Фрагмент для ознакомления
2
Вовлечение детей в регулярные занятия самбо под руководством опытного педагога-тренера, способствует поддержанию высокой работоспособности в течение учебного дня, профилактике заболеваний, приобретению знаний, умений и навыков по физической подготовке.
В последние десятилетия борьба самбо стала одним из популярных видов спорта в России и мире. Международная федерация самбо объединяет около 50 стран. Исследованиями последнего десятилетия установлено, что современная спортивная тренировка должна строго сочетаться с особенностями и требованиями соревновательной деятельности спортсменов.
Спортивно-тренировочная деятельность самбиста - один из важных показателей, применяемых в обучении. Только с помощью применения тактико-технических действий можно добиться конкретного результата. Направленному совершенствованию в тренировочном процессе должны подвергаться те стороны техники и тактики, которые дают в каждом возрасте или периоде подготовки наибольший вклад в спортивный результат.
За последнее десятилетие возросли спортивные достижения детей, занимающихся борьбой самбо, возросла конкуренция и плотность спортивных результатов на различных соревнованиях, а так же объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигли своего предела, что снижает одну из главных функций тренировочного занятия – здоровьесбережения детей, а это ведет к способствует снижению уровня двигательной активности у детей, которая скрывается как в содержании, так и в неправильной, нерациональной организации построения тренировочного занятия, а вместе с тем и всего процесса [6].
В литературе по спортивной борьбе не достаточно освещены вопросы, касающиеся методов тренировки. Методы определяют способы, приемы и организацию выполнения упражнений, заданий, требований. Основной целью метода является обеспечение наибольшей эффективности используемых средств (упражнений). Как известно, одно и тоже упражнение, выполненное с разной интенсивностью, продолжительностью и разными интервалами отдыха и др. дают в конечном итоге принципиально отличающийся конечный эффект. Практическое владение методами физического воспитания требует от тренера понимания глубокого смыслового содержания каждого из них.
Вышесказанное позволило определить тему курсовой работы «Средства и методы спортивно-тренировочной деятельности на этапе общепрофессиональной подготовке в борьбе самбо».
Цель курсовой работы изучить средства и методы спортивно-тренировочной деятельности на этапе общепрофессиональной подготовке в борьбе самбо.
Объектом исследования является спортивно-тренировочная деятельность в борьбе самбо.
Предмет исследования - средства и методы спортивно-тренировочной деятельности на этапе общепрофессиональной подготовке в борьбе самбо.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующе задачи:
1. Дать характеристику самбо как спортивному виду борьбы;
2. Описать анатомо-физиологические особенности самбистов юношеского возраста;
3. Изучить особенности построения спортивно-тренировочного занятия в единоборствах;
4. Провести анализ методики обучения борьбе самбо;
5. Описать основные средства и методы спортивно-тренировочного занятия на этапе общепрофессиональной подготовке самбистов
Разнообразие современных подходов к физкультурному образованию спортсменов вносит значительные позитивные изменения в учебно- методическое обеспечение физкультурного образования, например исследования В. К. Бальсевича, А. П. Матвеева, В. И. Ляха, Е. Н. Литвинова, И. И. Сулейманова, Г. Б. Мейксона, но в, то, же время не в полной мере решает актуальные проблемы спортивной подготовки детей, а вместе с тем их здорового образа жизни.
Теоретическая значимость данного исследования основана на анализе научно-педагогической, периодической и методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе приведены средства и методы спортивно-тренировочной деятельности на общепрофессиональном этапе подготовке самбистов, которые необходимо применять для успешного овладения юными спортсменами техники борьбы самбо.
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор и анализ литературы по теме исследования, ее обобщения в виде глав и параграфов работы.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретический анализ методики построения спортивно-тренировочного занятия в борьбе самбо
1.1 Самбо как вид спортивной борьбы
Самбо (самозащита без оружия) — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная в СССР. Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Спорткомитет СССР включил самбо в число видов спорта, культивируемых в СССР [1].
Борьба самбо относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала самбо служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Число приёмов в арсенале самбо непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства [13].
Самбо включает наиболее эффективные приёмы и тактики различных видов спортивных единоборств, боевых искусств и народных видов борьбы: азербайджанской (гюлеш), узбекской (ўзбекча кураш), грузинской (чидаоба), казахской (казакша курес), бурятской борьбы (Бухэ Барилдаан); финско- французской, вольно-американской, японского дзюдо и сумои других видов единоборств.
Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры [24].
Тренировка борца – это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Понятие «тренировка» очень часто отождествляется с понятием «подготовка», которая есть направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов и условий) для обеспечения готовности спортсмена к соревнованиям.
Техника борьбы самбо включает в себя борьбу в стойке и борьбу лежа (в партере). Борьба стоя включает: стойки, захваты (основные, ответные, предварительные и оборонительные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски [18].
Броски делятся на: броски с участием ног - подножки, зацепы, подсечки, подбивы; броски с участием корпуса - через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь; броски с участием рук или выведение из равновесия, захваты ног, броски кувырком, перевороты. К работе в стойке относится и контроль дистанции.
Техника борьбы лежа (в партере). В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног, защитные и контрприемы (борец отвечает на атаку соперника своим атакующим действием - броском, захватом и прочее).
Различают следующие возрастные группы (мужские и женские): подростки - 11 - 12 лет, младший возраст - 13 - 14 лет, средний возраст - 15 - 16 лет, старший возраст - 17 - 18 лет, юниоры 19 - 20 лет, взрослые - 19 лет и старше, ветераны - от 35 лет (подразделяющиеся, в свою очередь, на несколько категорий). Деление на весовые категории различается в зависимости от возрастной группы борцов.
