Фрагмент для ознакомления
2
3.Cоздание динамичных групп для комлексного изучения страны: «научи сам и обучи другого»
Следуя цели нашего урока на этом этапе учащиеся будут рассматривать комплексную характеристику страны. Для этого учащиеся рассаживаются таким образом, чтобы за одним столом находились по одному представителю от каждой из пяти групп.
Учитель вместе с консультантами оценивает ответы учащихся в группах по каждому заданному вопросу и
заданию.
3.Cоздание динамичных групп для комлексного изучения страны: «научи сам и обучи другого»
Учащиеся в группе знакомят дрруг друга с учебным материалом своего профиля.
ЭГП страны ( учащийся 1 группы)
Протянувшись на 4000 км. С запада на восток и на 4300 км с севера на юг, Бразилия занимает почти половину территории Южной Америки. Это 5-е по величине государство мира после России, Китая, Канады, США, а также самое крупная страна тропического пояса. Бразилия граничит со всеми южноамериканскими государствами, кроме Эквадора и Чили. На западе граничит с Аргентиной, Боливией, Парагваем, Перу; на севере – с Венесуэлой, Гайаной, Французской Гвианой, Суринамом; на северо-западе – с Колумбией, на юге – с Уругваем. Восточная половина Бразилии омывается водами Атлантики. Состоит из 26 штатов и одного федерального округа, в котором расположена столица – Бразилиа. Бразилия – президентская федеративная республика.
Страна обладает мощным природно-ресурсным потенциалом (минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, земельные, агроклиматические и рекреационные ресурсы). Страна разрабатывает колоссальные рудные месторождения в районе Серра-дусКаражас и нефтяные месторождения на океаническом шельфе.
Общий обзор экономики страны. ( учащийся 2 группы)
Экономика Бразилии стала активно развиваться с конца 19 векСтрана практически полностью насытила местный рынок продукцией собственного промышленного производства. По улицам городов ездят почти исключительно бразильские автомобили (90 % автомобильного парка страны в качестве моторному топлива использует тростниковый спирт). Бразилия развернула активное освоение поистине могучего гидропотенциала своих рек. Благодаря этому за довольно короткое время она по количеству электроэнергии, производимой на ГЭС, прочно заняла третье место в мире.
За последние roды Бразилия совершила мощный рывок в производстве компьютерной техники. Компьютерами оборудованы все без исключения офисы компаний, кассы по продаже билетов и т.д. На каждом углу ведется продажа программного обеспечении. В связи с этим в стране уделяется большое внимание математике. Бразилия - не законодатель моды, но витрины магазинов выставляют на обозрение вполне стильные модели одежды и обуви. Бразильский хлопок невероятно мягкий. Ценятся бразильская керамика, стекло, изделия из камня и тропической древесины.
Обзор сельскохозяйственного производства. ( учащийся 3 группы)
Сельское хозяство разнообразно и дает 30 % экспорта Бразилии. Страна занимает 4 место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции. В сельском хозяйстве страны наибольшую площадь занимают районы традиционного потребительского и малотоварного земледелия, производящего продовольственные культуры. Несмотря на значительное производство риса, пшеницы, маниока (1 место в мире), кукурузы (3 место в мире), сои (2 место в мире) внутренние продовольственные потребности удовлетворяются не полностью. Бразилия является первым в мире производителем и экспортером кофе, плантации которого сосредоточены на юго-востоке и юге страны.
В связи с ростом цен на кофе и повышением экспорта этой продукции растет и экономика страны. Бразилия является первым в мире прозводителем и вторым экспортером сахара из сахарного тростника, крупнейшим производителем апельсинов и апельсинового сока.
Население. Культура и традиции.(учащийся 4 группы)
Главные особенности в характеристике страны – это высокий естественный прирост, неравномерное распределение по стране и гиперурбанизация. В возрастной структуре населения, как и у других развивающихся стран, значительна доля молодых возрастов, что создает острые социальные проблемы: продовольственную, жилищную, занятости и образования.
Для Бразилии характерен приокеанический тип расселения, что в значительной степени связано с направлением европейской миграции. Из-за высокого естественного прироста населения и большого притока мигрантов из сельской местности происходит бурный рост городов. Проявляются все черты ложной урбанизации – гипертрофированное расползание городских агломераций, на окраинах – трущобы бедняков, которые живут в антисанитарных условиях и часто не имеют ни жилья, ни работы.
Португальские завоеватели принесли в Бразилию свои обычаи, язык, религию, архитектуру. Однако бразильская национальная культура – это прежде всего сплав португальских, индейских и африканских элементов.
Праздники, карнавалы – любимые развлечения бразильцев.
