Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников 5
1.1. Сущность понятия «экологическая культура» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 8
1.3.Роль интернета в образовательном процессе 10
2.Интернет – технологии как средство экологического образования в средней школе 15
2.1. Интернет-сайт «Биоразнообразие Забайкалья» как универсальное средство в методической системе экологического образования 15
2.2.Преимущества и перспективы развития проекта «Биоразнообразие Забайкалья» 19
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития в результате жизнедеятельности человека происходит подрыв экологического равновесия, из-за которого возникает отрицательное влияние на здоровье человечества, а особенно детей. Поэтому проблема взаимоотношения человека и природы является наиболее актуальной в настоящее время. Несколько десятков лет педагоги рассматривали вопрос о приобщении человека к природе, её познанию и изучению. Великие преподаватели и философы 17-19 веков, такие как: Руссо Ж.Ж., Песталлоци И.Г. и Коменский Я.А. воспринимали окружающую природную среду как источник познаний, способ развития интеллекта, эмоций и ощущений. Педагог и писатель 19 века Ушинский К.Р. утверждал, что природа играет огромное значение в процессе воспитания детей.
Ученые полагают, что только если человек изменит свое поведение по отношению к природе, изменит свои объективные цели, тогда представится возможность преодолеть природоохранные проблемы. С этой целью нужно формировать у нового поколения экологическое сознание, чтоб ребенок понимал зависимость друг от друга природы, человека и общества, осознавал личную обязанность беречь природу. Целесообразно экологическое воспитание начинать с малых лет жизни малышей. Следовательно, благодаря родителям и воспитателям, возможно достичь наилучшего результата, а именно привить ребенку азы экологической культуры. ДОУ должны акцентировать воспитательный процесс на понимании ребенком мира природы как объекта ежедневной заботы.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 03.08.2018 года) важнейшей задачей образования является экологическое образование, которое является составным элементом школьной педагогики. Разные способы экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации природоохранной деятельности разрабатывают в своих исследованиях ученые: Верзилин Н.М., Зверев И.Д., Захлебнев А.Н., Иогапзен Б.Г., Мамонтова А.П., Матрусов И.С., Липицкий В.С., Печко Л.П., Сухомлинский В.А. и другие.
Экологическое образование по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) — это постоянный процесс развития детей, целью которого выступает создание экологической культуры. Она обнаруживается в четких знаниях о природе; бережном отношении к ней; правильном понимании понятия «здоровый образ жизни»; моральных и экологически важных установках, поведении ребенка; эмоциональной отзывчивости к живой природе; позитивных чувствах, вызванных созерцанием природой; познанием характерных признаков окружающего мира [1]. В школьном возрасте необходимо научить ребенка бережно относиться к природе, осознавать основы своей ответственности за неё.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гильманшина С.И., Ямалтдинов Р.К. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-5. – С. 1156-1160
2. государственный университет, Науч. б-ка УлГУ; сост. О. А. Дундукова; ред. и
3. Гришаева Ю.М. Экологическое образование как стратегия гуманизации//Вестник ГУУ. М.: Издательский Дом ГОУ ВПО «ГУУ», №23, 2010, С. 24-26.
4. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах общего устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. – № 2. – 2012. – С. 59.
5. Игумнова Е.А. Раздел «Экологическое образование» // Корсун О.В. Забайкалье великолепно. Интернет-сайт. 2002-2011. URL: http://www. nature.chita.ru. или http://www. nature. zabspu.ru
6. Касмурзаева Г.А. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, 20–23 февр. 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 151–153.
7. Кириллов П.Н. Экологические ориентации учащихся и их формирование в условиях интерактивного обучения: авто- реф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2002.
8. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 12–18.
9. Корсун О.В. Забайкалье великолепно. Интернет сайт. 2002-2011. URL: http://www. nature. chita.ru. или http://www. nature.zabspu.ru
10. Корякина А.В. Интерактивные средства на уроке иностранного языка в начальной школе // Инновационная на- ука. 2018. № 4. С. 124–128.
11. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития//Научные и технические библиотеки, М., № 3, 2016, С. 58-62.
12. Мартыненко А.Г. Мотивы экологической деятельности как основания для проектирования программы формирования экологической культуры младших школьников в условиях реализации ФГОС//Педагогическое образование в России, 2012, № 6, С. 170-174.
13. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117 (дата обращения: 25.07.2018).
14. Полякова Н.И. Экологическое образование и воспитание в современной школе. В сборнике: Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения. Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. С. 444-450.
15. Сорокина С.Н. Нравственно-экологическое воспитание обучающихся на уроках и внеурочной деятельности в школе. Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2016. Т. 4. № 4. С. 336-347.
16. Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года. Официальное издание / Отв. ред. Е.А. Игумнова. Чита: Экспресс-издательство, 2010. 28 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден прика- зом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4% D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 (дата обращения: 25.07.2018).
18. Филонова А.В., Чуприна К.В., Кравченко М.В. Экологическое воспитание в школе. Вестник научных конференций. 2017. № 4-2 (20). С. 113- 115.
19. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М., 2009 /Концепция и стратегия развития системы экологического образования школьников
20. Чуйкова Л.Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры // Гуманит. исследования. – № 2. – 2012. – С. 342-352.
21. Экологическое воспитание, образование и просвещение. Режим доступа: http://www.naukograd-dubna.ru (дата обращения: 02.09.2017).
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М., 1989. С. 277.