Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Процессы, наблюдаемые в глобальной системе международных отношений в XXI веке, диктуют новые вызовы и формируют новые модели взаимодействия государств и иных акторов мировой политики. В современном мире происходит трансформация понимания феномена силы, которая становится всё более неоднородной и менее сконцентрированной в руках одной ведущей державы. Кроме того, всё большее влияние начинают оказывать негосударственные акторы, преследующие собственные интересы.
В истории Монголии ХХ в. было много драматических событий. Одно из них – вооруженное восстание 1932 г., поставившее под вопрос существование там власти Монгольской народно-революционной партии (МНРП).
Источниковая и историографическая база исследования.
В монографиях по истории МНР (причем далеко не во всех) есть лишь общая характеристика этого восстания. Хотя его первые описания появились уже в 1930-х гг., но специальные исследования не проводились. В постсоциалистическое время вышли книги, в которых дается его подробное описание, в основном по документам архива Главного управления разведки Монголии, воспоминаниям и рассказам людей. Военный историк С. Ганболд подготовил диссертацию – военно-историческое исследование об этом восстании. Важную книгу по архивным документам издал историк Ч. Лувсан-Очир.
Однако историк Х. Мунхбаяр сообщил в своих исследованиях, что о восстании 1932 г. в Монголии до сих пор нет официального мнения, и поэтому в их организации его не изучают. Насколько нам известно, это единственное восстание, участники которого до сих пор официально не реабилитированы в Монголии.
В настоящее время есть две главных оценки восстания. Первая берет начало в материалах 1932 г. и состоит в том, что контрреволюционеры, воспользовавшись «левым уклоном», восстали против революционного правительства, привлекли некоторых разуверившихся аратов и бедных лам, а за всем этим стояли японские империалисты и китайские милитаристы. До 1990-х гг. эта оценка была единственной в исследованиях.
Например, А.Т. Якимов писал: «По сигналу агентов японского империализма, феодальные заговорщики стали провоцировать выступления против представителей центрального правительства. Восстание, широко задуманное и давно готовившееся японскими империалистами, не было поддержано массами аратства».
Сходный подход есть в некоторых современных публикациях.
Другой подход состоит в том, что это было народное восстание. Это направление появилось в 1990-х гг.
В политическом докладе на I съезде МСДП 31 марта 1990 г. председатель этой партии Баабар говорил: «Мятеж 1932 года, вспыхнувший в четырех западных аймаках, был народным восстанием против политики левых, которые были приспешниками други».
Эта точка зрения получила развитие в докладах первых съездов Союза свободных писателей Монголии и Союза верующих, в статьях в газетах «Унэн» (09.04.1992), «Улаанбаатар» (28.01.1995), «Уг», «Ундэсний дэвшил», в научных трудах О. Батсайхана, таких как «Сложности на пути развития Монголии» и др. В связи с 80-летием со времени восстания, эти вопросы вновь стали широко обсуждаться в Монголии.
Объектом исследования является политическое развитие Монголии в 1920-1930-е гг.
Предметом исследования – институты, инструменты, направления и формы её реализации в начале XXI века.
Цель курсовой работы – дать оценку политического развития Монголии в 1920-1930-е гг.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования политического развития Монголии в 1920-1930-е гг.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено формирование политического развития Монголии в 1920-1930-е гг. при изучении всеобщей истории на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы
Глава 1.Религиозный вопрос в Монголии в 1920-30-гг
1.1. «Левый уклон» в МНРП по вопросу о роли буддистской церкви
В июле 1921 г. в результате революции к власти пришла Монгольская народная партия (МНП). Она опиралась на поддержку ВКП(б). Контакты МНП с советским руководством осуществлялись по линии Коминтерна, ВКП(б), государственных органов РСФСР и ДВР уже с 1920 г. МНП вступила в Коминтерн как сочувствующая организация на основе заявления ЦК от 11 марта 1921 г., а в июле 1921 г. ее делегаты уже участвовали в работе III съезда Коминтерна. После революции 1921 г. Монголия была объявлена ограниченной монархией. Реальная власть принадлежала МНП.
После кончины Богд гэгээна Жавзундамба хутагта VIII в 1924 г. руководители МНР стали проводить реформы быстрее. Была отменена ограниченная монархия, страна была провозглашена народной республикой (МНР), в название МНП введено слово «революционная» (партия стала называться Монгольской народно-революционной партией – МНРП), стали ограничивать права феодалов и лам, усиливать влияние государства на экономику.