Внешнеэконимические связи (учащийся 5 группы)
«Большая тройка» (Аргентина, Бразилия, Мексика), на долю которой приходится почти 70 % объема ВВП региона и ? его обрабатывающей промышленности. Среди этих государств особое место занимает Бразилия – первая по всем основным экономическим показателям в Латинской Америке, построившая крупнейшую в мире ГЭС, свой ракетный центр, создавшая производство самолетов и бронетранспортеров.
Значительно увеличился экспорт стали.
Наметились некоторые положительные сдвиги в экспорте товаров, который увеличился на 8 %.
Бразилия импортирует нефть, машины и оборудование, зерно, уголь, цветные металлы. Основными торговыми партнерами являются страны – члены Е.С., государства Латинской Америки (21%), США (20%), страны Азии (15%).
Сегодня бразильский фондовый рынок является одним из крупнейших в мире. На его долю приходится более 15% портфельных инвестиций в быстрорастущие рынки
4.Закрепление материала.
Формирование умений работы с картографическими источниками информации.
Оценивание работы учащихся по контурной карте.
Оценивание материала презентации учащихся.
4.Закрепление материала.
Задания по контурной карте.
1.Отметить на контурной карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Мехико, Гаванa, Kapaкас, Лима, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Caнтьяго?
2. Указать на контурной карте, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?
Демонстрация презентации консультантами по теме «Бразилия» (опережающее задание)
5. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги урока, проверяет диагностичность цели урока, оценивает работу групп и отдельных учащихся.
Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели: было ли интересно вам на уроке или совсем неинтересно?
Рефлексия.
1. Что способствовало вашему успеху при выполнении задания?
2. Могут ли полученные знания пригодиться вам в жизни?
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся усвоили ключевые понятия по теме: латиноамериканский тип города, «ложная ypбанизация», латифундия, колониальный тип территориальной структуры хозяйства и грамотно использовали их в своих устных ответах.
6. Домашнее задание:
Прочитать тему № 10.
Дифференсация Д/З:
-дать сравнительную характеристику двух крупных стран Латинской Америки - Бразилии и Аргентины – по этническому составу населения, религии.
- составить туристический маршрут по достопримечательностям Бразилии.
Спасибо за урок. - Урок окончен.
6. Домашнее задание:
Выбирают вариант выполнения домашнего задания.
2.2 Разработка конспекта урока-изучение нового материала по теме «Бразилия» в школьном курсе «Экономическая и социальная география мира»
Тема: Бразилия
Цель: сформировать представление о ключевой стране Южной Америки – Бразилии.
Задачи: Образовательная – сформировать у учащихся представление об ЭГП Бразилии, ее населении, природных условиях и ресурсах, а также хозяйстве и внешних связях.
Развивающая – продолжить развитие познавательного интереса при помощи использования мультимедиа, а также развитие зрительной памяти.
Воспитательная – продолжить географическое и экологическое воспитание учащихся.
Тип урока: объяснение новой темы
Метод: интерактивное обучение
Оборудование: презентация урока (слайды с фото, картами, рисунками и таблицами)
Ход урока
- Организационный момент
-Объяснение новой темы
- Экономико-географическое положение Бразилии: это крупное государство Латинской Америки, по площади и численности занимает 5 место в мире, омывается Атлантическим океаном, граничит со всеми странами Южной Америки кроме Чили и Эквадора
- Население Бразилии: численность населения 190 256 710 человек, средняя плотность 20 человек на 1 кв. км, почти половина населения – молодежь до 20 лет, рождаемость - 18 на 1000 человек, смертность - 6 на 1000 человек
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира. М.: ВАКО, 2011.
2. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П.Максаковский. – М.: Просвещение, 2010. 400 с.
3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / С.Б. Лавров, Н.В. Каледина. – М., 2009
4. Атлас для 10 класса. – М.: Дрофа, 2010.
5. Рябцева И. В. Методика проектирования элективного курса по географии: учеб. пособие. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. - 82 с.
6. Чурляев Ю. А. Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности: на основе географических знаний: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Воронеж, 2006. - 197 с.
7. Рябцева И. В. Методическая система предпрофильной подготовки школьников в процессе обучения географии // География в школе. - 2011. - № 6. - С. 46-49.
8. Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии / И.В. Душина, В.Б. Пятуни, Е.А. Таможняя. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.- 203 с.
9. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как путь становления субъектности участников образовательного процесса. /Материалы межд. научно-практ. конференции, Москва, МПГУ: В 2-х ч - Ч.1. - М.: МАНПО, 2010. - 771с.
10. Старчакова И.В. Современные аспекты использования объяснительно-иллюстративных технологий в практике школьного географического образования. //География в школе: научно-педагогический журнал, №1 2012. - С. 54-57