Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что конституция выступает основным государствообразующим элементом в любом государстве. Именно она определяет форму государственного строя, устанавливает систему законодательных и исполнительных государственных органов, определяет сферу их компетенции и порядок взаимодействия, основные принципы правосудия, содержит перечень прав, свобод и обязанностей граждан. В 1924г. была принята третья Конституция в российской истории (после Конституций 1905 и 1918г.). Она закрепила сложившуюся к тому времени послереволюционную систему органов государственной власти, скорректированную образованием 30 декабря 1922 Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Степень научной разработанности темы исследования. Предпосылки создания, процесс обсуждения и принятия Конституции СССР 1924 года активно рассматривался в научном сообществе. Можно упомянуть труды С.А. Шатиловой, О.И. Чистякова, А.К. Соколова, Е.Л. Ларионовой, Е.А. Исаева, Т.П. Коржихиной,Э. Карра и других исследователей.
Объект исследования - история СССР.
Предмет исследования – анализ и характеристика Конституции 1924 года как составной части правовой системы СССР.
Цель работы – рассмотреть и охарактеризовать государственные законодательные и исполнительные органы власти СССР, установленные согласно Конституции 1924г.
С связи с обозначенной целью ставятся следующие задачи:
1.Проанализировать своеобразие государственных органов СССР по Конституции 1924г.;
2.Охарактеризовать государственные функции каждого властного органа.
Методологическую основу исследования составляют различные методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), специально-научные (сравнительно-правовой, технико-юридический) и иные методы исследования.
Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: учебных пособий, научной литературы, справочных и публицистических источников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование и выводы, содержащиеся в данной работе, дополняют и развивают определенный ряд положений современной науки теории государства и права.
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
1. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 1924 ГОДА.
После прошедшей гражданской войны победившим большевикам необходимо было определиться с национально-государственным устройством определившегося союза различных государственных формирований на территории бывшей Российской империи.
Произошедшие события развеяли существовавшие у руководства Советского государства иллюзии о скором построении бесклассового общества, об отмирании государства и исчезновении государственной машины. Необходимость законодательного оформления новой государственной общности, в которую должно было превратиться аморфное образование, которое возникло в ходе борьбы с белогвардейцами и интервентами, диктовало образование Союза советских республик, который бы соединил воедино все образовавшиеся формирования.
Возникновение СССР диктовалось рядом политических и экономических факторов, среди которых необходимо выделить следующие:
1. существовала острая потребность в координации усилий по восстановлению разрушенной промышленности, подъёма сельского хозяйства, разработки общегосударственных планов развития в условиях НЭПа;
2. необходимо было объединить усилия по сохранению военных ресурсов, так как угроза нападения на Советскую Россию была весьма реальной, а создание союза позволило бы правительству Советского государства выступать на мировой арене от имени всех республик, отстаивая экономические и политические интересы государства. В случае необходимости вооружённые силы всех республик действовали бы под общим командованием и по единым военным планам.
3. Политической основой осуществления образования СССР являлось правительство, возглавляемое большевиками, которые ставили своей целью осуществление диктатуры пролетариата и построение социализма в Советской России. Экономическими условиями, определяющими будущий союз, являлись государственная собственность на основные средства производства и допущение в народное хозяйство некоторых элементов капитализма .
НЭП – антикризисная программа воссоздания многоукладной экономики и использования организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.
И. Сталин писал, что НЭП есть особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма, при наличии командных высот в руках государства, рассчитанная на борьбу капиталистических и социалистических элементов, рассчитанная на уничтожение классов и построение фундамента социалистической экономики .
Складывающая ситуация в стране заставляла большевистское руководство принимать решения, идущие вразрез с проповедуемыми ими идеалами. Действительность оказалась сильнее утопических иллюзий о скором построении коммунистического бесклассового общества.
Главной целью проводимых реформ стало стремление укрепить социальную базу своей власти. Успокоить крестьянство, наладить взаимодействие города и деревни, остановить деградацию промышленности, восстановить сельское хозяйство, приступить к ликвидации последствий гражданской войны.
Идея мировой революции была отодвинута в сторону ради решения хозяйственных вопросов.
В апреле 1921 года В. Ленин характеризовал НЭП как возвращение к принципам госкапитализма в экономике, с помощью которых, как он предполагал, и произойдет создание экономической базы социалистических отношений. Но, вместе с тем, он указывал, что создаётся госкапитализма не целостная хозяйственная система госкапитализма, а а лишь её отдельные структурные элементы, которые допускаются в отдельные сферы производства и торговли, но при этом в полном объёме сохраняются система государственного контроля за товарно-денежными отношениями и государственным регулированием денежного обращения.
Отношение В.Ленина к НЭПу отражает двойственность его целей – необходимость воссоздания работоспособной экономики за счёт соглашения с крестьянством и желание начать переход к социалистическому укладу, связанный с кардинальной трансформацией крестьянской экономики .
В. Ленин неоднократно утверждал что НЭП вводится всерьёз и надолго, но не навсегда. Он отмечал, что сложившаяся ситуация требует перехода от командно-административных методов управления хозяйственными процессами к чисто эконмическим, основанным на ведущей роли государства в сфере промышленности и денежного обращения.
Допущение отдельных элементов капиталистических отношений, по его мнению, в долгосрочной перспективе способствовало бы восстановлению крупной промышленности, повышению продуктивности сельского хозяйства, что создало бы условия для перехода к строительству социалистического общества.
На территории, находящейся под контролем Советской власти, происходила начавшаяся в годы гражданской войны этническая самоидентификация. В составе новообразованных республик насчитывалось около двухсот наций и народностей (по переписи населения 1926 г.). Но отметим, что многие из них образовались лишь после падения самодержавия, некоторые в ходе военных действий были рассеяны по значительной территории, многие образования не выдерживали испытания временем и вливались в состав более значимых этнических групп.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Верт Н. История советского государства. – М.,1998.
2. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособие для вузов. В 2 т. Том 2. М. , ВЛАДОС, 1995.
3. Ильин. В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М., Юрайт-Издат, 2004.
4. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., Юристъ, 2004.
5. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. 2-е издание. М., Юристъ, 2001. Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России. Учебник. М., Издательство Проспект, 2003.
6. История отечественного государства и права. Ч. 2. / под ред. О. И. Чистякова. - М., 1997.
7. Историки спорят. Тринадцать бесед. – М.,1989.
8. Источники права. Жильцов С.В., Хачатуров Р.Л. Выпусук 14. Тольятти, ВУиТ, 2001. Съезды Советов в документах. 1917-1936. Том 3. М., 1960. Хрестоматия по истории отечественного права 1917-1991 гг. Под ред. О.И. Чистякова. М., Зерцало, 1997.
9. Карр Э. История Советской России. Кн.1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. - М.: Издательство Прогресс,1990.
10. Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. - М., 1995.
11. Ларионова Е.Л. История государства и права России. М., «БУКЛАЙН», 2004.
12. Сталин И. В. Сочинения. Т. 6. - М.: ОГИЗ, 1947.
13. Сталин И.В. Сочинения. Т. 7.– М.:ОГИЗ, 1947.
14. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.
15. Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года: учеб. пособие. - М., 2004.
16. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003.
17. Шатилова С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М. ИНФРА – М, 2003.
18. Шатилова С.А. История отечественного государства и права. - М., 2003.