Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы обусловлена тем фактом, что в условиях нарастающей глобализации всё большее значение приобретает внешнеэкономическая деятельность государства мира или, проще говоря, внешняя торговля. И именно создание свободных экономических зон, в том числе способствует интенсификации процессов внешней торговли и международного экономического сотрудничества, так как на этих территориях предоставлены льготные условия (налоговые льготы, преференции и т.д.) для развития новых предприятий, включая иностранные, а также совместные предприятия. В свободных экономических зонах создаются благоприятные условия для развития различных видов бизнеса (что зависит от типа свободной экономической зоны), что важно для эффективного регионального управления и территориального планирования. Важность проводимого исследования особенно важна относительно Российской Федерации, так как на территории нашей страны создано и развивается значительное число свободных экономических зон различного типа. И особенно значимым это является в условиях финансового кризиса, обусловленного экономическими санкциями эпидемией коронавируса.
В последнее время значение регионального управления в структуре федеральной системы государственной власти существенно выросло. Это происходит в силу того, что посредством регионов складывается общая система управления страной. Реализация целей, поставленных перед регионом, ставит задачу научного обоснования системы управления, которая в настоящей ситуации может сложиться только при участии государства.
Цель исследования – изучить и проанализировать региональное управление и территориальное планирование.
Задачи исследования:
1) изучить особенности регионального управления;
2) проанализировать территориальное планирование в РФ.
Объект исследования – Российская Федерация.
Предмет исследования – региональное управление и территориальное планирование.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников
1 Особенности регионального управления
1.1 Понятие и сущность регионального управления
Современное демократическое общество не может развиваться без комплексного функционирования общественно-политических институтов, одним из которых является региональное управление. Это своего рода проводник, механизм обеспечения потребностей населения, который функционирует с учетом специфики экономико-социальных показателей конкретного субъекта РФ.
Для нормальной жизнедеятельности отдельной территории огромное значение имеет слаженность системы управления. Каждый субъект Российской Федерации наделен необходимыми полномочиями в различных сферах общественной жизни – экономико-правовой, финансовой, социальной. Все вопросы, связанные с жизнеобеспечением проживающих на территории субъекта РФ граждан, решаются муниципальными властями. Управленческое звено несет ответственность перед населением и центральными органами власти за благополучие области, края, республики. Региональное управление – это не только представители государственной власти на местах, но и система местного самоуправления. Речь идет о самоорганизации граждан, принимающих участие в решении проблем населения. Местное самоуправление – это тесно связанная с государственными органами структура, которой делегированы отдельные полномочия для выполнения повседневных задач.
Четкого и однозначного определения данного термина не встретить ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Зачастую понятие «регион» отождествляется с «районом». Принципиальная разница между двумя этими терминами отсутствует, но в нормативно-правовых актах и юридической литературе чаще встречается понятие «регион». О нем упоминают часто географы, представители экономической и градостроительной сферы. Данный термин предполагает наличие одновременно нескольких критериев:
- географического (расположение территории, площадь, численность проживающего населения);
- индустриального (преобладающие виды деятельности, производства);
- стадии урбанизации (характер застройки жилого сектора, наличие промышленных объектов, развитость инфраструктуры);
- социологические (коммуникативные особенности, поведение лиц, проживающих на конкретной территории).
Из-за наличия нескольких параметров передать значение термина «регион» одним определением невозможно. Регион – это комплексная сложная структура, которая должна рассматриваться как компонент территориальной организации народного хозяйства, системы расселения, социальной политики общества.
С географической точки зрения, регионом является участок территории в административных границах одного государства, которая характеризуется наличием действующей системы органов регионального управления.
В широком смысле региональное управление – это административная политика каждого субъекта РФ. Под этим определением скрывается возможность регулирования поведения управляемых объектов государственной и негосударственной формы собственности, коммерческих организаций, должностных лиц путем использования различных экономических, административных, правовых и идеологических инструментов. Система регионального управления достигает своих целей, применяя методы стимулирования, запрета, принуждения, поощрения. Первостепенной задачей муниципального менеджмента является создание современных условий, безопасности, жизнеобеспечения, целостности и упорядоченности экономико-социальной системы. Их выполнение должно быть согласовано на всех уровнях регионального управления, а также соотноситься с общечеловеческими ценностями, способствовать улучшению качества жизни, гарантировать защиту прав и интересов граждан. Успешное управление субъектом РФ предполагает обеспечение демократии, социальной справедливости и достижений производственно-технического прогресса. Как показывает практика, стабильность в работе системы регионального менеджмента – это важное, но не первостепенное и не единственное условие. В первую очередь важно адаптировать управленческий механизм к любым модификациям системы, динамике развития региона и потребностям населения. Кроме того, эффективная модель муниципального управления требует создания качественной материальной базы и кадровых ресурсов.
