Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В последние десятилетия в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Изучение проблемы словообразования как основы для формирования грамматического строя речи имеет достаточно глубокие корни в отечественной науке, ей посвящены научные труды многих исследователей (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Е. А. Земская, Т. Б. Филичева и др.). Большинство психолингвистических исследований признает тесную взаимосвязь словообразования с когнитивным и коммуникативным развитием ребенка, что позволяет рассматривать их в онтогенетическом единстве. В процессе своего развития ребенок вынужден обозначать те явления и события, с которыми он сталкивается. Исследователи, изучающие дизартрию, отмечают у детей системные нарушения речи, прежде всего, нарушения лексико-грамматического строя речи. В частности, своеобразие овладения словообразованием у детей проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в отношении общей картины речевого развития. В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так как не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов. Вопрос особенностей формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является процесс развития словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – формирование навыков словообразования у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
Цель исследования - рассмотреть становление словобразовательных навыков у детей в норме и патологии.
Гипотеза исследования: использование специально подобранных упражнений на развитие языкового анализа и синтеза, обобщения, сравнения, определения сходства и различия в значениях и признаках родственных слов, позволит повысить эффективность коррекционной работы по формированию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
рассмотреть лингвистические и психолингвистические компоненты формирования словообразовательных навыков;
определить лингвистические и психолингвистические компоненты формирования словообразовательных навыков у младших школьников с ОНР;
охарактеризовать современные научные представления о словообразовательных навыков у младших школьников с ОНР;
исследовать цель, задачи и организацию исследования;
рассмотреть программу обследования;
раскрыть обработку и анализа результатов исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад «Светлячок», Смоленская область, Рославльский район, г. Рославль, 15 микрорайон, д.35.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
1.1. Лингвистические и психолингвистические компоненты формирования словообразовательных навыков
В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в различных аспектах. Термином «словообразование», по мнению А.А. Хохловой [12], называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении.
Вопросы словообразования отражены в отечественных лингвистов Е.А. Земской, Е.С. Кубряковой[16], В.В. Лопатина [21], В.Н. Немченко [22], З.А. Потиха[11], И.С. Торопцева[21], И.С. Улуханова[15], Н. М. Шанский[13], М.Н. Янценецкая[19] и т.д. Многие специалисты термин «словообразование» определяют как: особый путь развития словаря (М.Д. Степанова); путь пополнения словарного состава языка (З.А.Потиха); основное средство обогащения словарного состава языка (К.А. Левсковская); одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами (В.В. Лопатин);- основной источник пополнения словарного состава языка, которое осуществляется разными способами (К.А. Тимофеев).
Термин «словообразования», по мнению С.В. Мироновой, Д.А. Салимовой[25], употребляется для обозначения процесса создания новых слов.
Основой процесса образования слов является понятие производности и соотношения производных и производящих слов. Под производностью Б.А. Жаканбаева и К.Е. Карымбаева[17] понимают такое соотношение между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно определены (мотивированы) формой и значением другого слова или нескольких слов.
Слова, немотивированные по форме и по смыслу другими словами, называются непроизводными, а слова, основа которых мотивирована по форме и значению другими словами, называются производными (Б.А. Жаканбаева, К.Е. Карымбаева, С.В. Мировнова, Д.А. Салимова).
Термин «словообразование» используется для обозначения специфического языкового процесса по дифференциации (на основе семантики и формально-языковых признаков) производных слов и словообразующих морфем (Л.В. Сахарный). Находясь между лексикологией и морфологией, словообразование является как бы связующим звеном между ними (Б.А. Жаканбаева, К.Е. Карымбаева, А.А.Хохловой).Связь словообразования с лексикологией очевидна (О.С. Ахманова, В.В. Виноградов, С.Д. Кацнельсон, А.М. Пешковский, Н.М. Шанский, Л.В. Щерба и др.) и заключается в том, что оно обогащает словарный состав языка на основе существующего языкового материала (Б.А. Жаканбаева, К.Е. Карымбаева). В словообразовании изучается, как «сделаны» слова, т.е. характеризуются определенные стороны лексического состава: формальная и семантическая связь между мотивированными и мотивирующими словами (О.И. Блинова, Е.А. Земская, И.С. Улуханов и др.).
Связь словообразования с морфологией заключается в том, что все вновь образованные слова оформляются по законам грамматики (Б.А. Жаканбаева, К.Е. Карымбаева, И.Г. Милославский, М.В. Панов, Л.В. Щерба, Н.А. Янко-Триницкая). Морфема является центральным понятием словообразования. Это минимальная, далее неделимая, значимая часть слова. Из всех значимых единиц (морфем, слов, предложений) выделение морфем является пределом деления. Дальнейшее деление морфемы на части приводит к выделению незначимых элементов языка – фонем.
Морфема, по мнению Б.А. Жаканбаевой и К.Е. Карымбаевой[17], это обобщенная, наименьшая двусторонняя единица, неделимая в плане значения, абстрактная единица языка. Морфема является двусторонней единицей, т.к. с одной стороны, она представляет собою звук или комплекс звуков, с другой стороны, морфемы всегда имеют определенное значение.
