Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания в целом, которое играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка, что определяется спецификой музыки как глубоко эмоционально воздействующего вида искусства, с одной стороны, и специфика детского возраста – с другой. Музыка дает ни с чем несравнимые возможности для развития духовной сферы, его творческого потенциала, в особенности в детстве, наиболее восприимчивым из всех возрастов. Это связано с тем, что наряду с эмоциями музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов. Музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля). Происходит развитие эмоционально-чувственной сферы психики ребенка (тонкости, чуткости, умение через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях).
Хоровое пение, как область музыки − искусство уникальных возможностей. Как известно, основой музыкальной культуры русского народа, было хоровое пение. Задача взрослых людей – приобщить детей к хоровому пению. Ведь хоровое пение – это тяга к самовыражению души человека, в особенности ребенку, желающему показать себя в качестве лидера. Учащемуся должна предоставлена возможность получить ведущую роль в каком-нибудь творческом проекте, спеть сольно песню, провести концерт, попробовать продирижировать хором. Хоровое пение всегда считалось средством духовно-нравственного воспитания детей, особенно в начальной школе.
Хоровое творчество – это тот идеальный фактор развития, к которому должно быть направленно внимание педагогов школ, как музыкальных, так и общеобразовательных. Как отмечает ряд авторов [4, 11], хоровая деятельность способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и духовное развитие ребенка.
Проблема хорового воспитания детей применительно к разным возрастным группам, составам и условиям деятельности исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как В. В Емельянов В. П. Морозов, К. Ф. Никольская-Береговская, Д. Е. Огороднов, П. И. Сикур, Г.П.Стулова и многих других. Однако тема вокально-хорового воспитания младших школьников требует от педагогов-музыкантов постоянного анализа изменений в теории и практике музыкального обучения, обогащения личного опыта, анализа, применения на практике, введения в процесс работы с конкретным хоровым коллективом.
Тема выпускной работы: «Содержание педагогической работы в хоровом классе».
Цель исследования: теоретически обосновать эффективные способы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в детском хоре.
Объект исследования: процесс формирования вокально-хоровых навыков у участников детского хора.
Предмет исследования: формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе занятий детского хора.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности вокальной работы в детском хоре
3. Проанализировать содержание методики вокально интонационной работы в детском хоре.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Особенности вокальной работы в детском хоре
Для воспитания певческих навыков, овладения элементами певческого мастерства в педагогической практике вокальных школ всех времен всегда использовались различные упражнения. Чтобы сделать голос управляемым, превратить его в послушный инструмент необходима систематическая, кропотливая работа над координацией всех частей голосообразующего аппарата.
Эту работу легче всего осуществлять на простых музыкальных фразах, несложных попевках, помогающих сосредоточить внимание ученика на основных моментах формирования звука. Поэтому вокально-хоровая работа должна начинаться с распевания, которое предполагает не только "разогрев" голосового аппарата, но и формирует основные вокально-технические навыки голосообразования.
Распевание выполняет также функцию настройки, подготовки к работе над репертуаром. Следовательно, упражнения делятся на две группы. Одни из них применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Повторяясь на каждом занятии, эти упражнения способствуют выработке единой манеры звукообразования, правильному дыханию и артикуляции, четкой дикции и т.д. Другая группа упражнений связана с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на звуковом материале какого-либо произведения. В упражнениях определенный навык приобретается легче, после чего он переносится в произведение. Распевания, по мнению Т. Овчинниковой, должны носить универсальный характер [15, с.48]. Примером универсальности приемов является "концентрический" метод М. Глинки. Требования, сформулированные им, одинаково эффективны в работе и с детьми, и со взрослыми. "Концентрический" метод включает в себя стабильные упражнения, разработанные Глинкой для систематического использования их из года в год. Сущность метода такова:
1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или центральных) звуков.
2. Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
3. Работать надо постепенно, без торопливости.
4. Ни в коем случае нельзя допускать форсирования звучания.
5. Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и свободе при пении.
7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
В упражнениях для развития голоса необходимо соблюдать принцип строгой последовательности: от упражнений в медленном, спокойном темпе – к более подвижным; от упражнений, охватывающих средний участок диапазона, – до упражнений в пределах всего диапазона. Крайние предельные ноты вовлекаются на более поздних этапах обучения, только на базе хорошо звучащей середины. Здесь уместно вспомнить высказывание знаменитого педагога XIX века Мануэля Гарсиа о том, что "злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо больше голосов, чем старость". Длительное пение в верхнем регистре приводит к крикливости, напряженности звучания [1, с.12].
Упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. Даже при пении упражнений необходимо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса. Одно и то же упражнение можно петь весело, грустно, сердито, восторженно.
Это помогает выработать тембровую окраску голоса без помощи слов. Кроме того, одно и то же упражнение можно петь различными штрихами: legato, поп legato, staccato. Упражнения обычно располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз. В начале обучения при введении нового упражнения его мелодию можно поддерживать аккомпанементом. Как только интонация станет устойчивой, необходимо оставлять одну гармоническую поддержку. Далее очень полезно для выработки четкой координации между слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков петь упражнения без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой.
Начальные упражнения на центральном участке диапазона должны петься ровным по силе звуком на mf. Постоянное пение на f ведет к форсировке голоса, которая очень вредна для всех голосов, но особенно пагубна для детей. Пение при силе звука ниже оптимальной (напевание) также не рекомендуется, хотя оно приносит меньше вреда голосовым связкам, чем чрезмерно громкое пение.
Каждое упражнение следует исполнять интонационно чисто, ровно, на певческом дыхании, свободным округлым звуком. Положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным, ненапряженным. При этом плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата. Дыханию в пении принадлежит важнейшая роль, т.к. звук возникает в результате целенаправленного давления воздуха на голосовые связки. О большом значении дыхания в пении говорит тот факт, что в Европе существовали вокальные школы, считавшие выработку специального дыхания краеугольным камнем в своей системе.
В вокально-педагогической литературе встречались различные точки зрения на певческое дыхание [6; 7; 10]. Так, например, некоторые педагоги отдавали предпочтение какому-либо одному, наиболее удобному, по их мнению, типу дыхания – ключичному, грудному, брюшному, и т.д.
Однако, последними научными данными установлено, что изолированных типов дыхания нет и что дети и взрослые пользуются при пении смешанным дыханием, иногда с преобладанием то грудного, то брюшного типа. Важно отметить, что в смешанном дыхании участвуют в той или иной мере все отделы дыхательного аппарата и что певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения.
Искусство пения, – говорили старые мастера, – это искусство вдоха и выдоха [1, с.13]. Спокойный, несудорожный, но вместе с тем достаточно активный вдох с последующей мгновенной задержкой обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося звука. Такое пение называется пением на "опоре". Мгновенная задержка воздуха при вдохе сомкнет связки, преградит путь выдыхаемому воздуху, заставит мускулы дыхательного аппарата принять активное положение с последующим постепенным их расслаблением. Одновременно произойдет сужение входа в гортань, что поможет созданию высокого качества звука.
По мнению Т. Егоровой, во время дыхания певцу целесообразно вызвать состояние приподнятости и восторга при мысленно произнесенном "Ах!", в результате чего расширятся нижние ребра, которые необходимо удерживать до конца фонации. По ее мнению вдох должен быть легким, бесшумным, через нос и слегка открытый рот. Для овладения более глубоким вдохом можно предложить певцу представить себе, что он медленно вдыхает аромат любимого цветка [7, с.61].
Поэтому перед пением вокальных упражнений желательно сделать несколько упражнений на дыхание:
1. Активный вдох – длительная задержка дыхания – выдох.
2. Выдох – длительная задержка – активный вдох.
3. Вдох – короткая задержка – медленный экономный выдох через губы, сложенные как на "У".
4. Вдох – короткая задержка – пение на одном звуке на гласной "У".
Пение упражнений следует начинать с наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне детей, так называемых примарных звуков. По мнению В. Попова это ноты ми1 – си1. Постепенно во время занятий объем звуков увеличивается до всего диапазона голоса. Упражнения проводятся на наиболее удобном, красиво звучащем гласном звуке, на котором дети легко осваивают элементы вокально-технических навыков. Если во время пения этого гласного звука получен положительный результат, упражнение следует повторить на другие гласные, стараясь при этом сохранить первоначальную певческую позицию. Обычно упражнения поются на гласный звук "а" – он является основным. В дальнейшем отрабатывается звучание всех гласных. Переход к другому гласному звуку осуществляется путем быстрой смены артикуляции губ, языка. Горло должно быть свободным, не зажатым. Освобождению гортани от мышечного зажатия помогает ощущение зевка. Полезно сочетание гласных с согласными, которые значительно активизируют работу артикуляционных органов ротовой полости. Поэтому при вялой работе этих органов упражнения лучше начинать сразу с сочетания гласных с согласными [17, с.25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апраксина О.А. Новая структура школы и музыкальное воспитание в ней.// Музыкальное воспитание в школе. М. : Музыка, 1970. № 6. С. 12 – 19.
