Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство является одним из важнейших этапов в становлении человека, наиболее активным периодом для развития его психических процессов. Именно в этом возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Данные процессы помогают в создании благоприятных условий для начала формирования у ребёнка памяти, речи, внимания, воображения, мышления, при этом необходимо учитывать условия для правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, учитывающих особенности детского восприятия.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, ритме темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей. Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.). Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ. Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.
Актуальность исследования. Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на формирование математических представлений и развитие математического стиля мышления, для которого характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. Вопросы математического развития детей дошкольного возраста отражены в работах Е.А. Носовой, З.А. Михайловой, Э.Р. Минибаевой, Н.В. Микляевой, Е.И. Щербаковой и др.
Для того чтобы были реализованы задачи формирования математических представлений и математического развития детей, необходимо организовать образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
В настоящее время в практику дошкольных учреждений внедряются новые формы организации образовательного процесса: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность взрослых и детей. Даная проблема раскрывается в научных исследованиях Т.А. Герасимовой, А.М. Лушников, Б.П. Есипов, А.С. Ганеева, А.В. Калинченко и др.
Объект исследования – процесс математического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия организации самостоятельной работы старших дошкольников по математическому развитию.
Цель исследования: выявить педагогические условия организации самостоятельной работы старших дошкольников по математическому развитию.
Поставленная цель была реализована решением следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть и изучить структуру понятия «математическое развитие».
3. Рассмотреть особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть и изучить структуру понятия «самостоятельная работа».
3. Выявить педагогические условия организации самостоятельной работы старших дошкольников по математическому развитию.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы для более глубокого изучения проблемы организации самостоятельной работы старших дошкольников по математическому развитию в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы математического развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «математическое развитие»
Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Рассмотрим понятие «математическое развитие».
Методика математического развития дошкольников в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики, способствовать воспитанию и развитию личности ребенка. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей математического развития детей, а также изучение педагогических условий, обеспечивающих полноценное математическое развитие ребенка в процессе целенаправленного обучения математике в ДОУ [2].
Само понятие «математическое развитие» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно предполагает связь между собой представлений о пространстве, форме, величине, количестве, времени, указывая при этом на их свойства и отношения, которые являются одними из основных для формирования у ребёнка «житейских» и «научных» понятий [15, с. 20-37].
Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в познавательной деятельности личности, происходящие в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций [14].
Э.Р. Минибаева говорит про качественные изменения в формах познавательной активности ребенка и рассматривает, в результате чего эти изменения происходят, а именно: в результате формирования математических представлений и понятий (количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета); ознакомления с математическими зависимостями и отношениями (между множествами, свойствами геометрических фигур, величиной, мерой и результатом измерения); овладения математическими действиями (счет, измерения, вычисления, наложение, приложение, сравнение) [12].
Некоторые авторы связывают математическое развитие с формированием и развитием определенного стиля мышления личности. Например, Н.В. Микляева под математическим развитием понимает последовательные, прогрессирующие существенные изменения в интеллектуальной сфере личности ребенка, ведущие к математическому познанию действительности, и формирование математического стиля мышления. При этом цель методической системы развития математических представлений рассматривается как интеллектуальное развитие личности ребенка в процессе обучения элементам математики, а обучение становится условием развития и управляемым процессом, связанным с активным формированием познавательной деятельности и логических операций [11, с. 18].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Березина, Р. Л. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о величине предметов и об элементарных способах измерения [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (730) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград : [б. и.], 1971. - 19 с.
2. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.
3. Ганеева, А. С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС / А. С. Ганеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/717/ (дата обращения: 06.12.2021).
4. Герасимова Т. А. Создание условий для организации самостоятельной деятельности дошкольников [электронный ресурс]: Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sozdanie-uslovii-dlia-organizatsii-samostoiatelnoi.html (дата обращения 06.12.12).
5. Гуткович И.Я. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов / И.Я. Гуткович, О.Н. Самойлова. – Ульяновск: Мир книги, 2015. – 40 с.
6. Дети у истоков математики // Спецкурс: Методика обучения математике / Авторы: Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. - М.:А.П.О. 1994 - 96с.
7. Калинченко А.В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.В.Калинченко, Р.Н.Шикова, Е.Н.Леонович, под ред. А.В. Калинченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. − 208 с.
8. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста: метод. пособие - М. : Айрис-пресс : Айрис-дидактика, 2005 (ГУП Чехов. полигр. комб.). – 217 с.
9. Кутузова Е. А. Математическое развитие дошкольников [электронный ресурс]: режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/12/09/matematicheskoe-razvitie-doshkolnikov (дата обращения 06.12.21).
10. Лушников А.М. История педагогики.: Учебное пособие для учащихся педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп.- Екатеринбург, 1994. - 35 с.
11. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2016. – 346 с.
12. Минибаева, Э. Р. Профессиональная подготовка студентов факультета дошкольной педагогики к математическому развитию детей : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург, 2004. - 21 с.
13. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.– 384 с.
14. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада. - СПб: «Акцидент», 1996.-128с.
15. Носова, Е. А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Е. А. Носова. - Л., 1990.- 37 с.
16. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду : принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2006 (СПб. : Правда 1906). – 125 с.
17. Торопова А.И., Сочнева А.С., Бугрова А.Н., Ротанова В.А., Власова А.А. Понятие и сущность самостоятельной работы обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://human.snauka.ru/2020/12/37693 (дата обращения: 21.11.2021).
18. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. М.: «Академия», 2004. – 272с.