Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью максимального преодоления дефектов речевого развития у старших дошкольников с недоразвитием речи к началу школьного обучения. Для полноценного овладения грамотой немаловажное значение имеет сформированность просодической стороны речи.
О.В. Елецкая, Л.А. Кузьмина отмечают, что просодическая сторона речи является неотъемлемой частью речевой деятельности человека. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. К просодическим компонентам авторы относят темп, ритм, темпо-ритмическую организацию, интонацию, тембральную окраску, ударение.
По мнению Н.И. Жинкина состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. А.Н. Корнев подчеркивает, что для полноценного овладения письмом и чтением особенно необходимы на достаточном уровне сформированные фонематический слух, звукопроизношение, просодические компоненты речи, развитие этих процессов взаимозависимы. Вместе с тем, у детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение, различение звуков и недостаточна развита просодика, это обусловливает специфические затруднения в овладении процессами чтения и письма с началом обучения в школе.
Исследованиями просодических компонентов у детей с ОНР, имеющих сопутствующий клинический диагноз дизартрию, ринолалию и заикание, занимались многие исследователи (Е.Ф. Архипова, Каше Г.А., Хватцев М.Е., Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и др.). При этом в литературе, ощущается дефицит работ, по изучению просодической стороны речи у дошкольников с ОНР, не имеющих сопутствующих клинических диагнозов. Чаще всего такие исследования проводились в рамках изучения звуковой стороны речи в целом (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
По нашему мнению, отдельное изучение просодической стороны речи у старших дошкольников расширит представления о симптомокомплексе нарушений речи при ОНР, что чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы в целях профилактики дисграфий и дислексий с началом школьного обучения. Это и определило выбор темы нашего исследования.
Цель: Изучить теоретические основы исследования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Подобрать методику изучения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3.Провести исследование по методике констатирующего эксперимента;
4.Проанализировать результаты исследования;
5.Разработать методические рекомендации.
Объект: Нарушения речи у детей с ОНР.
Предмет: Просодическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Педагогический эксперимент;
3.Математические методы обработки информации.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Лингвистические и физиологические проблемы просодической стороны речи
Речь в нашей жизни представляет собой сложнейший феномен человеческой психики. Формируется она в результате взаимодействия различных уровней и областей мозга. Сам термин «просодия» в первый раз упоминается в трудах древнегреческих грамматистов и означает дополнительные особенности речи, не зависимые от ведущей артикуляции звука. В наше время лингвисты оценивают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих самую важную роль для осуществления коммуникативной функции речи, так как с их помощью человек передает большое количество информации и свое эмоциональное состояние [5, с.31].
Просодика и составляющие ее элементы в разное время интересовали ученых различных областей науки. В логопедии данный вопрос исследовали Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Г.В. Чиркина, в лингвистике – В.И. Бельтюков, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.В. Черемисина и другие. В специальной психологии М.В. Плешакова выявила специфические закономерности, характеризующие узнавание эмоциональных контекстов по интонационному контуру.
По мнению А.М. Антиповой, просодия в организации звуковых последовательностей выступает, начиная со слога, а интонация – с синтагмы. Взяв во внимание данный факт, делается вывод о том, что просодия является более широким понятием, чем интонация. По словам Н.Д. Светозаровой, через интонацию, являющуюся основной составляющей просодии, выявляется смысловое содержание речи, коммуникационная направленность и эмоциональный посыл говорящего. Она входит в просодическую структуру невербальных проявлений и неразрывно связана с сопутствующими мимикой, жестами и движениями участвующих в диалоге лиц. Лингвисты отмечают весомое значение интонации, влияющей на выразительность речи, по словам Н.И. Жинкина, она преобразует речь. В исследованиях, проведенных лингвистами, было выявлено, что интонация позволяет говорящему передавать смысловое содержание высказывания и оказывать эмоциональное влияние на собеседника.
В качестве основных характеристик у просодики выделяют: частоту основного тона (ЧОТ), интенсивность (громкость) и длительность. Без тембра, мелодики, паузы, ударении– невозможно полноценное просодическое оформление речи. ЧОТ - это частота самой низкой составляющей в спектре звука, величине, обратной периоду колебания голосовых складок. Постоянное шипение ЧОТ при говорении характерно для нормальной речи, но диапазон изменений – отражение индивидуальных особенностей речи говорящего, его эмоционального и психологического состояния.