2. Булкина Н.А. Духовно-нравственная культура и вокальнохоровое воспитание школьников: проблемы и перспективы развития. Дирижерско-хоровое образование и исполнительство в ХХI веке. Таганрог : Лукоморье, 2010. 143 с.
3. Голубев П. Советы молодым педагогам-вокалистам. М.: Гос. муз. изд-во, 1963.
4. Гоева Н. П. Функции хора // Культура и цивилизация. 2019. № 1–2. С. 49–59.
5. Дыганова Е.А. Трансформации в профессиональном образовании будущих педагогов-музыкантов: практико-ориентированная стратегия/ Е.А. Дыганова, З.М. Явгильдина// Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: Материалы XVII Международной научно-практической конференции/ Под науч. ред. Л.С. Майковской, А.П. Мансуровой. – М.: МГИК, 2019. – 408 с. – С. 20–25.
6. Зарин Д. И. Отношение к хоровому пению как эстетическая категория.// Модернизация дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования : сб науч. тр. Таганрог. 2019. С. 25 – 30.
7. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. Киев: Музыкальная Украина, 1980.
8. Екимова С.С. Изучение репертуара детских хоров. Сыктывкар: Колледж культуры имени В.Т. Чисталева, 2017.
9. Ковнер Ю. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. / Под ред. Л.Дмитриева. М.: Музыка, 1976.
10. Климай Е.В. Современные тенденции в музыкальном образовании. Высшее образование в России. 2009, № 7: 169 – 173
11. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
12. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. Сб. статей / сост. О. Апраксина. М.: Музыка, 1978.
13. Мандель Б.Р. Возрастная психология : учеб. пособие. М. : ИНФРА, 2013. 352 с.
14. Никольская-Береговская К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми // Распевание в детском хоре / сост. С.И. Еременко / Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств. – Краснодар, 2003. – С. 37-40.
15. Овчинникова Т. Воспитание певческого голоса в хоре. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 8. Сб. статей / сост. О. Апраксина. М.: Музыка, 1972.
16. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: учебное пособие. – 4-е изд., испр. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. – 224 с.
17. Попов В. Советы руководителю хора. Школа хорового пения. Вып. 1. М.: Музыка, 1986.
18. Работа с детским хором: сборник статей / под ред. В. Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 67 с.
19. Лозовская Р.И. Содержание культурологического образования будущего педагога-музыканта // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2020. № 1. С. 49-51.
20. Современное начальное музыкальное образование: проблемы и перспективы развития: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 26–27 апреля 2018 г. / Гордиенко Е.В.; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018.
21. Сусоева О.В. Музыкальная психология: Учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. – 76 с.
22. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. – М.: Классик-Стиль, 2005. – 150 с.
23. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: учебное пособие. – 2–е изд., стер. – М.: Планета музыки, 2016. – С. 3.
24. Стрельникова А. Дыхательная гимнастика для детей Электрон. данные. URL: http://nawideti.info/zdoroverebenka/dyxatelnaya-gimnastika-dlya-detej.html. (дата обращения 11.12.2021 г.).
25. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : Наука, 2003. 282 с.
26. Хоровой класс и практическая работа с хором (произведения для юношеского хора) : учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Музыка» / сост. Е. В. Бакшаева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 58 с.
27. Черватюк П.А., Мансурова А.П. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами музыки как педагогическая проблема. Искусство и образование: методология, теория, практика. 2018; Т. 1: 174 – 180.
28. Яицкая М.М. Дыхание как главный элемент развития основных качеств голоса. Гимнастика дыхания и её значение Электрон. данные. URL: http://podlipki.korolev-culture.ru/ucasiesa/pudblikacii1/dyhanie-kak-glavnyj-element-razvitia-osnovnyh-kacestv-golosa-gimnastika-dyhania-i-eee-znacenie-aickaa-m-m (дата обращения 11.12.2021 г.).