Фрагмент для ознакомления
2
Овладение речевыми компетенциями на иностранном языке включает в себя не только способность выражать свои мысли, намерения, желания, но и умение понимать речь других людей. Поэтому в число первоочередных задач обучения иностранному языку на начальных этапах занятий входит формирование у учащихся восприятия и понимания иноязычного дискурса. Такое умение обозначается термином «аудирование».
Сегодня аудирование занимает важное место в методике обучения английскому языку. Чтобы овладеть данным видом речевой деятельности, необходимо сначала овладеть фонетической структурой языка. На самом деле правильное и качественное произношение слова очень помогает в развитии знаний, навыков и умений в области аудирования. Это особенно верно для учеников начальной школы, так как младший возраст наиболее восприимчив к обучению восприятию звучащего языка на слух, так как память ребенка 6-10 лет способна выявить различные способы запоминания обучаемого материала. Кроме того, есть познавательная активность ребенка, который снова и снова пытается проявить интерес к новым формам обучения.
Следует отметить, что распознавание устной речи в плане обучения этому виду речевой деятельности представляет собой сложную и далеко ещё не решенную проблему. Изучение данного вида языковой деятельности в методологии недостаточно глубокое, термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недолго.
Проблемой аудирования занимались многие методисты, в том числе Кочкина З.А., Филатов В.М., Пассов Е.И., Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Однако проблема остаётся слабо изученной.
Проблемой данного исследования является тот факт, что в начальной школе зачастую недооценивают значимость аудирования и его дальнейшее влияние на развитие речевой компетенции школьника. Такая недооценка может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. Как видно из выше названных фактов, выбранная тема работы является актуальной.
Объектом исследования является процесс обучения аудированию на уроке английского языка в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности обучения аудированию младших школьников на уроках английского языка в средней школе.
Целью работы является раскрытие особенностей обучения аудированию младших школьников на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть сущность аудирования как вида речевой деятельности и его место в учебном процессе;
раскрыть особенности обучения аудированию в начальных классах средней школы;
выявить уровень сформированности навыков и умений аудирования в начальных классах средней школы;
- дать методические рекомендации по обучению аудированию в начальных классах средней школы.
В соответствии с поставленными целями и задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; обобщение опыта; тестирование; анализ полученных данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов; метод обработки полученных данных.
Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретических представлений об аудитивном процессе, методах обучения аудированию на начальном этапе, психофизиологических особенностях учащихся начальных классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию в начальных классах средней школы
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет, что одной из основных целей обучения иностранному языку в начальной школе является приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе речевых возможностей и потребностей учащихся, освоение правил речевого и неречевого поведения [18]. Одним из фундаментов речевой деятельности является аудирование. Рассмотрим, что же включает в себя процесс аудирования и с какими сложностями сталкиваются учащиеся при восприятии иноязычной речи.
Первым в методику преподавания иностранных языков термин «аудирование» ввел в 1930 г. американский психолог Дон Браун в работе Teaching Aural English. В России термин «аудирование» стал использоваться c 1964 г. С этого времени началась активная разработка проблем, связанных с обучением аудированию. Столь пристальное внимание исследователей к процессу аудирования можно объяснить тем, что обучение восприятию речи на слух было и остается приоритетным направлением в методике преподавания иностранного языка. В России термин впервые применила доцент Московского государственного педагогического университета иностранных языков им. М. Тореза З.А. Кочкина. Она определила аудирование как «процесс восприятия и понимания слышимой речи» [8].
В.М. Филатов определяет аудирование, как рецептивный вид речевой деятельности, представляющий собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи. Основная его форма протекания внутренняя, невыраженная, воспринимающий по каналу обратной связи воздействует на акт коммуникации [19].
Е.И. Пассов отмечает, что «аудирование является активным мыслительным процессом, т.к. направлено на восприятие, узнавание и понимание каждый раз новых речевых посланий, а это предполагает творческое комбинирование навыков и активное их применение соответственно изменившейся ситуации» [15].
