Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ…..…….5
1.1.Понятие «фонематические процессы» 5
1.2. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников с задержкой психического развития 8
1.3. Пути коррекции фонематических процессов у младших школьников 14
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Исследование уровня сформированности фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 19
2.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у младших школьников 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….……………34
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Своевременно сформированные в дошкольном возрасте фонематические процессы являются необходимым условием для овладения ребенком речью, а позже и письмом, основой для понимания смысла речи. Чем лучше у ребенка развита способность анализировать и синтезировать фонемы, тем выше будет сформирован навык чтения и письма. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с нарушениями развития, в том числе и речевыми, что определяет особую остроту проблемы социальной адаптации таких детей в общество. Особую категорию детей, имеющую тенденцию устойчивого роста составляют дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР). Было выявлено, что задержка психического развития у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности (А.А. Катаева, Е.А Стребелева, Г.А. Мишина и др.).
Современные исследователи У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына и др. отводят большую роль формированию фонематических процессов у детей с ЗПР, т.е. способности воспринимать, различать и дифференцировать звуки речи (фонемы). Они считают, что при нарушении артикуляции, без достаточной сформированности фонематического слуха и восприятия, невозможно становление звукового анализа и синтеза. Опираясь на эти выводы, они предлагают построения системы коррекционнопедагогической работы с дошкольниками с нарушениями фонематической стороны речи. Исходя из важности и актуальности проблемы развития фонематических процессов у младших школьников с задержкой психического развития, определен научный аппарат нашего исследования.
Цель: Изучить методики развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1.Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития младших школьников с задержкой психического развития;
2.Изучить пути коррекции фонематических процессов у младших школьников;
3.Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект: Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет: Фонематические процессы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брызгунова, Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. Москва : Издательство МГУ, 2017. – 59 с.
2. Буланин, Л. Л. Фонетика современного русского языка. Москва : Книжный дом «Либроком», 2016. – 256 с.
3. Винарская Е. Н. Возрастная фонетика / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ, 2015. – 366 с.
4. Волкова Г. А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г. А. Волкова. - М: «Сайма», 2015. – 45 с.
5. Галинская, Е. А, Историческая фонетика русского языка. Москва : Издательство МГУ, 2019. – 98 с.
6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2012. – 236 с.
7. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. - Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 147 с.
8. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. - М.: Сфера, 2014. – 47 с.
9. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М.: Гуманитра. Изд.центр ВЛАДОС, 2016. - № 6. – С. 12-18
10. Логопед // Научно методический журнал. М.: «Холдинг Практика», 2018. - № 3 (84). – С. 8-15
11. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2017. – 154 с.
12. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
13. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 80 с