Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования определена тем, что одной из ярких черт современного этапа развития культуры в нашей стране является растущий интерес общества к теории и практике эстетического воспитания подрастающего поколения.
Именно эстетическое воспитание является прочным связующим звеном между детскими дошкольными учреждениями и начальной школой. Если у ребёнка сформирован высокий уровень эстетической воспитанности, то и адаптация к обучению в школе у него происходит значительно легче. В дошкольном возрасте более ярко начинает проявляться гибкость и самостоятельность мышления, у детей формируется познавательный интерес и любознательность. Поэтому особенную актуальность получает воспитание у дошкольников художественных умений, формирование у них эмоционального отклика на красоту окружающего мира, а также осознание ими чувства прекрасного.
Многие педагоги и психологи считают, что формировать эстетическую культуру, также как и личность, необходимо с раннего возраста, так как этот возраст наиболее благоприятен. Данная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Т.С. Комарова, Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.
В настоящее время возрастает значение деятельности учреждений культуры, внедрения в их практику инновационных культурно-досуговых программ, насыщенных художественным, интеллектуальным и педагогическим содержанием, способным оказывать влияние на эстетическое воспитание современных детей. В образовательной системе Российской Федерации по обучению и воспитанию подрастающего поколения большое значение имеет деятельность учреждений культуры, осуществляющих музыкальное, художественное и хореографическое образование на территории всей страны. Образования в учреждениях культуры направлено на развитие творческого потенциала обучающихся.
Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования «Пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы».
Объект исследования – процесс эстетического воспитания дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
Предмет исследования – формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в учреждениях социокультурной сферы.
Целью данного исследования является изучение форм и методов эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятию «эстетическое воспитание;
2. Охарактеризовать особенности эстетического воспитания в дошкольном возрасте;
3. Дать характеристику учреждениям социокультурной сферы;
4. Изучить основные направления работы учреждений социокультурной сферы в процессе формирования эстетического воспитания дошкольников.
Методы исследования анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы проанализировать и систематизировать теоретические представления о формах и методах эстетического воспитания.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Содержание эстетического воспитания в дошкольном образовании
Эстетическая культура – важнейшая составляющая духовного облика личности. Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих.
От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
Феномен эстетического, при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфически человеческого отношения бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты [Наумов, 2016].
Это находит своё проявление в самой полифункциональности эстетической культуры и её гуманистическом характере. Эстетическая культура, по мнению П. И. Гаврилюк, – инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений [Гаврилюк, 2014: 27].
Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности является одной из важнейших проблем педагогики. Эстетическое воспитание образует основу восприятия личности, стремление к преобразованию мира, произведений искусства и умению наслаждаться ими.
«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты» [Ивашенко, 2016: 110].
Содержание эстетического воспитания – это система знаний, умений и навыков, главная цель которой – научить человека понимать и ценить прекрасное. На содержание эстетического воспитания влияет множество факторов.
Фрагмент для ознакомления
3
Учебные пособия
1. Дубровская Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Академия», 2012. – 256 с.;
2. Лукина А. В. Культурология учреждений и услуг [Текст]: учеб. пособие / А.В. Лукина. – 2-е изд., доп. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. – 239 с.;
1. Наумов В.Н. Педагогическая культурология [Текст]: учебное пособие / В.Н. Наумов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 248 с.;
2. Радугина А. Л. Эстетика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Л. Радугина. – М.: Центр, 2014. – 240 с.
Диссертации, монографии, статьи
3. Алиева А.Н. Культурно-досуговая деятельность – универсальное решение [Текст] / А.Н. Алиева // Управление персоналом. – 2016. – №6. – С. 16-19;
4. Вумек Джеймс П. Роль учреждения культуры в воспитании [Текст] / Вумек Д. П., Джонс Д. – М.:Альпина Пабл., 2016. – 262 с.;
5. Гаврилюк П. И. Эстетическая культура и социальный прогресс [Текст] / П. И. Гаврилюк. – Киев: Вече, 2014. – 244 с.;
6. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики [Текст] / Э. Гантумур // Молодой ученый. - 2010. - №5. - т.2. - С. 156-159;
7. Гузиева Е. В. Культура и ее роль в нашей жизни [Текст] / Е.В. Гузиева, И.А. Павленко, А. В. Никитина // Экономика устойчивого развития. 2016. - № 2 (26). - С. 93-95;
8. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие [Текст] / Авт.-сост. Е. А. Дубровская, С. А. Козлова. – М.: Юрайт, 2016. – 179 с.;
9. Иващенко Н. С. Учреждения культуры и их влияние [Текст] / Н. С. Иващенко. В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития сборник научных трудов : к 110-летию профессора Теодора Борисовича Поляка. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. Москва, 2016. - С. 109-115;
10. Киященко Н. И. От эстетического опыта к эстетической культуре [Текст] / Н. И. Киященко. – М.: ИФРАН, 2016. – 35 с.;
11. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 346 с.;
12. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Комарова. – Шуя, 1994. – 156 с.;
13. Коменский Я. А. «Избранные педагогические сочинения» [Текст] : в двух томах / Я. А. Коменский ; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Педагогика, 1982;
14. Курганова Н.Ю. Культурно-досуговая деятельность на практике [Текст] / Н. Ю. Курганова. В сборнике: Взаимодействие науки и бизнеса сборник материалов международной научно-практической конференции. Московская гуманитарно-техническая академия. 2016. - С. 48-51;
15. Липский В. Н. Эстетическая культура и личность [Текст] / В. Н. Липский. – М.: Знание, 2015. – 123 с.;
16. Лихачёв Б. Т. Эстетика воспитания [Текст] / Б. Т. Лихачёв. – М.: Педагогика, 2012. – 200 с.;
17. Малыгина А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Малыгина, А. Н. Коваль // Молодой учёный. – 2015. – №24. – С. 995-997;
18. Неменский Б. М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1981;
19. Пирадов A. B. Эстетическая культура личности [Текст] / А. В. Пирадов. – СПб.: Знание, 2015. – 35 с.
20. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» [Текст] / В. А. Сухомлинский.– Мн.: Нар. асвета, 1981. – 288 с.;
21. Ушинский К. Д. «Проблемы педагогики» [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.; УРАО, 2002. – 591 с.;
22. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е. А. Флерина. – М.: Изд-во АПН, 2014. – 336 с.;
23. Хрущева Ю. Н. К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников [Текст] / Ю. Н. Хрущева / Молодой учёный. – 2017. – №11. – С. 501-504;
24. Щербакова Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся [Текст] / Т. Н. Щербакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 195-197.