С помощью различной скоростью колебаний голосовых складок определяется различие звуков по высоте. Частота колебаний зависит от некоторых параметров: степень упругости голосовых складок, скорость воздушного потока, проходящего через голосовую щель, ширина голосовой щели, масса вибрирующей части складок, т.е. самой низкой частотой, которая является составляющей в спектре голоса.
При изменении частоты основного тона при разговоре превращает мелодику в тональный контур речи, который выполняет функцию элемента, связывающего отдельные части речевого потока и выступает также в роли средства членения речи. Мелодика связанна с тембром, который позволяет отличать голос от других голосов. Неоднозначно рассматривается понятие тембр. С одной стороны это качественная, особая окраска звучания, создающее своеобразное соотношение силы основного тона и обертонов, зависящая от формы резонатора.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова А.А. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
2. Артемова, Е. Э. Формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: Монография / Е. Э. Артёмова. – Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
3. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
4. Блохина, Л. П. Просодические характеристики речи и методы их анализа [Текст]: текст лекций спецкурса / Л. П. Блохина. – Москва: Владос, 2002. – 74 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова. – Москва: Владос, 2006. – 243 с.
6. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 231 c.
7. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
8. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
9. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М., 2004. – 16 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Электронный ресурс] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – КнигоМир, 2011. – 320 с.
11. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
12. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
13. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]: метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. – 157с.
15. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР: метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск: Цицеро, 2015. — 139 с
16. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебнометодическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 28 с.
17. Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
18. Крикленко, О. В. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с ОНР [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 42-44.
19. Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
20. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
21. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебное пособие / Р. Е. Левина. – Москва.: Альянс, 2013. – 367 с.
22. Лизунова, Л. Р. Онтогенез речевой деятельности [Электронный ресурс]: курс лекций / Лизунова Л.Р. – Электрон. текстовые данные. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 111 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32070.html.
23. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
24. Лопатина, Л. В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией [Текст] / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова // Журнал «Логопедия». – 2004. – №1. – С. 97-108.
25. Лыхенко, Ю.В. Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе [Электронный ресурс] / Ю.В. Лыхенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3361 – 3365. – (URL: http://e-koncept.ru/2016/86709.htm).
26. Матвеева, Г.А. Формирование выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Г.А. Матвеева // Магистерская диссертация. – 2017. – // Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/_1503.pdf
27. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /Л.М. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
28. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: АСТ; Сова, 2009. – 464 с.
29. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР: методическое пособие для педагогов и родителей/ О. С. Рудик. - Москва: ВЛАДОС, 2021. – 302с.
30. Поварова, И.А. Онтогенетические аспекты становления интонационной стороны речи [Текст] / И.А. Поварова, Е.А. Щепилова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М.: Изд-во «Прометей», 2005. – 500 с.
31. Поварова, И.А. Особенности формирования просодии в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) [Электронный ресурс] / И.А. Поварова // Вестник оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2006. – №1. – С. 90 – 105. – (http://elibrary.ru/item.asp?id=17949667).
32. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Алексеева А.Е;. - Москва, 2007. - 24 с.
33. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
34. Поливара, З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 23 с.
35. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией [Текст] / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2005. – № 5. – С.57-62.
36. Пономарева, В. А. Исследования просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. – С. 51 - 55. [Электронный ресурс], режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56171.htm
37. Потапова, Р.К. Функционально-речевая специфика просодии и семантики [Текст] / Р.К. Потапова // Речевые технологии. – 2014. – № 1-2. – С. 3 – 21.
38. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17.
39. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
40. Соколова, А.С. Теоретические основы интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / А.С. Соколова // Публикация: Новокузнецк: 2017 // Режим доступа: https://pedsovet.org/
41. Соловьева, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. Библиотека журнала «Логопед» [Текст] / Н.В. Соловьева. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
42. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – (Высшее образование). – 312 с.
43. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
44. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – М., 2009. – 57 с.
45. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
46. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
47. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.
48. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 c.
49. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с
50. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.