Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития речи у младшего поколения всегда является актуальной. Каждый житель нашей Родины – носитель русского языка, «великого и могучего», разнообразного, богатейшего. Правильно построенная, развитая речь гарантирует ребенку успешность общения, возможность быть понятым. Как правило, именно в младшем дошкольном возрасте каждый ребенок впервые сталкивается с необходимостью понимания речи, поскольку дети зависимы от общения со взрослыми и сверстниками. От уровня понимания дошкольником речи других людей зависит успешность его обучения.
Естественным и ожидаемым с точки зрения возрастной психологии является и тот факт, что дети дошкольного возраста, имеющие стойкие онтогенетические отклонения в речевом развитии затрудняются в понимании речи окружающих людей. Согласно статистическим данным Гусевой Т.Н. более 80% от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения речи и навыков общения в целом, и нуждается в постоянной помощи коррекционных специалистов. Следует так же отметить, что в ряде случаев достаточно трудно разграничить диагнозы, к примеру, алалию и нарушение сферы общения [15, стр. 7].
Но исследования возрастных психологов подтверждают возможность успешной работы по устранению недостатков понимания речи именно в младшем дошкольном возрасте. Подобная работа требует четкого понимания и разграничения речевых недостатков у детей с различными диагнозами. В рамках данного исследования рассмотрим особенности понимания речи детей с алалией и аутизмом.
Таким образом, цель данного исследования: теоретически и эмпирически изучить процесс понимания речи детьми дошкольного возраста с алалией и аутизмом.
Объектом исследования выступает процесс понимания речи детьми дошкольного возраста.
В качестве предмета исследования выступают нарушения понимания речи детьми дошкольного возраста с алалией и аутизмом.
Согласно объекту, предмету и цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить сущность речи как формы общения;
2) выделить онтогенетические речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией и аутизмом;
3) описать методики дифференцированной диагностики понимания речи детьми дошкольного возраста с алалией и аутизмом;
4) составить рекомендации специалистам по дифференциальной диагностике алалии и аутизма у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Структура курсовой работы: исследование состоит из 35 страниц, содержит введение, 2 главы – теоретическую и эмпирическую, заключение, список литературы из 38 источника, в работе содержится 1 таблица, 2 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛАЛИЕЙ И АУТИЗМОМ
1.1. Речь как форма общения
С точки зрения Асмоловой Г.А. и Заваденко А.Н. речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром [1].
Следует отличать понятие «речь» от более широкого понятия «речевая деятельность». Речевая деятельность – это более психологический термин, изученный А.А. Леонтьевым и представленный им как процесс использования языка с целью общения в момент других видов деятельности [23, стр. 308]. Цейтлин С.Н. понимает речевую деятельность как определенный вид деятельности. Речевая деятельность сложна по структуре, и подразумевает перевод человеческих мыслей в текст или восприятие и понимание текстового содержания при слушании собеседника. Речевая деятельность включает в себя процесс производства новых единиц – «лингвокреативную» деятельность. Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенные возрастные периоды, и прежде всего это относится к таким высшим психическим функциям как речь и навыки общения [37, стр. 42].
Рассмотрим различные подходы к классификации речи. Пилипенко А.В. дает описание импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь – это восприятие и понимание речи. Экспрессивная речь – произнесение звуков речи самим человеком [27, стр. 6].
Л.А. Введенская и П.П. Червинский подразделяют речь на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь может быть устной и письменной. Выделенные формы уникальны и имеют ряд особенностей. Устная речь отличается характерным звучанием, и механизмом возникновения – она появляется в процессе говорения. Устная речь импровизирована. Она обладает некоторыми языковыми особенностями. Человек может обладать уникальным словарным запасом, иметь привычку использовать лишь простые предложения, или, наоборот, сложные. Интонация высказывания играет особую роль – человек может чаще использовать побудительные предложения, или задавать много вопросов, восклицать. Зачастую в речи присутствуют такие оригинальные моменты как повторы, неполное выражение мысли [5, стр. 39].
Письменную речь мы узнаем по ее фиксации. Прежде чем сделать записи, человек продумывает свое высказывание, редактирует его. Поэтому письменная речь отличается книжной лексикой, использованием сложных предлогов. Грамотный человек пишет, строго соблюдая языковые нормы, не использует экстралингвистические элементы. Л.А. Введенская и П.П. Червинский делают акцент на таком отличие устной и письменной речи, как характер адресата. Письменная речь предназначена для читателя, которого может и не быть рядом. Поэтому реакция читателя является отсроченной, и не влияет на содержание письменной речи. Устная речь, чаще диалогическая, выстраивается с учетом реакции собеседника. Собеседник может перебить говорившего, продемонстрировать недовольство и тем самым прекратить неприятный разговор [5, стр. 40].
На сегодняшний день филологи классифицируют устную речь на два вида: монологическую и диалогическую. Бородич А.М. диалогической называет речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками. Монологическую речь автор определяет как речь, которая исходит от одного лица, а собеседник слушает, воспринимает его речь [4, стр. 85].
В психолого-педагогической и логопедической литературе наряду с понятием «речевое развитие» встречается и понятие «развитие речи». На наш взгляд, не смотря на схожесть этих понятий, они имеют различное смысловое значение.
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева и Г.В. Чиркина под развитием речи ребенка понимают постепенное овладение языком посредством развития фонематического слуха, формирования правильного звукопроизношения, овладением словарного запаса, правилами синтаксиса и овладением смысловой стороны речи [35, стр. 36].
