Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались известные ученые и практические работники - педагоги, методисты: Н. М. Аксарина, Е. К. Каверина, Н. С. Карпинская, Н. Ф. Ладыгина, Г. М. Лямина, Е. И. Тихеева, В. А. Петрова, Н. М. Щелованов и др. Исследования, проведенные психологами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Пешковский, Л.В.Щерба, Д.Б. Эльконин и др.).
В работе затронута проблема развития речи детей посредством игровой деятельности, это связано с тем, что игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми. В данной работе раскрывается значение игр и их роль в развитии речи детей раннего возраста.
Объектом в настоящем исследовании является грамматический строй речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Предметом исследования являются особенности формирования грамматического строя речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Цель исследования заключается в анализе методики формирования грамматического строя речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть психологические и психолингвистические основы формирования грамматического строя речи детей раннего возраста;
охарактеризовать лингвистические основы формирования грамматического строя речи детей раннего возраста;
обозначить роль игровой деятельности в формировании грамматического строя речи детей раннего возраста;
провести анализ актуального состояния проблемы формирования грамматического строя речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования грамматического строя речи детей раннего возраста
1.1. Психологические и психолингвистические основы формирования грамматического строя речи детей раннего возраста
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл. Одним из основных новообразований данного возраста является развитие речи. В настоящее время в психологии нет единого определения речи.
Согласно, одному из наиболее распространенных подходов в психологической науке, речь – исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка.
По мнению Р.С. Немова: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации».
Проблема речевого развития нашла отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов: «...речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи; в этом специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека». В развитии структуры речи отмечается, что отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением, будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем в среднем между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2-3 слов); они представляют собой сначала как цепь однословных предложений. На третьем году жизни ребенок переходит к флексийной речи.
Как отмечает С.Л. Рубинштейн, «...вместо того, чтобы быть лишь объектом, направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Иными словами, овладение речью, являясь важнейшим завоеванием детей раннего возраста, становится решающим условием всего его дальнейшего развития. Проблема речевого развития как одного из основных показателей психического развития детей вот уже на протяжении нескольких столетий занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Нам представляется важным тот факт, что в многочисленных психологических, физиологических, психолингвистических исследованиях детской речи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, A.M. Шахнарович и др.), доказывается значимость не только подражательной, но и творческой активности ребенка в ходе овладения речью, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.
Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный В.И. Лубовским, показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.
Ряд авторов – В.П. Арсентьева и др. – выделяют факторы, влияющие на развитие речи: слуховое внимание, моторное развитие, интеллектуальный рост, эмоциональное развитие, общение.
Такой подход изменяет традиционную концепцию овладения ребенком речью, где активность ребенка в данном процессе сводится лишь к подражательной активности. Напротив, в основу данного подхода авторы заложили идею об овладении ребенком речью посредством его творческого познания слова и действия с ним в ситуации общения с взрослым. Иными словами, ребенок становится активным участником данного процесса, являясь не только объектом познания и воздействия взрослого, но и субъектом своей деятельности, и именно в этом, на наш взгляд, скрываются огромные резервы детского развития. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивает, что предпосылки развития речи определяются двумя основными составляющими этого процесса: неречевой предметной деятельностью ребенка и речевой деятельностью взрослого в процессе общения с ребенком. Другими словами, овладение ребенком активной речью происходит в процессе речевой и неречевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями окружающего мира, а также через общение со взрослым.
Как отмечает С.Л. Рубинштейн, для овладения значением слова необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям ребенка, влилось в его жизнь и деятельность. Это становится возможным лишь в ситуации, способствующей формированию у ребенка как субъекта своих действий, когда он оказывается в состоянии активно вносить изменения в действующую на него среду и изменять в каждой ситуации соотношения влияющих на него раздражителей. А это в свою очередь зависит от уровня овладения ребенком речью, поскольку освоение языка изменяет действия ребенка, благодаря чему они становятся нацеленными и приобретают произвольный характер. Данные положения отражены в трудах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина. Ребенок на третьем году жизни делает одно из величайших открытий – он открывает, что «каждому предмету соответствует постоянно символизирующих его, служащий для обозначения и сообщения звуковой комплекс, то есть всякая вещь имеет свое имя». Штерн приписывает, таким образом, ребенку на третьем году жизни «пробуждения сознания символов и потребности в них».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Юрайт, 2020. – 171 с.
2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
3. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 510 с.
4. Виноградова Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования: монография. – М.: ФЛИНТА, Наука, 2012. – 256 с.
5. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 396 с.
6. Ворошнина Л.В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО. - 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 302 с.
7. Габдулхаков В.Ф. Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия. // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2020. - № 1 (97). – С. 12-24.
8. Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2019. - № 5(95). – С. 12-21.
9. Габова М.А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. – М.: Юрайт, 2020. – 152 с.
10. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 254 с.
11. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
12. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. – М.: Юрайт, 2020. – 426 с.
13. Григорян Э.Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2020. – 112 с.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В. – СПб.: Питер, 2017. – 480 с.
15. Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. – М.: Юрайт, 2020. – 180 с.
16. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 184 с.
17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. – М.: Academia, 2017. – 288 с.
18. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 165 с.
19. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 412 с.
20. Развитие лексикона ребенка: Учебное пособие / С.В. Плотникова. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 224 с.
21. Семёнова, Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста: монография, 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 88 с.
22. Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М.: Юрайт, 2020. – 122 с.
23. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. – Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. – 882 с.