Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Актуальность изучения агрессивного поведения младших школьников обуславливается важным пониманием, какую роль играет агрессия для развития личности ребенка, как влияет агрессия на становление разных форм поведения – конструктивных или деструктивных, разрушающих, которые придают поступкам асоциальный характер. Отрицательную роль играет агрессия в формировании личности ребенка, она может превратить его либо в жертву конфликтов, либо в агрессора. Проявление собственных агрессивных действий или постоянное ожидание этих действий от других может повлиять на ребенка.
Это может ограничить активность ребенка, сформировать заниженную самооценку. Так же если вовремя не обратить на это внимание и не проводить коррекцию, то эти факторы способны стать причиной к развитию стабильной черты личности – агрессивности. Различные исследования доказывают, если в детстве сформировалась агрессивность, в дальнейшем она остается устойчивой чертой характера. Таким образом, у ребенка снижаются способности полноценной коммуникации, искажается развитие его личности и дальнейшая социализация ребенка с умственной отсталостью.
Что бы решить задачи коррекции агрессивного поведения, необходимо провести его анализ. В специальной литературе проблема коррекции агрессивного поведения умственно отсталых младших школьников не нашла отражения. В связи с этим изучение данного вопроса будет способствовать разработке профилактики нарушений поведения, развития социально значимых качеств личности, формирования саморегуляции поведения умственно отсталых детей.
Наиболее эффективным для решения задач психотерапевтической помощи детям с особенностями развития в рамках образовательного учреждения, представляется использование методики коррекционной терапии средствами искусства, Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребёнку с проблемами возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребёнком в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его само-признания. Для эффективной работы недостаточно учитывать общие особенности развития умственно отсталых воспитанников. При определении задач, выборе содержания и форм проведения занятий учитываются психофизические и личностные особенности каждого воспитанника.
Цель: Изучить особенности коррекции агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью средствами арт-терапии.
Задачи:
1.Рассмотреть возрастные характерные черты проявления агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью;
2.Изучить средства коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возраст;
3.Проанализировать психокоррекцию агрессивных состояний детей с умственной отсталостью с использованием приемов арт-терапии.
Объект: Агрессивное поведение младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет: Применение средств арт-терапии для коррекции агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Понятие агрессивного поведения
В современных условиях развития общества различные социальные проблемы резко обострились. В числе данных проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивным поведением является воздействие одного субъекта на другой с целью подрыва его психического или физического состояния. Следует различать понятия «агрессивное поведение», которое является внешне выраженным действием, и понятие «агрессия», которое является более широким в психологическом смысле [5].
В переводе с латинского языка слово «агрессия» обозначает «нападение». Данное явление связано с негативными эмоциями, с отрицательными мотивами и разрушительными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия, как модель поведения человека. В данном аспекте понятие «агрессия» прежде всего ассоциируется с негативными эмоциональными проявлениями – ярость, злость, ненависть, и с мотивами – стремление оскорбить, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию в качестве целенаправленного разрушительного поведения, которое вступает в противоречие с нормами человеческого существования и может нанести как физический ущерб, так и психологический стресс (состояние страха, переживание, угнетенности).
2. Агрессия, в основу которой положено целенаправленное действие. В данном аспекте понятие «агрессия» предполагает совершение определённого действия, в результате которого агрессор причиняет намеренный ущерб своему оппоненту.
С учётом данных результатов, агрессию следует определить, как целенаправленное коммуникативное действие, которое ориентировано на то, чтобы вызывать негативные эмоционально-психологические состояния у объекта вербального воздействия. К настоящему времени к определению понятия «агрессии» добавились новые данные из смежных научных областей. Так, в своей работе психолог Э. Фромм использует термин «агрессия» для обозначения поведения, которое связано с самообороной, с реакцией на угрозы. Он рассматривает агрессию как причинение ущерба не только живому существу, но и различным неодушевлённым предметам. Так, Ф. Алан описывает агрессию как «внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам».