По определению Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной, аудирование – это понимание воспринимаемой речи на слух. Указанный вид коммуникативной деятельности являет собой перцептивную мыслительную, также мнемическую деятельность. Авторы выделяют, перцептивную деятельность, так как происходит восприятие, перцепция и рецепция; мыслительную, так как выполнение этой деятельности связано с первостепенными мыслительными операциями: анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, сравнением и др.; мнемическую, так как имеет место подчёркивание и изучение информационных признаков, становление образа, узнавание, идентификация в результате сравнения с эталоном, находящимся в памяти [16].
Принимая во внимание, все вышеприведённые определения аудирования, мы сделали вывод, что аудирование – самостоятельный вид речевой деятельности, находящийся в непосредственной связи с восприятием, пониманием, динамичной обработкой информации, целью которого является восприятие и понимание звучащего аудиотекста в реальном темпе.
Навыки аудирования развиваются лишь в процессе восприятия речи на слух. В тоже время есть необходимость понимать речь различного темпа, с разной интонацией и т.д. Любой, даже незначительный, уровень овладения аудированием на иностранном языке подразумевает целый ряд операций, первостепенных для этого вида коммуникативной деятельности: распознавание звукового потока; восприятие значения аудируемых единиц; определение значимой информации в аудируемом тексте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апатова, Л. И. Обучение пониманию иноязычной речи на слух [Текст] : (Нач. этап яз. вуза) : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (731) / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза. - Москва : [б. и.], 1971. - 24 с.
2. Владимирова В.Г. Обучение аудированию и говорению на начальном этапе // Иностранные языки в школе.- 2006.- № 3.- С. 59.
3. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: нач. шк. : метод. пособие / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - М. : Айрис-пресс : Айрис-Дидактика, 2004 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 234 с.
4. Гез Н. И. К вопросу об обучении распознаванию речи при зрительном и слуховом восприятии / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. - 1962. - № 2. - С. 27-37.
5. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
6. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. – 219 с.
7. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативноориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 29-30.
8. Кочкина З.А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи // Иностранные языки в высшей школе. 1964. № 1. С. 18-28.
9. Кочкина З. А. Аудирование : что это такое? / З. А. Кочкина // Иностранные языки в школе. - 1964. -№ 5. - С. 14-18.
10. Кузьмичева, Т. Н. Технические средства в обучении английскому языку [Текст] : [Учеб. пособие : Для пед. ин-тов по спец. № 2103 "Иностр. яз."]. - Ленинград : Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1978. - 136 с.
11. Леонтьев А. А. Функции и формы речи. Основы теории речевой деятельности [текст] / А. А. Леонтьев. – Минск: М, 1974 – 368 c.
12. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Иностр. яз." / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др.]. - М. : Высш. школа, 1982. - 373 с.
13. Ме¬то¬ди¬ка обу¬че¬ния ино¬стран¬ным язы¬кам в сред¬ней шко¬ле / Г. В. Ро¬го-ва, Ф. М. Ра¬би¬но¬вич, Т. Е. Са¬ха¬ро¬ва. – М. : Про¬све¬ще¬ние, 1991. – 287 с. – (Биб¬лио¬те¬ка учи¬те¬ля ино¬стран¬но¬го язы¬ка). – Биб¬лиогр.: с. 283–286.
14. Павловский Д.А. Об одном приёме обучения аудированию // Учитель. 2000. № 4. С. 62-65.
15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения инояз. общению. – М.: Изд-во Русский язык, 1989. – 276 с.
16. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] : Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - 2-изд., дораб. - М. : Просвещение, 1998. - 231 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
17. Смирнова, Л. П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированности (языковой и неязыковой вузы) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 1982. - 255 c.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
19. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие / под ред. В.М. Филатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 416 с.
20. Цветкова З.М. О методике устной речи // Иностранные языки в школе. 1995. № 4. С. 14-16.
21. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.