Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях постоянно меняющейся экономической и рыночной конъюнктуры происходит значительный рост конкуренция между предприятиями розничной торговли. В связи с этим сегодня существует объективная необходимость применения современных эффективных методов продажи и реализации товаров, а также организации сервисного обслуживания клиентов компаний на основе грамотного мерчандайзинга.
Мерчандайзинг – это процесс увеличения продаж за счет расстановки товара и обустройства магазина. Мерчандайзинг является неотъемлемой частью маркетинга в розничной торговле, с английского это слово переводится как товароведенье.
Целью данной работы является комплексный анализ основ организации процесса продажи товаров и инфраструктуры сервисного обслуживания покупателей в сфере розничной торговли.
В связи с этой целью ставится ряд основных задач:
вывить основные особенности организации инфраструктуры сервисного обслуживания покупателей и мерчандайзинга
исследовать особенности организации процесса продажи товаров и инфраструктуры сервисного обслуживания покупателей
дать основные направления совершенствования торговой деятельности компании.
Объектом работы является розничная торговля и мерчандайзинг компании, предметом исследования являются особенности продажи товаров и сервисного обслуживания на предприятии.
При написании курсовой работы была использована учебная литература (Бланка И.А., Бобровой Ю.Г.), изученная документация предприятия (учредительные документы, годовые отчеты, статистическая отчетность) и специализированные источники Интернет.
1.Теоретические основы мерчендайзинга
1.1.Понятие, цели и задачи, основные инструменты мерчендайзинга
Мерчандайзинг — это наука о том, как расположить товары на полке, чтобы их купили поккупатели. Точнее, это комплекс техник выкладки, основанный на ряде дисциплин: психологии, маркетинге, продажах и проверенный многочисленными исследованиями.
Мерчанда́йзинг (от англ. merchandising) – это процесс увеличения продаж за счет расстановки товара и обустройства магазина. Мерчандайзинг является неотъемлемой частью маркетинга в розничной торговле, с английского это слово переводится как товароведенье [14, c.44].
Мерчандайзинг - это продвижение продажи товаров, которое может использовать ценообразование, специальные предложения, демонстрацию и другие методы, предназначенные для влияния на решения потребителей о покупке.
Концепция мерчендайзинга основана на представлении товаров в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и по правильной цене, чтобы максимизировать продажи.
К основным функциям мерчандайзинга можно отнести [4, c.94]:
• Своевременное наполнение полок товаром;
• Выделение приоритетного товара;
• Использование всего пространства магазина;
• Наличие актуальных ценников на товаре;
• Соблюдение внутренних правил презентации товара, оформление магазина в едином ключе;
• Использование приоритетных мест для продаж: предкассовая зона, торцы, товары на входе в магазин;
• Оформление акций и спец. предложений.
Из ежедневных задач мерчандайзинга обычно называют:
• выкладка товаров на полках, витринах, стендах, а также по всему торговому пространству с максимальной пользой для продаж;
• предоставление покупателям всей необходимой информации о товаре;
• контроль и поддержание актуальной выкладки;
• стимуляция импульсивных покупок и увеличение среднего чека;
• обновление выкладки и рекламно-информационных POS-материалов, сопровождающих продукцию.
Глобальные коммуникационные задачи мерчандайзинга включают разработку маркетинговой стратегии, разработку и развитие подачи POS-материалов, обеспечение доступа покупателей к товарам и помощь в самостоятельном выборе, создание доброжелательной и комфортной, приятной атмосферы в торговом зале.
Поскольку мерчендайзинг - это все о продаже, конечная выгода эффективного мерчендайзинга - это более высокие продажи и лучшая прибыль. Магазины, которым удается создать бесшовный опыт покупок и эффективно направлять потребителей к завершению покупки, пользуются целым рядом преимуществ, включая:
- Рост прибылей
- Больше довольных покупателей
- Более вовлеченные покупатели (более длительное время на месте)
- Более быстрый оборот запасов
- Повышенная лояльность к бренду
- Повышение узнаваемости бренда
1.2.Правила мерчендайзинга
Правила мерчандайзинга применялись еще в те времена, когда торговля только начинала развиваться – продавцы старались разложить свой товар так, чтобы он привлекал покупателя и представлялся в выгодном свете, продавцы зазывали прохожих и расхваливали свой товар, рассказывая о его достоинствах, таким образом рекламируя его.
