Фрагмент для ознакомления
2
Особое место среди учебных предметов, которым обучают обучающихся в образовательных учреждениях принадлежит математике. Именно она является той школьной дисциплиной, при преподавании которой имеются широкие возможности связать обучение с жизнью, производством. Значительная роль в этом отношении принадлежит устному счету.
Устный счет совершенствует восприятие, мышление, речь, память. Устные вычисления требуют активного участия внимания, удерживать в памяти числовые данные, возникает необходимость в правильном и рациональном выборе действия, приема вычисления. Устный счет необходим для успешного изучения математики. Так без овладения устными вычислительными операциями нельзя овладеть письменными, которые несут в себе элементы устных вычислений.
Процесс овладения устными вычислительными навыками довольно сложен: сначала обучающиеся должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться, достаточно быстро выполнять вычисления, а в отношении табличных случаев сложения – запомнить результаты наизусть.
Прием вычислений складывается из ряда последовательных операций, а число операций определяется прежде выбором теоретической основы вычислительного приема.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
Одна из основных задач обучения математике в начальных классах - формирование у учащихся вычислительных навыков, причём навыков прочных, осознанных, а навыки сложения и вычитания в пределах 100 должны быть доведены до автоматизма. Усвоение математических знаний зависит как от качества, так и от количества используемых упражнений.
Каждый учитель стремится, чтобы учащиеся как можно больше выполняли различных задач и упражнений на уроке, причём стараясь выполнять их письменно, считая, что чем больше выполняется письменных задач, чем лучше. Однако школьная практика показала, что в старших классах учащиеся, не владеющие приёмами устного счёта, как правило, не справляются с письменными работами, часто не укладываясь во времени.
Совершенствование навыков устных вычислений зависит, конечно, не только от методики организации занятий, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы. Этот интерес можно вызвать, показав учащимся красоту и изящество устных вычислений, используя не совсем обычные вычислительные приёмы, помогающие порой значительно облегчить процесс вычисления.
Для достижения успехов в умственном развитии учащихся следует подбирать различные упражнения для устного счета, ис-пользовать каждый раз интересные формы проведения устного счета. Обобщение и систематизация названного материала предоставит молодому специалисту возможность работать творчески и осознанно.
Цель исследования: теоретическое обоснование путей использования и усвоения способов устных вычислений, разработка методов их использования на уроках математики в начальных классах.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• изучить литературу по проблеме изучения приемов устного вычисления на уроках математики в начальных классах.
• выявить и раскрыть особенности изучения приемов устного вычисления на уроках математики в начальных классах.
• разработать серию задач и упражнений по изучению приемов устного вычисления на уроках математики в начальных классах.
Объект исследования: процесс формирования навыков устных вычислений у младших школьников на уроках математики.
Субъект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: приемы устных вычислений, способы усвоения этих приемов и их применения к выполнению устных вычислений на уроках математики.
Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применяется комплекс методов исследования.
Теоретические: 1) анализ (теоретический, сравнительный) педагогической литературы для раскрытия сущностных моментов проблемы исследования; 2) наблюдение и метод обработки полученных результатов; 3) формирование выводов.
Эмпирические: анализ литературных источников, документов.
Практическая значимость применения устного счета на уроках математики состоит в том, что грамотность, правильность и скорость таких вычислений необходима в повседневной жизни. Устные упражнения содействуют развитию мышления школьников, умственной активности, развитию их сообразительности, наблюдательности и математической зоркости.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков устного счета у младших школьников
1.1. Понятие умственной активности
Активность ума является одним из основополагающих свойств личности, поэтому все более значимым становится поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в младшем школьном возрасте.
Активность определяется как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика, которое проявляется в готовности, адаптации, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, накопленного набора оптимальных путей для достижения целей познания.
В науке активность личности трактуется как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активность может быть:
— надситуативной - способность человека подниматься над уровнем ситуаций;
- познавательной - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями;
- общественной - деятельное отношение человека к жизни общества;
- социальной - родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной.
Важнейшая составляющая общей активности личности - умственная активность. Сензитивным для развития умственной активности является младший школьный возраст.
Умственная активность определяется как "потребность в умственной деятельности" (Д.Б.Богоявленская, И.А.Петухова); "природно обусловленная потребность в умственных усилиях" (Н.С.Лейтес); способность ребёнка продуктивно выполнять работу, связанную с определёнными мыслительными операциями - анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др. (А.А. Люблинская).