Особенность тренировочной нагрузки в борьбе состоит в ее всестороннем воздействии на организм спортсмена. При оценке результата тренировки пользуются терминами «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма». Под тренированностью борца понимают биологические приспособительные изменения, происходящие в его организме под воздействием тренировки (увеличение функциональных возможностей мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма) [7].
Понятие «подготовленность» включает в себя все, что дает борцу тренировка: физическую, техническую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовленность. Тренированность и подготовленность борцов под влиянием проделанной работы постоянно изменяются и имеют тенденцию к повышению. В соответствии с календарем соревнований образуются отдельные тренировочные циклы. В циклах, предшествующих главным соревнованиям, достигается наилучшая готовность к спортивным достижениям. Такое состояние принято называть спортивной формой.
Современный поединок характеризуется действиями борцов, которые отстаивают противоположные спортивные интересы, применяя разнообразные приемы, техники и тактики. Многообразие возникающих в ходе схватки ситуаций предъявляет высокие требования к общей и специальной подготовленности борца. Любая встреча на ковре может закончиться за считанные секунды, в результате проведения болевого приема, чистого броска, или же продолжаться 5 мин. чистого времени [19].
Характерная черта современной борьбы – сокращение времени соревновательной схватки, повышение требовательности судей и эффективности действий борцов. Вследствие этого значительно увеличилась длительность учебных и тренировочных занятий по борьбе.
Схватку борцов судит бригада в составе: руководитель ковра, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, технический секретарь и судья- информатор. Действия борцов оценивает нейтральная судейская тройка: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Каждый из них принимает соответствующие решения самостоятельно. Первым на ковер выходит борец в красной куртке и занимает место в соответствующем углу, затем - борец в синей куртке. После представления соперники сходятся в центре ковра и обмениваются рукопожатиями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гарник, В. С. Самбо : методика учебно-тренировочных и самостоятельных занятий : учебное пособие / В. С. Гарник ; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». – Москва : МГСУ, 2012. – 191 с.;
2. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 21-28;
3. Воротилкина, И. М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащихся молодежи :специальность 13.00.04.«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / И. М. Воротилкина // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Хабаровск, 2006. – 56-60 с.
4. Воротилкина, И. М. Развитие самостоятельности детей и учащихся молодежи в двигательной деятельности / И. М. Воротилкина // Психология обучения. – 2011. - № 8. – С. 105-113;
5. Гаськов, А. В. Теория и методика спортивной тренировки в единоборствах / А. В. Гаськов. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского ун-та, 2000. -210 с.;
6. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : Учебное пособие для студентов высший педагогических учебных заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Марьянов. – Москва : Издательский центр «Академия». - 2005. – 288 с.;
7. Гулевич, Д. И. Борьба самбо. Методическое пособие / Д. И. Гулевич, Г. Н. Звягинцев. - М., Воениздат. – 1968. – С. 34-40;
8. Данько, Г. В. Физическая подготовка борцов : учебное пособие / Г. В. Данько: Олимпийская литература, 2004. - 223 с.;
9. Дьячков, В. М. Методы совершенствования физической подготовки / В. М, Дьячков. – Москва : «Физкультура и спорт». - 2003. - 160 с.;
10. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : Учеб. пособие для студ. Вузов / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс». – 2008. – 382 с.;
11. Железняка, Ю. Д. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства : Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер / Под ред. Ю. Д. Железняка. – Москва : Академия. – 2010. – 400 с.;
12. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физических качеств) / Под общ. ред. А.В. Карасёва. – Москва : Лептос. – 2012. – 368 с.;
13. Игуменов, В. М. Спортивная борьба : Учебник для студентов и учащихся факультетов физического воспитания педагогических учебных заведений / В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев. – Москва : Просвещение. – 1993. – 240 с.;
14. Киракосян, О. Е. Средства и методы контроля силовой подготовленности борцов : автореферат на соискание степени кандидата педагогических наук / О. Е. Киракосян, 2000. - 23 с.;
15. Куприянов, А. Л. Скоростно-силовая подготовка юношей старшего школьного возраста / А. Л. Куприянов // Физическая культура в школе. – 2013. – № 3. – С. 20-23;
16. Курамшина, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : Учебник / Под. ред. проф. Ю. Ф, Курамшина. - 2-е изд., испр. – Москва : Советский спорт. – 2004. – 464 с.;
17. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. - № 1. - С. 73-74.
18. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. М. Максименко. - Изд.2-е. - Москва, 2001. – 319 с.;
19. Матвеева, Л. П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. - Т. I – Москва : Издательский центр «ФиС». – 2006. – 304 с.;
20. Миндиашвили, Д. Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов : специальность 13.00.04.«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогически наук / Д. Г. Миндиашвили. - СПб. – 1996. - 35 с.;
21. Семикоп, А. Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки : Учебно - методическое пособие для студентов факультета физической культуры / А. Ф. Семикоп. – Гомель : «Физическая культура». – 2000. – 149 с.;
22. Талыкин, Г. П. Физическая и волевая подготовка студентов занимающихся спортивной борьбой / Г. П. Талыкин. - Воронеж, 2002. – С. 99-106;
23. Толмачев, С. М. Методика обучения технико - тактическим действиям юных борцов - самбистов на этапе начальной подготовки с использованием специализированных игровых комплексов : специальность 13.00.04.«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : диссертация кандидата педагогических наук / С. М. Толмачев. - Омск, 1991. - 226 с.;
24. Туманян, Г. С. Спортивная борьба : теория, методика, организации тренировки: учебное пособие в 4-х книгах. Кн.3: Методики подготовки / Г.С. Туманян. – Москва : Советский спорт, 2000. – 384 с.;