1.2 Особенности регионального управления в РФ
Региональное управление – это сложная иерархическая система, которая зависит от рыночных принципов хозяйственного регулирования в области, республике, крае. При переходе к модели торговых отношений вертикальные (субординационные) связи стремительно разрушаются, уступая место модели горизонтальных (координационных) и межрегиональных связей. Следствием распространения рыночных отношений в аппарате регионального управления субъектов РФ меняются функциональные связи, что впоследствии приводит к дисфункции органов, сокращению численности штата, изменению организационной и иерархической структур. При этом значение опосредованных методов взаимодействия с вышестоящими субъектами и объектами усложняется их хозяйственными связями и имущественными отношениями.
Все это является объективной основой для формирования и развития муниципального менеджмента, который, помимо задач планово-директивной системы, ставит перед собой следующие цели:
- расширение условий для улучшения демографических показателей региона, повышения уровня и качества жизни;
- социально-экономическая модернизация, анализ, программирование и прогнозирование развития хозяйства на любых уровнях регионального управления;
- перераспределение финансовых средств, создание условий для укрепления экономической базы субъекта РФ и его муниципальных образований;
- проведение новой экологической политики в регионе, предполагающей защиту окружающей среды;
- реализация инвестиционных и научно-технических проектов; усовершенствование модели рыночной инфраструктуры.
В каждом регионе есть свой законодательный орган – местный парламент, который издает нормативно-правовые акты, распространяющие свое действие на всей территории субъекта РФ. Законы о региональном государственном управлении позволяют управленцам на местах принимать собственные конституции, избирать президентов. В то же время федеральная власть в регионах ограничена, поскольку носит подчиненный характер в системе централизованной исполнительной власти, что закреплено на конституционном уровне.
Во всех субъектах РФ действует система двойного регионального управления. Главными в этой структуре являются федеральные органы. На территории региона государственные структуры занимаются общегосударственными вопросами, принимают нормативно-правовые акты, действие которых распространяется на территории указанного субъекта РФ, управляют подведомственными органами. Таким образом, федеральные органы осуществляют управление на местах по вопросам, отнесенным Конституцией к их компетенции. У муниципального менеджмента есть ряд полномочий, которые позволяют ему создавать отдельные ведомства, службы, организации. При этом государственные органы ограничены не только строго установленной компетенцией, но и конкретной территорией.
В каждом административно-территориальном округе свою работу ведут органы местного самоуправления, которые руководствуются соответствующими законами о самоорганизации населения. Причем в каждом регионе действуют свои нормативно-правовые акты. На федеральном уровне устанавливаются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
2. Безпалов В.В. Теория и практика управления развитием региональных экономических. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 234 с.
3. Буров М.П. Региональная экономика и управление территориальным развитием. - М.: Дашков и К°, 2017. - 445 с.
4. Васильева С.В. Региональная экономика. М.: КноРус, 2015. 264 с.
5. Восканов М.Э. Теоретические аспекты управления социально-экономическими системами в условиях меняющейся институциональной среды. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 215 с
6. Горобенко А. В. Актуальные проблемы территориального планирования / А. В. Горобенко, Н. В. Ширина // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова : Материалы конференции, Белгород, 30 апреля – 20 2021 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. – С. 163-165.
7. Затолокина Е.И., Черникова А.М. Кадастровые работы в отношении земельных участков // Вектор ГеоНаук. - 2020. - Т.3. - №1. - С. 46-50.
8. Кузьмич Н.П., Иванова К.С., Яковлев М.А. Территориальное планирование в системе государственного планирования использования и охраны земель // Столица науки. – 2020. – № 6 (23) – С.359– 663.
9. Кузьмич Н.П., Фролов О.Р. Территориальное планирование в системе государственного планирования использования и охраны земель // Теория и практика общественного развития. – 2017. –№ 6. – С. 58–62.
10. Литвиненко И.Л. Региональная инновационная система: структура и инструменты управления. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 190 с.
11. Матушкин С.Д. Социально-экономический потенциал региона в условиях административно-территориального реформирования.- М.: РУСАЙНС, 2017. - 142 с.
12. Пряников Е. П. Основные географические аспекты территориального планирования / Е. П. Пряников, А. С. Гришин // Аспирант. – 2021. – № 3(60). – С. 191-194.
13. Уныченко Ю. А. Территориальное планирование: анализ основных методов / Ю. А. Уныченко, М. О. Шатровская // Аспирант. – 2021. – № 5(62). – С. 272-274.
14. Чирков К. И. Актуальные проблемы территориального планирования в России / К. И. Чирков, Л. П. Гармаш // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 74-3. – С. 112-113.
15. Чугунов И.В. Анализ системы регионального управления в современных условиях (на примере регионов ЦФО) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Том 8. - № 4A. - С. 140-147.
16. Шедько Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование. – М: Юрайт, 2018. – 203 с.
17. О стратегическом планировании в Российской Федерации: ФЗ № 172-ФЗ от 28.06,2014 (последняя редакция) // Консультант Плюс: комп. справ. Правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/
18. Региональное управление - это... Понятие, особенности, сущность и цели - URL: https://fb.ru/article/459064/regionalnoe-upravlenie---eto-ponyatie-osobennosti-suschnost-i-tseli