Р.Е. Левина определяет развитие речи как – постепенное, последовательное формирование ее различных сторон (фонематический слух, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй языка, синтаксис, смысловая сторона речи) [22, стр. 74]. На основе анализа литературных источников нами был составлен рисунок «Взаимосвязь понятий «речевое развитие» и «развитие речи» (рисунок 1).
Рисунок 1 - Взаимосвязь понятий «речевое развитие» и «развитие речи»
Рисунок 1 демонстрирует соотношение рассматриваемых нами понятий. Понятие «развитие речи» более узкое, чем «речевое развитие». Развитие речи является предпосылкой, базовой ступенью в речевом развитии ребенка, поэтому речевое развитие на наш взгляд трактуется шире и включает в себя развитие речи. Данные процессы взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга, хотя и находятся в определённой иерархии.
В рамках данного исследования подробнее остановимся на импрессивной речи. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста. Принято считать, что исследование речевых функций распадается на два четко отграниченных раздела – рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) речи.
В детском возрасте речь является важным средством взаимосвязи ребенка и окружающего мира, а работа в области речевого развития состоит из двух составляющих: работа над развитием экспрессивной и импрессивной речи (рисунок 2).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Асмолова Г.А., Заваденко А.Н., Заваденко Н.Н. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.raspm.ru/files/Diagnostika_razvitia_rechi.pdf.
2) Батышева Т.Т. Дифференциальная диагностика речевых нарушений у дошкольников. – М.: Департамент здравоохранения города Москвы. – 2017. – 33 с.
3) Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис. – 2020. – 368 с.
4) Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение. – 2014. – 255 с.
5) Введенская Л.А. Теория и практика русской речи. – Ростов-на-Дону: Альянс. – 2006. – 480 с.
6) Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2004. – 144 с.
7) Воробьева В.К. О принципах логопедической работы над формированием связной контекстной речи у моторных алаликов // Вопросы логопедии. – М. – 1979. – С.37-43.
8) Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избранные психологические исследования. – М.: Просвещение. – 2017. – 430 с.
9) Гамезо М.В. Возрастная педагогическая психология. – М.: Просвещение. – 2018. – 438 с.
10) Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс. – 2005. – 96 с.
11) Гимранов Р.Ф. Отличие алалии от аутизма. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://newneuro.ru/otlichie-alalii-ot-autizma/
12) Голубева Г.П. Из опыта работы с неговорящими детьми. – М.: Просвещение. – 2012. – 49 с.
13) Голубева Л.П. Развитие речи неговорящих детей. – М.: Просвещение. – 2020. – 74 с.
14) Гуровец Г.В. Использование ассоциативного эксперимента при обследовании детей с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. – М. – 1975. – С. 5-16.
15) Гусева Т.Н. Инклюзивное образование. – М.: Центр «Школьная книга». – 2010. – 272 с.
16) Добромиль Я.Ю. Дифференциальная диагностика алалии и расстройств аутистического спектра в практике логопедического сопровождения // Сборник статей по материалам XIII международной практической конференции. – 2018. – С. 109-115. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35570286
17) Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург.: АРД ЛТД. – 1998. – 320 с.
18) Завгородняя А.С. К вопросу о характеристике детей дошкольников с диагнозом моторная алалия // Очерки по патологии речи и голоса. – Вып. 3. – М. – 1967. – С. 59-65.
19) Закревская О.В. Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи. – М.: ГНОМ. – 2009. – 48 с.
20) Ковшиков В.А. Принципы формирования языкового механизма у детей с экспрессивной алалией // Принципы и методы логопедической работы. – Л. – 1984. – № 5. – С. 8-10.
21) Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ. – 2005. – 63 с.
22) Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Альянс. – 2013. – 367 с.
23) Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ. – 2005. – 584 с.
24) Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ppmsp.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/280/448/original/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%85_%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B0_%E2%84%963-2017.pdf
25) Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М.: ВЛАДОС. – 2007. – 78 с.
26) Никонова Н.А., Павлова Ю.Б. Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста // Аутизм и нарушения развития. – 2018. – №1. – С.18-21. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/92358/autdd_2018_n1_nikonova_pavlova.pdf
27) Пилипенко А.В. Коррекционная педагогики с основами специальной психологии. – Владивосток. – 2008. – 46 с.
28) Приходько О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 61−68.
29) Сергеев Г.К. Обзор литературы по проблеме синдрома Аспергера // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030681">https://scienceforum.ru/2017/article/2017030681
30) Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС. – 2006. – 385 с.
31) Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / методическое пособие. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: file:///C:/Users/Comp/Downloads/[tkachenko_t.a.]_albom_individualnogo_obsledovaniy(booksee.org)%20(1).pdf
32) Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования школьника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – 2004. – 48 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: file:///C:/Users/Comp/Downloads/[tkachenko_t.a.]_albom_individualnogo_obsledovaniy(booksee.org)%20(1).pdf
33) Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. – 2017. – 237 с.
34) Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС. – 2014. – 288 с.
35) Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей / Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Профессиональное образование. – 2013. – 232 с.
36) Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом. – Диссерт. канд. пед. наук. – М. – 2005. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykh-navykov-u-detei-s-detskim-autizmom/read
37) Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. – М.: Знак. – 2009. – 361 с.
38) Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: АРКТИ. – 2003. – 240 с.