Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития памяти ребенка, что отражено в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На сегодняшний день, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, основной задачей образовательного учреждения является формирование у учеников умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в основе которых лежит развитие памяти.
Память как процесс является многоаспектной категорией и существует большое количество разных подходов по ее изучению. Вариативность исследований в изучении памяти отражается в различии ее определения.
Концепция памяти в психологии интерпретируется как процесс создания и хранения прошлого опыта человека, который позволяет повторно использовать его в действии. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и представляет собой наиболее важную когнитивную функцию, лежащую в основе развития и обучения.
Для эффективного развития памяти необходимо научиться использовать различные техники запоминания.
Изучению памяти человека посвящены работы и исследования А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмолова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина и многих других ученых.
В подростковом возрасте память претерпевает некоторые изменения: она все более опосредуется логическими операциями. Но поскольку школьники среднего звена не владеют в достаточной мере приемами смыслового запоминания, а опираются на способы механического, возникает противоречие: с одной стороны, учитель выполняет требования к формированию результатов обучения по истории, с другой – он не может достичь качества результатов без развития процессов памяти. Из этого следует, что школьникам 5 – 9 классов требуется помощь, которая может быть предложена учителем истории, она определяется оптимальным историкометодическим оснащением процесса обучения, концентрирующим усилия в двух направлениях: освоение предметного содержания учебного предмета «История» учениками и развитие процессов их памяти.
Проблема исследования: каковы методические приемы актуализации памяти на уроках истории?
Объект исследования: процесс обучения истории.
Предмет исследования: методические приемы актуализации памяти на уроках истории в 5-9 классах.
Цель: теоретические обосновать методические приемы актуализации памяти на уроках истории
Исходя из объекта, предмета, цели исследования определили следующие задачи:
1. Изучить содержание понятия «память» в психолого-педагогической литературе;
2. Описать процессы и механизмы памяти;
3. Охарактеризовать особенности развития памяти у учащихся 5-9 классов;
4. Выявить педагогические приемы актуализации памяти учащихся на уроках истории;
5. Привести примеры реализации рассмотренных приемов на основе изучения отдельных тем учебного курса «История».
В работе были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизация данных о процессах памяти учащихся, а также отбор и моделирование приемов для ее развития с психологической, педагогической и историкометодической точек зрения уточняют и дополняют ряд существенных аспектов в научных концепциях разной направленности.
Основные теоретические результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения и развития процессов памяти на уроках истории в 5 – 9 классах.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что рассмотренные методические приемы актуализации памяти могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию памяти у учащихся 5-9 классов на уроках истории.
Структура работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Психолого-педагогические основы процесса запоминания учебного материала учащимися 5-9 классов
1.1 Понятие памяти в психолого-педагогической литературе
На сегодня в психолого-педагогической науке не существует какого- либо единого и четкого мнения по определению понятия памяти.
К памяти можно отнести процесс сохранения информации о раздражители, после того как его действие уже прекратилось. Но, ни одно из существующих определений памяти, которое обозначено в литературе, не может полностью ее раскрыть. Поэтому, чтобы дать более верное определение понятия памяти, необходимо рассмотреть, разные подходы и точки зрения, мнение авторов относительно данного вопроса и на их основании, сформулировать собственное определение понятия памяти.
Так, если обратиться к определению, которое дал Е. И. Рогов, то память является «системой мнемических процессов, основная цель которых, заключается в запоминание и сохранение, а также последующего воспроизведения информации в словесной форме, тех действий и знаний, которые субъект получил ранее в прежнем опыте» [17].
Постепенно в экспериментальные исследования изучения памяти стали вводить новый материал, впоследствии стали появляться представление о том, что память также имеет свои виды, она может быть, образной, словесной, логической, а также специфической, к которой относят зрительную, моторную или слуховую.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине. - СПб.: Союз, 1998. - 84 с.;
2. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. - 213 с.;
3. Веретенникова, Ю. О. Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории / Ю. О. Веретенникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 38-40;
4. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2010. - С. 371–379;
5. Козаренко, В. А. Все о памяти и способах запоминания. Подборка статей сайта Mnemonikon за период 2002-2015 гг. - М., 2015. - 218 с. URL: http://mnemonikon.ru/kozarenko_1p.pdf (дата обращения 4.12.2021);
6. Леонтьев, А. Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия; Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2013. - С. 626–652;
7. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия; Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2014. - С. 420–436;
8. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СпБ.: Питер, 2007. - 319 с.;
9. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – Спб.: Питер, 2008. – 583 с.;
10. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2014. - 720 с.;
11. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 688 с.;
12. Петровский, А. В. Общая психология: учебник для студентов пед. институтов. 2 – е изд., доп. и перераб / А. В. Петровский. М. : Просвещение, 1976. - 388 с.;
13. Подлиняев, О. Л. Эффективная память / О. Л. Подлиняев. - Иркутск: Иркут. гoc. унт, 2006. - 200 с.;
14. Трапакова, О. Б. Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории / О. Б. Трапакова // Открытый урок. Первое сентября. URL: https://urok.1sept.ru/articles/521751 (дата обращения 5.12.2021);
15. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.;
16. Реан, А. А. Познавательные психические процессы / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум // Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2005. – С. 43–94;
17. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е. И. Рогов. - М. : Юрайт, 2016. - 412 с.;
18. Смирнов, А. А. Развитие логической памяти у детей / А. А. смирнов. - М., 1976. – 254 с.;
19. Черемошкина, Л. В. Как развивать внимание и память ребенка / Л. В. Черемошкина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 277 с.;
20. Чуприкова, Н. И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека / Н. И. Чуприкова // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2017 С. 15–22;
21. Чутко, Н. Я. Развитие памяти школьника / Н. Я. Чутко. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.;
22. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.;
23. Эббингауз, Г. О. Психология памяти. Хрестоматия по общей психологии / Г. О. Эббингауз. - М. : 1979. - 96 с.