Росло также влияние Коминтерна и большевиков на развитие Монголии. Премьер-министр Монголии Б. Цэрэндорж в речи на празднике 3-летия партии сказал: «Вся деятельность правительства проходит под контролем ЦК Партии Партия же преследует те же цели, что Коммунистический Интернационал». Каковы были его цели? Одной из них была «большевизация партий Коминтерна». В июне 1924 г. состоялся V Конгресс Коминтерна.[4]
В его тезисах было положение о «большевизации партий и образовании единой всемирной компартии». В них большевизация секций Коминтерна признавалась важнейшей «задачей момента». И, хотя конкретизированы были только положения для Англии, Франции, Германии и Чехословакии как «важнейших секций», из преамбулы следует, что большевизация касалась всех секций.
Цели Коминтерна официально сформулированы в его программе, принятой на VI конгрессе Коминтерна 1 сентября 1928 г.
«Конечной целью, к которой стремится Коммунистический интернационал, является замена мирового капиталистического хозяйства мировой системой коммунизма. Отмена частной собственности и исчезновение классов уничтожают эксплуатацию одних людей другими. [Новая культура] навсегда похоронит всякую мистику, религию, предрассудки и суеверия. Эта высшая стадия коммунизма… предполагает как свое предварительное историческое условие – низшую стадию своего развития, стадию социализма Необходимейшей и решающей предпосылкой перехода мирового капиталистического хозяйства в хозяйство социалистическое является диктатура мирового пролетариата». Ее компоненты – конфискация крупных промышленных предприятий, транспорта, связи, всей крупной земельной собственности, «всего производственного имущества крупных поземельных владений», передача части этих земель крестьянам на арендных началах, поддержка кооперации в деревне (товариществ, коммун и т. д.).
«В случае вероятной военной интервенции капиталистов и длительной контрреволюционной войны против диктатуры пролетариата хозяйственное руководство должно исходить, прежде всего, из интересов защиты пролетарской диктатуры», в частности, проводить конфискации, реквизиции у капиталистических групп «при более или менее полной ликвидации свободной торговли и рыночных отношений». В странах с «азиатским способом производства» центральное место занимает борьба с феодализмом, а переход к диктатуре пролетариата возможен лишь через «подготовительные ступени».
Длительность и характер этих «подготовительных ступеней» в программе Коминтерна не обговаривались. Это создавало поле для социального экспериментирования и форсирования процессов строительства социализма в рамках этой программы.
В марте 1926 г. прошел пленум ЦК МНРП, который показал наличие раскола между «ургинцами» и «худонцами», «правыми» и «левыми». Последние стояли за вытеснение старого чиновничества новыми кадрами, опирались на аратство, пользовались поддержкой Коминтерна.
К 1928 г. в руководстве ВКП(б) и Исполкоме Коминтерна (ИККИ) укреплялась линия на усиление борьбы с «правой опасностью» в МНР. 26 января 1928 г. член политбюро ЦК ВКП(б) Н.И. Бухарин направил письмо председателю ЦК МНРП Ц. Дамбадоржу. В нем говорилось, что главная опасность для МНРП – правая опасность. Необходимо решительно выдвигать на руководящие посты «худонцев». 2 февраля 1928 г. политсекретариат ИККИ утвердил «Инструкцию для работы во Внешней Монголии». Эта инструкция требовала всемерно поддерживать в МНРП левых («худонцев») для завоевания ими большинства на предстоящем съезде, вести неуклонную борьбу с правыми, не допускать преследований «худонцев».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актамов И. Г. Монгольская молодежь и политика: виртуальное измерение национальной безопасности / И. Г. Актамов, Т. Б. Бадмацыренов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – №8 : Востоковедение. – С. 85-89. 102.
2.Алексич М. Теоретический подход к демократизации трансформирующихся обществ / М. Алексич // Процессы демократизации в Восточной Европе : материалы международной научной конференции, 2-8 июня 1999 г. Улан-Удэ. – Москва ; УланУдэ : Изд-во БНЦ СО РАН. 2000. – С. 74-85
3. Алтанцэцэг Н. Монголо-китайские отношения в эпоху глобализации / Н. Алтанцэцэг // Олон улсын харилцаа (Международные отношения). – 2003. – № 2. – С. 46-58.
4.Баабар. История Монголии: от мирового господства до советского сателлита / Баабар. – Казань : Татар, кн. изд-во, 2010. – 542 с.
5.Баасансурэн Д. Демократическая трансформация Монголии / Д. Баасансурэн // Монгольский мир: между Востоком и Западом / под ред. Ю. В. Попкова, Ж. Амарсаны. – Новосибирск : Автограф, 2014.
