психиатром.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Безруких, М.М. Методика оценки развития зрительного восприятия у детей 5 – 7,5 лет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dob.1september.ru/2002/06/7.htm
2. Воронина, Т. П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? / Т.П. Воронина. - Москва: Мир, 2015. - 468 c.
3. Горбачёвская. Логопедическая работа в школе. - М., 2007. - 162 с.
4. Ефименкова. Устная и письменная речь учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманитарий. редактор Центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
5. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М.: Академия, 2006. — 320 с.
6. Коваленко О. М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития : ил. методика / худож. И. В. Персиянова. - М. : Коррекц. педагогика, 2004. - 127 с.
7. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва;. 2011. 285с.
8. Логинов. Особенности проявления дислексии и ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью: Учебное пособие / Под ред., - СПб., 2004. - 395 с.
9. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2-еизд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
10. Нищева, Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет). ФГОС / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 198 c.
11. Пинюгина Е. В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2004. - № 3. – С. 29-36.
12. Самодурова А. А. Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися, страдающими дислексией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. -№ 5. – С. 30-34.
13. Сергеева Е. В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР – это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия. – 2007. - № 4. – С. 53-64.
14. Чиркина Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология. – 2005. - № 1. – С. 89-91.
15. Филичева Т.Б., Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Коррекция нарушений речи: учебное пособие. – М.:Изд. Просвещение. 2008. 40с.