Выделение морфем в словоформе можно осуществить только путем их сопоставления как внутри самой словоформы, так и в сопоставлении с другими словоформами. Итак, морфема – это линейная структурно-семантическая единица, функционирующая взаимосвязанная с другими морфемами.
Обычно она бывает представлена в словах своими конкретными разновидностями — морфами. Поэтому вторым основным понятием словообразования является понятие «морф». Морф - это конкретный представитель морфемы, обнаруживающийся при членении слова [17].
В словообразовании морфемы классифицируются по нескольким признакам: по роли в слове; по значению; по месту в составе слова (Б.А. Жаканбаева, К.Е. Карымбаева, С.В. Мировнова, Д.А. Салимова).
По своему значению и роли в слове все морфемы делятся на корневые и аффиксальные (прикрепленный) или служебные. Аффиксальные морфемы, кроме того, делятся на: словообразующие (деривационные) и формообразующие (словоизменительные). Корневыми называются такие морфемы, которые несут основное лексическое значение и встречаются в родственных словах. Корневую морфему может образовывать непроизводное слово.Без корня нет слова.
Служебными морфемами (аффиксами) называются такие морфемы, которые выступают в составе слова с тем или иным корнем, как основной частью слова. По характеру формального выражения выделяют: материально выраженные аффиксальные морфемы, т.е. представленные той или иной последовательностью звуков или одним звуком; «нулевые» аффиксы - это такие материально невыраженные (т.е. не представленные звуками) аффиксальные морфемы, которые выделяются только при сопоставлении с соотносительными материально выраженными морфемами.
Словообразующими называются префиксы, суффиксы и постфиксы, служащие для образования новых слов.
Формообразующими являются такие аффиксы, которые служат для образования формы какого-либо слова. В системе русского словообразования противопоставлены два способа словопроизводства: морфологический неморфологический (безморфемный) (Б.А. Жаканбаева, К.Е. Карымбаева, С.В. Мировнова, Д.А. Салимова).
Морфологический способ образования слов является наиболее продуктивным и имеет следующие виды: префиксальный; суффиксальный; префиксально-суффиксальный; безаффиксный; сложные основы; аббревиация.
Префиксальный способ – это такая разновидность морфологического словопроизводства, при котором производное слово образуется от производящей с помощью префиксов
Суффиксальный способ – это такая разновидность морфологического словопроизводства, при котором производное слово образуется от производящей с помощью суффиксов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатова, Н.С., Фуреева Е.П. Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи / Н.С. Алпатова // The scientific heritage. – 2020. – № 45–6(45). – С. 65– 67.
2. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н. Антонова // Педагогика. - 2016. - № 9. – С. 28 – 33.
3. Барковская, Л. Е. Формирование навыков словообразования у дошкольников [Электронный ресурс] // Формирование процессов словообразования у дошкольников с использованием произведений устного народного творчества. URL: https://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2011/11/05/ formirovanie-navykov-slovoobrazovaniya-udoshkolnikov (дата обращения: 02.12.21)
4. Батюта, М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2014. - 306 c.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2016. - 624 c.
6. Волкова, Е.В. Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска / Е.В. Волкова // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 281 - 284.
7. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика / Б.З. Вульфов. - М.: Юрайт, 2016. - 724 c.
8. Гирфанова, Л.П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как общечеловеческим целям образования / Л.П. Гирфанова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 4 (29). - С. 173 – 178.
9. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада / М.Б. Зацепина. – М.: Норма, 2016. – 96 с.
10. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 576 c.
11. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 279 с.
12. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель» / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
13. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
14. Колесникова, Л. Р. Методика и результаты обследования речевых и неречевых функций [Электронный ресурс] / Л. Р. Колесникова // Диагностика. URL: http://www.twirpx.com/file/524325/(дата обращения: 02.12.21)
15. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
16. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. / Р.Е. Лквина. – М.: Сфера, 2018. – 144 с.
17. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: В.Секачев, 2016. – 136.
18. Мирошниченко, Н. В. Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок / Н. В. Мирошниченко, Н. Г. Сикиркина, Ю. М. Руденко. // Молодой ученый. – 2020. – № 41 (331). – С. 190-194.
19. Никашина, Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи детей / Н.А. Никашина // Дефектология. – 2018. – № 4. – C. 21–36.
20. Панова, Н.А. Развитие речи дошкольников в режимных моментах / Н.А. Панова, О.И. Дементьева //Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 2. – С. 51-57.
21. Сатимбаева, Ю. Классификация методов обучения / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – №43. – С. 113–115.
22. Сахтерова, Н. Н. Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] // Логопедический портал. Всероссийский образовательный сайт URL: http://logoportal.ru/formirovanie-navyikov-slovoobrazovaniyaprityazhatelnyih-prilagatelnyih/.html(дата обращения: 02.12.21)
23. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I–IV классы); Науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. / Л.Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 2017. – 192 с.
24. Стульник, Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет / Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика- Синтез, 2016. – 180с.
25. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи: моногр. / Т.В. Туманова. – М.: МГУ, 2017. – 26 с.
26. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 c.
27. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
28. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
29. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учеб. пособие. / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
30. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Хухлаева. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
31. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учеб. / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. / Г.В. Чиркина. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2017. – 240 с.
32. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2016. - 567 c.