Умственная активность младших школьников относится к познавательной деятельности, является социально значимым качеством личности, формируется у школьников в учебной деятельности. Умственную активность можно определить как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой учебной деятельности.
В работах М. И. Лисиной, А. А. Люблинской, А. М. Матюшкина и других умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д. Б. Богословской, И. А. Петуховой, умственная активность определяется как «потребность в умственной деятельности».
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Таким образом, учебно-познавательная деятельность обладает существенным потенциалом для развития умственной активности младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов А.К. Обучение математике в первом классе. Программа развивающего обучения: пособие для учителей. — Пенза, 1995
2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение 1994 - 335с.
3. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков [Текст] / М. А. Бантова // Начальная школа. – 1993. – № 11. – С. 38-43
4. Батчаева П.А.Ю. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся 5-9-х классов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 240-250.
5. Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44
6. Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. // Начальная школа - 1995г. - №5
7. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. // Начальная школа - 1992 - № 9
8. Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебным предметам. - УФА: 1985г. - 83с.
9. Деятельность: теории, методология, проблемы.— М.: Политиздат, 1990.
10. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: книга для учителя / О.Б. Епишева, В.И.Крупич. — М.: Просвещение, 1990
11. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа - 2001г. - №1
12. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. // Начальная школа - 1999 - № 6 - с.44-46
13. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / Педагогика. — 1997. — №5
14. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах [Текст] / Н.Б. Истомина. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997
15. Калинина А.Б., Кац Е.М., Тилипман А.М. Математика в твоих руках: начальная школа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 2. - С. 87-88.
16. Липатникова И.Г. Устные упражнения в системе развивающего обучения математике в начальной школе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Екатеринбург, 1999
17. Луконина И. В. Психолого-педагогические условия принятия учебной задачи младшими школьниками [Текст]/И. В. Луконина//Сибирский педагогический журнал. -2008. -№ 3. -С. 308-315.
18. Мальцева С. В. Аналитико-диагностическая деятельность общеобразовательного учреждения как фактор повышения успешности учебной деятельности школьника [Текст]/С. В. Мальцева//Сибирский педагогический журнал. -2008. -№ 3. -С. 301-307.
19. Менчинская, Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах [Текст] / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. – М. : Просвещение, 1965
20. Обоянцева О.В. Методические рекомендации по преподаванию начального курса математики в малокомплектной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2010. - № 11. - С. 121-127.
21. Обучение во 2 классе.Поосбие для учителя черырехлет. нач. шк. В 2 кн. Кн 2. Математика. Ознакомление с окружающим миром. Трудовое обучение. Изобразительное искусство. Физическая культура [Текст] / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., Под. ред. Б.И. Фоминых. – 2-е изд. – М.: ПРОсвещение, 1989
22. Овчинникова В.С. Новые цели изучения математики в начальной школе и методическая подготовка учителя к их реализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2008. - № 2. - С. 47-59.
23. Ржецкий Н.Н. Деятельностный подход в дидактике / Советская педагогика. — 1983. — № 5.
24. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986.
25. Саранцев Г.И. Методика обучения математике на рубеже веков / Математика в школе. — 2000. — №7
26. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математики. — Саранск: Красный Октябрь, 2001.
27. Саранцев Г.И. Система задач на геометрические преобразования в курсе математики восьмилетней школы: дисс. …канд. пед. наук. — М., 1971
28. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике [Текст]/Г. И. Саранцев -М.: -1995. -239 с.
29. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998.
30. Столяр А.А. Педагогика математики. — 3-е изд.— Мн.: Вышейшая школа, 1986
31. Столяр А.А. Роль математики в гуманизации образования / Математика в школе. — 1990. — № 6.
32. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение / Психологические основы программированного обучения: сб. науч. раб. — М.: МГУ, 1984.
33. Шихалиев Х. Ш. Больше внимания формированию математикой культуры учащихся [Текст]/Х. Ш. Шихалиев//Математика в школе -1994. -№ 2. -С. 13-14.
34. Эгерич М., Михайлович-Кононов А., Вулович Н. Мнение учителей и учеников об организации обучения математике в начальной школе // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2010. - Т. 1. - С. 147-152.