Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что традиционная информационная образовательная парадигма, основанная на передаче готового знания, не учитывает и не может противостоять, тем более способствовать преодолению переживаемого глобального кризиса цивилизационного развития в эпоху современности. С позиции информационного подхода человек нам представляется как «tabula rasa», которую мы должны заполнить. Традиционная парадигма базируется на том, что научные знания объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера. Общество же ставит перед образованием задачу подготовки специалиста, способного к творческой деятельности, готового к плюрализму позиций и мнений, стремящегося постоянно повышать уровень своего образования. Говоря об образовательной парадигме XXI века, мы должны отметить ее рефлексивный, исследовательский характер, обучающийся здесь – это субъект познавательной деятельности, а не объект для воздействия педагога. В настоящее время важно не просто получать готовые знания, но сформировать умение добывать новые знания, научиться учиться . Образно говоря, отправляясь в путешествие, обучающийся не должен наполнять свой рюкзак лишь готовым знанием, а прихватить с собой и мыслительные орудия, которые позволят ему ориентироваться повсеместно при решении разнообразных задач. В прошлом осталось понимание образования как необходимого подготовительного этапа в жизни человека, времени для обретения устойчивой культурной платформы, после чего, собственно, и начиналась важнейшая часть жизни личности. Общепринятое представление об образовании, «согласно которому оно являет собой последовательное действие, в ходе которого передаются от одного поколения к другому определенные культурные ценности и духовные достижения, определенные знания, умения, компетентностные навыки» , сегодня уже не столь актуально. В современном мире происходят глубокие изменения, которые затронули и сферу образования. В нашей стране образование переживает сегодня непростые времена, связанный не только с материально-финансовыми проблемами, но и с неопределенностью, недостаточной сформированностью его целей и принципов. В такой ситуации возникает необходимость поиска новых путей развития образовательной системы, освоения современного инновационного опыта университетов, гимназий, колледжей, школ. Одновременно с этим продуктивным может стать изучение исторического опыта и теоретических подходов (как отечественных, так и зарубежных) к проблемам педагогики и рассмотрения их с точки зрения актуальности для современной отечественной системы образования.
Инновационное образование в данном случае понимается как обучение и воспитание, ориентированные на формирование и развитие личности, готовой к адаптации в условиях быстрых перемен как технологического, так и социокультурного характера, способной к творческой, созидательной деятельности, духовно и эстетически развитой.
Целью данной работы является рассмотрение понятия творческой педагогики.
Задачи:
- охарактеризовать роль творчества в жизнедеятельности личности;
- описать категории творческой педагогики;
- изучить вальдорфскую педагогику как пример творческой педагогики;
- рассмотреть основные принципы вальдорфской педагогики;
-изучить особенности занятий физической культурой и спортом в вальдорфской школе.
Глава 1 Определение, основные категории творческой педагогики
1.1 Роль творчества в жизнедеятельности личности
Человеку присуща способность творить. На сегодня различными сторонами темы творчества заняты такие науки, как психология, педагогика, социология и пр. Даже создан раздел науки – теория творчества. С темой творчества связано с искусство. Философия объединяет знания о творчестве, обеспечивает методологию коллективной работы в разных сферах культуры.
Благодаря творчеству появляется оригинальное, развиваются человеческие силы, способности людей.
Творчество представляет собой самореализацию. В творчестве свобода становится объективной. Несмотря на то, что творчество все-таки бессознательно, оно не противопоставляется рациональному. Творчество – это естественное дополнение рационального.
Творчество представляет собой специфический вид деятельности людей, который можно также понимать как созидание, которое противостоит разрушительной деятельности. Творчество выделяет необычные признаки предметов, обеспечивает получение новых результатов. Такое противопоставление – не абсолютно. Творчество соединяет в себе также и деструктивные моменты в той мере, в какой нужно ликвидировать тормозящие факторы .
Когда мы противопоставляет друг другу творчество не «нетворчество», то мы имеем в виду категории продуктивности и непродуктивности. Творчество – это деятельность продуктивная, творчество производит качественное новое. Репродуктивная деятельность воспроизводит уже известное. Различие между творчеством и нетворчеством относительно, поскольку нет такой полностью оригинальной деятельности.
Творчество обладает такими признаками, как полезность и новизна, или оригинальность.
При чем полезность не является специфическим признаком творчества. Полезность характерна и для репродуктивной деятельности. Но недооценка полезности может ликвидировать и творчество в том числе.
Новизна, или оригинальность, является специфическим признаком творчества. Но новизна – это не цель творчества .
Итак, творчество представляет собой деятельность людей, которая порождает новые ценности в материальном и духовном мире.
Сам термин «творчество» содержит существенный момент специфики человеческого отношения к действительности. Творчество – это социальная форма отражения. Творчество представляет собой социальное явление, которое немыслимо без социума. Человек способен проявлять творческое отношение во всех сферах своей жизни, всегда. Творчество есть существенная часть качественной определенности индивида.
Иногда творчество делят на низшие формы, говорят о творчестве в природе и человеческом творчестве. Творчество является важным условием развития материи, формирования ее новых форм. Меняется форма – меняется и творчество. Творчество является механизмом продуктивного развития. Творчество находится там, где есть движение от низшего к высшему.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Белякова Е. А., Педагогика коллективного творчества // Социальная педагогика. — 2021. — № 2. — С. 85-88.
2) Богоявленская Д. Б., Теория творчества Я. А. Пономарева // Вопросы философии. — 2020. — № 5. — С. 129-135
3) Гайнеев Э. Р., Проектно-творческая деятельность как средство формирования и развития инновационных компетенций // Школа и производство. — 2021. — № 3. — С. 52-58
4) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Электронный ресурс] / С. И. Гессен. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html.
5) История образования и педагогической мысли: Краткое учебное пособие/ под ред. В.Б.Успенского. - Ярославль, 2012.
6) Мальцева Е. А., Творческая мастерская, как одна из наиболее эффективных технологий на уроках русского языка // Образование в современной школе. — 2020. — № 11/12. — С. 15-17.
7) Методика и технологии работы социального педагога/ под ред.М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева - М.,2019.
8) Миронова Ю. П., Организация исследовательской и творческой деятельности для учителей и учеников начальной школы // Начальная школа. — 2021. — № 9. — С. 13-15.
9) Пономарев П. А., Человек и общество в идейном наследии русских, религиозных философов // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2017. — № 3. — С. 23-30
10) Романченко М. К., Формирование навыков профессиональной творческой деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2021. — № 3. — С. 33-38.
11) Ситников В. Л., Творцы теории и практики реальной социальной педагогики // Социальная педагогика. — 2021. — № 2. — С. 5-8
12) Суханова Н.П. Проблемное обучение в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла /Н. П. Суханова // Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования: материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 21-22 сентября 2017 г. / под ред. С. А. Ан. – Барнаул : АлтГПУ, 2017.
13) Суханова Н.П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция / Н. П. Суханова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53). С. 107-110
14) Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2017.
15) Хуторской А. В., Вальдорфская школа Р. Штайнера // Школьные технологии. — 2019. — № 1. — С. 81-87
16) Штайнер Р. Основные пункты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего//http//www.koob.ru.
17) Штайнер Р. Философия свободы. - Ереван, 2007// http://lib.ru/URIKOVA/STEINER/freedom.txt
18) Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. - М., 2007//http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Steiner&go=page&pid=34
19) Щербаков Р. Н., Творческая личность учителя на уроке // Физика в школе. — 2021. — № 3. — С. 3-9.
20) Эпштейн М., Плоды альтернативного просвещения // Вокруг света. — 2019. — N 2. — С. 86-95.