Л. Берковиц определяет агрессию как сильную активность, желание самоутвердиться. Э. Уилсон определяет агрессию как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного индивида, на свободу другого индивида. Похожее определение даёт А. Бандура: «Агрессия – это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб», а Э. Аронсон определяет агрессию, исходя из понятия намерения, как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку. Ю.Б. Можгинский понимает феномен агрессии как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу».
Современная психология обозначает термином «агрессия» доминирующее, настойчивое, атакующее и вредоносное поведение, интегрируя при этом такие разные по форме и сущности акты поведения, как сплетни, жестокие шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств.
В психологическом словаре термин «агрессия» обозначает индивидуальное или коллективное действие, целью которого является нанесение психологического или физического ущерба, либо даже уничтожение определенного человека или группы. Таким образом, психология расценивает агрессию как тенденцию, которая проявляется в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинения себе людей. Направленность такого рода универсальна, и данная дефиниция в основном нейтральна. Агрессивность является положительной, если это способность выжить.
Агрессия характеризуется направлением, проявлением, выраженностью. Цель агрессии – это причинение страданий. Если агрессию используют как способ достижения целей, то под этим подразумевают инструментальную агрессию. Агрессивность может иметь направленность во вне – это люди, предмет, агрессия может быть направлена на себя (аутоагрессия) [10].
В настоящее время проблема насилия является предметом обсуждения на различных уровнях. С точки зрения обыденных представлений агрессию рассматривают прежде всего в следующих аспектах:
1. Ситуация, при которой отмечено явное (криминальное) насилие. Она представляет собой преступное деяние, которое направлено против личности или группы и имеет целью причинение физического вреда. При этом уделяется внимание ситуации в мире, в государстве, в городе. В данном аспекте часто сравнивают такие показатели, как уровень и динамика агрессии. Выявление структуры агрессии, мотивов агрессивных деяний, характеристика субъектов, которые совершают данные действия. При этом обсуждаются главным образом условия, при которых осуществлялось формирование личностных характеристик, индивидуальных психологических особенностей [14].
2. Агрессия как допреступная форма поведения, представляющая собой основу для развития субъекта как будущего преступника. С этой позиции речь идёт о проявлениях агрессии в среде лиц, склонных к агрессивным проявлениям. Люди подвержены значительной опасности, если агрессия направлена на них. Согласно определению, Р. Уолтерса и А. Бандуры данная агрессия носит название асоциальной; она связана с социальнодеструктивными действиями, так что результатом этого типа агрессии может быть разрушение субъекта, имущества. Не в каждом случае
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – 591 с.
2. Голенищева, М.А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М.А. Голенищева // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2015. – №1. – С. 57-61.
3. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 239-243. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76341.htm (дата обращения: 02.10.2019). - Текст: электронный.
4. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С.53-57.
5. Изосимова, В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников / В.В. Изосимова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – №1. – С. 1766-1770.
6. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – №34-1. – С.135-139
7. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности младших школьников / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук // Юный ученый. – 2017. – №1 (10). – С. 139-141.
8. Курманова, А.М. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников / А.М. Курманова, А.И. Ривера // Наука и образование: проблемы перспективы – 2018. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. – 2108. – С. 124-126.
9. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 6 (22). – С. 30-34.
10. Платонова, А.В. Возможности психокоррекционной работы с использованием арт-терапии [Текст] / А.В. Платонова // Инновационная наука. - 2016. - № 12 (4). - С. 195-197.
11. Пузеп, Л.Г. Агрессивное поведение младших школьников: психологические аспекты работы педагога / Л.Г. Пузеп, В.О. Кучкмова // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. – 2015. – С. 66-71.
12. Сария, Л.С. Коррекция агрессивных проявлений в поведении обучающихся начальных классов / Л.С. Сария // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 65-67.
13. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 160 с.
14. Сухарева, Н.Ф. Коррекция агрессивного поведения в младшем школьном возрасте / Н.Ф. Сухарева, Ю.Ф. Баландина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 240-244.
15. Фалибеда, Т. Работа с агрессивными детьми в начальной школе / Т. Фалибеда, Т.В. Богуцкая // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании. – 2013. – С. 214-219