Со временем мерчандайзинг усовершенствовался и стал отдельным направлением в торговле. Толчком к этому послужило развитие в 19-20в. машинного и фабричного производства и, как следствие, возросшая конкуренция.
Примером хорошего мерчандайзинга может послужить известность брендов, появившихся в 30-х, 50-х годах, которые не потеряли популярности и по сей день.
В 2000 году мерчандайзинг уже стал проводиться в различных торговых точках, но, в отличие от западной схемы, он не был централизованным и не имел общей стратегии и принципов – преобладали рекламные технологии, тогда как в западных странах еще применялись технологии размещения и выкладки товаров.
Сегодня, несмотря на активное развитие различных маркетинговых действий, направленных на увеличение продаж, мерчандайзинг в магазине имеет один основной недостаток – несогласованность работы отдела маркетинга и отдела сбыта, нестабильность ассортимента, и такая ситуация характерна для большинства торговых точек в стране.
Основные правила:
- ориентация на потребителя
-постоянное совершенствование
-извлечение прибыли путем роста продаж.
Таким образом, мерчендайзинг должен быть эффективен для магазина, нагляден для покупателей в целом.
1.3. Атмосфера магазина. Визуальный мерчендайзинг. Влияние чувственных компонентов на принятие решения покупателем
Мерчендайзинг берет в свою основу психологию.
Когда покупатель заходит в магазин, он хочет удовлетворить какую либо потребность, и он знает, какой товар ему необходим для этого. Но в процессе удовлетворения могут появиться новые потребности или для полного удовлетворения одного товара недостаточно. Задача кросс мерчандайзинга, вспомнить о том, что ему нужно помимо приобретаемого товара.
Есть несколько способов увеличения кросс продаж за счет правильного использования знаний психологии в мерчандайзинге.
Мерчандайзинг - набор коммуникативных практик, которые преследуют (кроме продажи), две цели: проинформировать покупателя и «прокачать» имидж конкретного товара. На «имидж» работают такие вещи, как POS-материалы (постеры, шелф-токеры, стикеры, воблеры), упаковка, выкладка. Информируют в первую очередь ценники и текст на упаковке (состав, срок хранения), лифлеты и так далее.
В магазине роль мерчандайзинга рассматривается как инструмента создания настроения для импульсивных покупок. Если текстовая информация обращается к разуму покупателя и убеждает его («Без ГМО», «самая низкая цена»), то имиджевая, или визуальная, информация работает на уровне подсознания, формируя яркие образы для решения задач коммуникации.
1.4.Планировка и распределение торговых площадей магазина. Регулирование покупательских потоков
Саму планограмму магазина разрабатывают заранее, ещё до его открытия. Расписывается абсолютно всё: расположение полок и стеллажей,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. – М.: Экономика, 2018. – 522 с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 782 с
3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Инфра-М, 2019. – 601 с.
4. Бобров Ю.Г. Розничная торговля. – М.: Лаборатория книги, 2015. – 226 с.
5. Голиков Е.А. Оптовая торговля. – М.: Экзамен, 2019. – 382 с.
6. Громова А.Ю. Оптовая и розничная торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2017. – 480 с.
7. Даненбург В. Основы оптовой торговли. – М.: Сирин, 2018. – 477 с.
8. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий в торговле. – М.: Дашков и К, 2015. – 456 с.
9. Днянова С.Н. Оптовая торговля: организация и управление оптовой деятельностью. – М.: Инфра – М, 2017. – 228 с.
10. Иванов Г.Г. Основы торговли. – М.: Инфра - М, 2018 . – 377 с.
11. Каплина С.К. Технология оптовой и розничной торговли. – СПб.: Герда, 2017. – 402 с.
12. Памбухчианц О.В. Организация торговли. – М.: Дашков и К, 2016. – 294 с.
13. Патров В.В. Оптовая торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2017. – 381 с.
14. Тугускина Г.Н. Торговый менеджмент. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 220 с.
15. Удальцова М.В. Сервисология. – М.: Омега-А, 2018. – 294 с.
16. Фадеева Ю.Л. Оптовая и розничная торговля. – М.: Инфра – М, 2015. – 337 с.
17. Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли. – СПб.: Экономика, 2017. – 394 с.
18. Шеленг Н.С. Экономика торговли. – Вышейская школа, 2016. – 560 с.
19. Шредер Н.Г. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. – М.: Экономика, 2015. – 188 с.
20. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2015. – 686 с