Фрагмент для ознакомления
2
Современная система образования по своей сути направлена на самостоятельную работу учащихся как на аудиторных занятиях, так во время выполнения самостоятельных заданий. Поэтому активные методы обучения являются наиболее оптимальными и удобными при решении дидактических задач.
В ходе исследования изучен обширный разносторонний теоретический материал, который относится к теме исследования. Его можно разделить по следующей направленности: труды, в которых рассматриваются дидактические принципы и методы обучения, их реализация на практике и применение их на занятиях студентов-дизайнеров; труды по декоративной живописи и ее значению в формировании профессиональных навыков учащихся; литература, которая была использована при разработке методических рекомендаций.
Вопросам дидактических принципов и методов обучения посвящены труды Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина, Б.П. Есипова, М.А. Данилова и др., которые подробно освещены П.И. Пидкасистым, В.А. Сластениным и Л.П. Крившенко. В этих работах очень подробно рассмотрены дидактические принципы обучения: определение, сущность, характеристики. Л.П. Крившенко в учебнике «Педагогика», помимо вышеперечисленного, также формулирует правила для эффективного использования данных принципов на практике.
В книге А.В. Хуторского «Современная дидактика» изложены новейшие достижения дидактики. Рассмотрено эвристическое обучение, использование телекоммуникаций, современных форм и методов обучения. Также А.В. Хуторской выделяет свою систему дидактических принципов.
Определение понятию «метод обучения» дают Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов, Г.М. Коджаспирова, что подробно описано в трудах Л.П. Крившенко.
В.И. Загвязинский в своей работе «Теория обучения: современная интерпретация» рассматривает методические приемы, которые используются в организации деятельности учащихся и учебных действий.
П.И. Пидкасистый помимо интерпретации понятия «метод обучения», дает классификацию методов обучения, подробно характеризуя каждый из них. Вторая группа научных работ включает в себя труды, затрагивающие понятие декоративной живописи и ее значение в формировании профессиональных навыков обучающихся. Определение декоративной живописи и характеристику ее особенностям дают Д.И. Киплик, В.И. Кукенков и Ю.С. Ременникова.
Основные художественные методы и приемы декоративной живописи раскрывает в своем труде «Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека» Л. П. Ермолаева.
В трудах С.В. Рябиновой «Декоративность в живописи», «Дисциплина «Декоративная живопись» в рамках профессиональной подготовки будущих дизайнеров» и «Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства» раскрыты выразительные средства декоративной живописи, организация изображения на плоскости. Главный акцент сделан на овладение студентами специфики декоративного языка, умение работать в заданном колорите, нахождение цветоритмической организации пространства, на развитие ассоциативного мышления.
Объект исследования: активные средства обучения в профессиональном образовании.
Предмет исследования: методические рекомендации по применению активных средств обучения в преподавании дисциплины «Орнамент».
Цель исследования: дать методические рекомендации по использованию активных средств обучения по дисциплине «Орнамент».
Задачи исследования:
− охарактеризовать активные методы обучения;
− рассмотреть применение активных методов обучения на занятиях по дисциплине «Орнамент».
Глава I. Теоретические и методические основания использования активных методов обучения
1.1. Активные методы обучения в преподавании
Одной из важных и актуальных задач современного высшего образования является его интенсификация посредством использования активных и интерактивных методов обучения, использования информационных технологий, создание обучающих систем, активизации работы самих обучаемых.
В современном образовательном процессе применение активных методов обучения отличается от традиционных методов тем, что в процессе учебной деятельности невозможно неучастие учеников: каждый участник взаимодействия на уроке либо выполняет определенную роль, через которую он должен публично отчитаться, либо от его участия зависит эффективность выполнения поставленной перед всеми познавательной задачи.
Как показывает практика подготовки будущих специалистов в различных профессиональных областях, наиболее эффективными оказываются методы активного обучения, так как они работают не только на когнитивном уровне, но и на смысловом, эмоциональном и поведенческом.
В современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии существует немало исследований проблемы воздействия на личность различных активных методов обучения (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Л.А. Петровская, А.Е. Абылкасымова, М.Е. Есмухан, Д. Рахымбек, Л.Т. Искакова и др.). Сегодня активное обучение понимается как комплексная социально-дидактическая технология, включающая в себя ряд методов психологического воздействия и реализуемая в различных формах.
Активные методы обучения (АМО) подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Различные авторы классифицируют АМО по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО и по-разному компания содержание соответствующих групп методов.
Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию.
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме. По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.
Воронова А.А. выделяет три основных типа методов:
- Метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
- Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников.
- Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. Цель игротехника: организация деятельности участников игры, направленную на выработку решения проблемы.
Мы будем придерживаться следующей классификации АМО, предполагающей членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.
- Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
- Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
- Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения
- Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк : Тровант, 2013. - 62 с
2. Амигразин К.Ж., Удалов С.Р. Инновационные процессы в художественном образовании. Методика преподавания/Омский научный вестник №2, 2012
3. Бакиева, О.А. Орнамент на уроках изобразительного искусства (на материале народов, проживающих в Тюменской области) –Т.: изд. ТОГИРРО, 2015
4. Белоусова, Т.И. Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Декоративная живопись» / Т.И. Белоусова. - Палех : ФГОУ СПО «Палехское художественное училище им. М. Горького», 2014. - 8 с.
5. Буткевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2008- 267 с.
6. Городецкая С.В. Развитие художественно-творческой активности студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов педвузов в процессе изучения орнаментального искусства автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед .наук, - М., РГБ, 2005
7. Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S3. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470039.htm
8. Дронова Е. Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки/Проблемы современного образования № 2 2017 , http://www.pmedu.ru
9. Ерцкина Е. Б. Опыт реализации игрового проектирования в формировании графической компетенции студентов/Педагогическое образование в России № 5- СПБ., 2014
10. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2001. — 188 с
11. Калюжный А.С. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов. – Н.Новгород: НГПУ, 2007.
12. Киплик, Д. И. Техника живописи / Д. И. Киплик. - М. : СВАРОГ и К, 2002. - 357 с.
13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006. – 368 с.
14. Крившенко, Л.П. Педагогика : учебник для студентов вузов педагогических специальностей / Л. П. Крившенко и др. - М. : Проспект, 2010. - 429 с.
15. Кукенков, В. И. Декоративная живопись / В. И. Кукенков. - Екатеринбург : ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 106 с.
16. Куликова, М.К. Роль организации занятий по декоративной живописи при дифференцированном подходе в обучении / М.К. Куликова // Наука и образование в жизни современного : сб. тр. - М., 2013. - С. 87- 88.
17. Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО. П., Verso, 2012.
18. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие. – Алматы, 2009. – 344 с.
19. Орнамент: Методические рекомендации для преподавателей. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2009
20. Основы создания орнаментальной композиции. Методические указания по выполнению графической работы./ Сост.: Р.Н. Саляхутдинов. К., КГАСУ, 2015 – 21 с.
21. Панфилова А.А Метод проектов и технология игрового проектирования в образовательном процессе: сравнительный анализ../ Технология и практика обучения/ Образовательные технологии № 3/ 2014
22. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
23. Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: сб. материалов III Международной научно-практической конференции, 18 апреля 2019 г. БГПУ им. М. Акмуллы / под ред. Т.И. Политаевой, А.С. Кобыскана: БГПУ им. М. Акмуллы. – У., 2019. – 310 с.
24. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / П. И. Пидкасистый. - М. : Академия, 2010. - 511 с.
25. Пидкаситсый, П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 638 с.
26. Тютюнников, А.П. Методика ведения композиционных заданий в декоративной живописи / А.П. Тютюнников // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2008. - № 2. - С. 46-48.