Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие экологического образования является одной из актуальнейших задач педагогической науки, ведь именно благодаря сформированным основам экологических знаний учащиеся смогут вывести планету из того состояния в котором она находится на данный момент.
На сегодняшний день важность экологического образования подчеркивается во многих документах регламентирующих педагогический процесс. Так в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС) включены следующие требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы: «сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности».
Для выполнения этих требований в ходе изучения школьного курса биологии педагогу-предметнику необходимо придерживаться принципов экологического образования. Оно предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Экологическое образование необходимо для формирования у школьников экологической культуры, осознания ими ценности экологически целесообразного поведения и поступков с целью сохранения богатства и уникальности природы окружающей среды.
Особенно эффективные результаты экологическое образование демонстрирует при его использовании во внеклассной работе с обучающимися по биологии.
При проведении внеклассной работы со школьниками могут быть использованы различные формы работы такие как: квесты, экскурсии, беседы, лекции, просмотры документальных фильмов, натурные работы с живыми объектами, разнообразная кружковая деятельность и др. Объект исследования – процесс экологического образования.
Предмет исследования – внеклассная работа в ходе экологического образования.
Цель работы – рассмотреть особенности использования форм внеклассной работы с обучающимися старшей школы в ходе экологического образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить историю формирования и современное состояние экологического образования;
2.Рассмотреть внеклассную работу как особую форму организации учебной деятельности;
3.Разработать и провести внеклассные мероприятия экологического содержания.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь экологического образования подрастающего поколения в работе учителя при изучении педагогики на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анищенко Л.Н. Почвенная альгоиндикация: школьный практикум [Текст] / Л.Н. Анищенко // Биология в школе. – М., 2018 – № 7. – С.64- 73.
2.Асташина Н.И. Организация и использование экологических троп в условиях перехода на новые образовательные стандарты [Текст] / Н.И. Асташина // Биология в школе. – М., 2015 – № 5. – С.48-52.
3.Басова Е.А. Дидактический потенциал уроков биологии и экологии при формировании функциональной грамотности учащихся [Текст] / Е.А. Басова // Биология в школе. – М., 2016 – № 9-10. – С.67-72.
4.Бородько, М.В. Каким быть экологическому образованию в 12- летней школе? [Текст]/ М. В. Бородько // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 40– 56.
5.Власова С.С., Суматохин С.В. Проектная деятельность социально-экологической направленности [Текст] / С.С. Власова, С.В. Суматохин // Биология в школе. – М., 2015 – № 1. – С.51-57.
6.Головихина О.С., Горин Н.В., Шмаков Д.В. Опыт Госкорпорации «Росатом» по привлечению молодежи к информационной работе в интересах атомной энергетики [Текст] / О.С. Головихина Н.В. Горин, Д.В. Шмаков, Л.Г. Матвеева // Вестник ЧГПУ. 2018. № 1. – С. 67-77.
7.Горин Н.В., Головихина О.С., Абрамова Н.Л., Развитие инициативы Госкорпорации «Росатом»: образовательный проект «Зеленый квадрат» [Текст] / Н.В.Горин, О.С. Головихина, Н.Л.Абрамова, С.В. Нечаева, Л.Г. Матвеева // Педагогическое образование в России. Стратегия образования. 2018. № 12. – С. 23-28.
8.Грачев С.В., Жиркова П.В. Мастер-класс по биологической микротехнике [Текст]// Урал: природа, история, культура: материалы Межрегиональной молодѐжной НПК, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 / ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В.: ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2017. – С.137-140.
9.Дьяченко А.П., Дьяченко Е.А., Жиркова П.В. Мастер-класс как особая форма организации обучения биологии [Текст] // Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016 – С. 42-45.
10. Ермаков Д.С. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика [Текст] / Д.С. Ермаков // Биология в школе. – М., 2016 – № 5. – С.52-60.
11.Захлебный, А.Н. О надпредметной функции экологического образования [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 3–8.
12. Иванов С.А. Генезис детских экологических практик: от изучения экосистем - к сенсорному взаимодействию с природой [Текст] / С.А. Иванов // Научный диалог. 2016. № 9 (57). – С. 283-296.
13.Игумнова Е.А., Радецкая И.В.Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты [Текст] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Биология в школе. – М., 2016 – № 6. – С.51-61.
14.Казарова О.А. Адаптивно-инновационные возможности организации игр биологического и экологического содержания [Текст] / О.А. Казарова // Биология в школе. – М., 2017 – № 6. – С.71-78.
15.Киселева Н.Ю., Варламов А.С. Международный экологообразовательный интернет-проект «Весна идет!» как инструмент организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников [Текст] / Н.Ю. Киселева, А.С. Варламов // Биология в школе. – М., 2016 – № 3. – С.54-60.
16.Королькова Е.О. Образовательный потенциал экологических маршрутов на болотных экосистемах ООПТ [Текст] / Е.О. Королькова // Биология в школе. – М., 2017 – № 4. – С.72-80.
17.Коростелѐва В.А. Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности // Экологический центр "Экосистема" [Электронный ресурс]. URL: http://ecosystema.ru/03programs/publ/korost/1_1_2.html (дата обращения 15.12.2018).
18.Марфенин, Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития [Текст] / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Россия в окружающем мире: 2005: аналит. ежегодник.– М.: Модус-К – Этерна, 2006. – С. 19–58.
19.Мингалеева М.Т. Интерактивные методы обучения в экологическом образовании [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 4. – С.56-61.
20.Мингалеева М.Т. Педагогические возможности информатизации экологического образования в школе [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 6. – С.50-55.
21.Мингалеева М.Т. Экологическое образование в формировании этнической идентичности школьников [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 3. – С.59-64.
22.Мингалеева М.Т. Этнокультурные образовательные технологии в экологическом образовании и воспитании [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 5. – С.57-61.
23.Миронов А.В. Возможности школьной биологии в экологическом образовании школьников в свете требований ФГОС [Текст] / А.В. Миронов // Биология в школе. – М., 2016 – № 6. – С.66-72.
24.Некрашевич П.С., Брошевицкая П.Д. Образовательный квест как форма организации урочной и внеурочной деятельности по биологии и химии // Материалы Межрегиональной молодѐжной научно-практической конференции «Урал: природа, история, культура». 20-21 марта 2018 г. – С. 132- 135.
25.Осей, Е.Б. Экологическое образование старшеклассников в условиях модернизации российского образования [Текст]/ Е.Б. Осей: дис. канд. пед. наук. –М.: РГБ, 2003. – С. 25.
26.Педагогический словарь [Текст] / Под редакцией И.А. Каирова – М.: Слово, 2004 – С. 12.
27.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. - М.: Издательский центр « Академия», 2001. – 272 с.
28.Полянская И.В. Индивидуальный исследовательский проект « Влияние света на проращивание семян» [Текст] / И.В. Полянская // Биология в школе. – М., 2015 – № 2. – С.77-81.
29.Полянская И.В. Оформление исследовательских проектов по экологии и биологии: как организовать работу [Текст] / И.В. Полянская // Биология в школе. – М., 2016 – № 5. – С.60-65.
30.Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с. – С.162.
31.Пономарѐва И.Н. Экологическое образование школьников при обучении биологии [Текст] / И.Н.Пономарѐва // Биология в школе. – М., 2017 – № 6. – С.26-35.