6.Бадараев Д. Д. Влияние «турбулентности» на модернизационные процессы в монгольском обществе / Д. Д. Бадараев // Власть. – 2015. – № 4. – С. 201-205.
7.Бадараев Д. Д. Миграционные процессы в монгольском обществе в зеркале магистралей культур / Д. Д. Бадараев // Известия Восточного института. – 2015. – №3 (27). – С. 87-93.
8.Бадмацыренов Т. Б. Сангха и политика: политические аспекты функционирования буддийского духовенства Монголии и Бурятии / Т. Б. Бадмацыренов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – Вып. 14 : Философия, социология, политология, культурология. – С.137-143.
9.Бажанов Е. П. Китай и внешний мир / Е. П. Бажанов. – Москва : Международные отношения, 1990. – 351 с.
10.Бажанов Е. П. Российско-китайские отношения / Е. П. Бажанов. – Москва: Научная книга, 1999. – 117 с.
11.Бажанов Е. П. Россия между Западом и Востоком / Е. П. Бажанов // Современный мир и геополитика. – Москва : Канон+, 2015. – С. 9- 47.
12.Бажанов Е. П. Многополюсный мир / Е. П. Бажанов, Н. Е. Бажанова. – Москва: Восток-Запад, 2010. – 464 c.
13.Бажанов Е. П. Международные отношения в XXI веке / Е. П. Бажанов, Н. Е. Бажанова. – Москва : Восток-Запад, 2011. – 166 c.
14.Базаров Б. В. Монгольский мир в современном азиатском пространстве / Б. В. Базаров // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. – 2011. – № 3. – С. 8-15.
15.Базаров Б. В. Соотношение миграционных векторов и номадизма в современном монгольском обществе / Б. В. Базаров, М. Н. Балдано, Д. Д. Бадараев // Власть. –2015. – №10. – С. 213-218.
16.Балхажаав Ц. Перестройка и наш ориентир / Ц. Балхажаав // Азия и Африка сегодня. – 1989. – № 8. – С. 24-26.
17.Барфилд Т. Дж. Опасная граница. Кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. – 1757 г. н.э.) / Т. Дж. Барфилд. – Санкт-Петербург, 2009. – 248 с.
18.Барфилд Т. Дж. Мир кочевников-скотоводов / Т. Дж. Барфилд // Ранее государство, его альтернативы и аналоги. – Волгоград, 2006. – С. 415-441.
19.Баталов Э. Я. Проблема демократии в американской политической мысли XX века / Э. Я. Баталов. – Москва : Прогресс-Традиция. 2010. – 88 с.
20.Батбаяр Ц. Монголия и Япония в первой половине XX века / Ц. Батбаяр. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГАКИ, 2002. – 229 с.
21.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – Москва : Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с
22.Белов Е. А. О концепции «монгольского вопроса» в «Истории Монгольской Народной Республики» / Е. А. Белов, С. Г. Лузянин // Восток. – 2000. – № 1. – С. 40-42
23.Богатуров А. Д. Международные отношения и внешняя политика России / А. Д. Богатуров. – Москва : Аспект-пресс, 2017. – 480 с.
24.Бойкова Е. В. Российские военные исследователи Монголии (вторая половина XIX - XX века) / Е. В. Бойкова ; Российская акад. наук, Ин-т востоковедения. – Москва : ИВ РАН, 2014. – 262 с.
25.Болд Р. Социальные конфликты переходного периода Монголии / Р. Болд // Социс. – 2008. – № 4. – С. 37-43.
26.Болд Л. Монголия - Россия: особенности политических процессов / Л. Болд, С. В. Калмыков. – Улан-Батор : Мунхийн усэг, 2017. – 293 с.
27.Будаева С. В. Строительство демократии в Монголии / С. В. Будаева, А. Болортуяа // Олон улс судлал (Улан-Батор). – 2013. –№ 2(98). – Х. 44-51
28.Виноградов А. В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности / А. В. Виноградов. – Москва : НОФМО, 2008. – 368 с.
29.Винокуров М. А. Человеческое развитие Монголии в контексте демографической ситуации в стране / М. А. Винокуров, Д. Алимаа // Известия ИГЭА. – 2012. – № 2 (82). – С. 115-122.
30. Грайворонский В. В. Монголия. 10 лет по пути реформ / В. В. Грайворонский // Азия и Африка сегодня. – 2001. – № 1. – С. 12-17.