Фрагмент для ознакомления
2
впечатление и на основе которого последнее только и может приобрести статус составляющей чувственного образа внешнего объекта».
Образ (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический - экологический, социальный, культурный - фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека. Составляя необходимую основу, условие деятельности, представление мира субъектом подразумевается и потому может не выделяться (и даже не замечаться) им специально. Более того, в исследованиях конкретных психических (в том числе познавательных) процессов реальность представления мира выступает в уже измененном, «замаскированном» виде, а именно как представление о мире, как житейское или научное знание о нем. Показать необходимость существования представления мира - значит отличить его от представления, знания о мире - обычного предмета рефлексии. У ядерных структур нет никакой иной, самостоятельной области реальных проявлений (и никакого особого языка), кроме той же самой действительности психической жизни, частью которой они являются, и вопрос об их обнаружении остается открытым. Они могут воплощаться в любой конкретной сфере психического. Ядерные структуры непосредственно связаны с образом мира и поэтому амодальны. Их амодальность проявляется в том, что они безразличны по отношению к модальности своего поверхностного оформления.
По мнению В. В. Петухова, представление мира - предметного и социального - составляет основу психической (сознательной) жизни и деятельности субъекта, является фундаментальным условием развития его познавательных процессов. В дальнейшем данная мысль дополняется и расширяется А. А. Гостевым и его соавторами. Они постулируют, что образ мира является условием развития не только познавательных процессов, но и самой личности. Идея разделенности мира на предметный и социальный позволяет утверждать, что свой образ может иметь не только объект предметного мира, но и субъект (а также группа объектов или субъектов).
Во взглядах А. Н. Леонтьева и его последователей при обсуждении ими психологии образа отражается предельно широкое толкование контекста, в рамках которого осуществляется взаимодействие человека и окружающей его реальности, а результатом такого взаимодействия становится картина мира человека (соответствующая «образу мира»), причем у каждого своя. Получается, что не мир образов составляет образ мира, а образ мира влияет на мир образов. Тогда правомерно говорить о том, что каждый человек наделен способностью конструировать свою собственную реальность. И такая точка зрения разворачивается и получает признание в западной социальной психологии и социологии - в культуре, где фундаментальной установкой личности является направленность на индивидуализм как на конечную ценность развития человека.
Тем не менее, трудно не учитывать контекст, и в данном случае ставится проблема влияния общества на человека, где общество рассматривается как объективная и субъективная реальность. Однако право создания (конструирования) своей картины мира остается всё же за человеком. Образ реальности помогает человеку в его повседневной жизни, выражается через его поведение. Другим вариантом реализации идеи контекста в формировании образа является выделение социальных групп, образ мира которых имеет схожие черты. Например, при рассмотрении профессиональных групп уместно выявлять общую картину мира у людей разных профессий или выделять образ самих профессий.
В психологии социального познания проблема образа рассматривается в контексте расширения спектра социальных объектов как элементов социального мира. «Теперь в него включаются образ-Я, образ Другого, образ Группы, образ Времени, образ Среды, образы других, не столь поддающихся классификации социальных явлений и, наконец, образ Мира в целом». Так, если речь идет об отдельной личности, то используются понятия Я-концепции, образа-Я, картины-Я; если описывается образ социального Я, то прибегают к понятию «образ-Я в группе» и т. д. Такой подход позволяет всё время менять точку отсчета, обогащая знания о человеке и о мире. Происходит также усложнение понимания мира, его многогранность. Например, существование многих образов у одного и того же человека приводит к необходимости ввести термин «множественная идентичность», а учет факта времени в связи с образом-Я говорит о наличии «возможных Я» или о «возможных идентичностях», при сочетании которых как элементов мира возникает неповторимый рисунок картины мира.
Переход от анализа научного познания к познанию житейскому приводит к выявлению и к анализу механизмов социального познания.
В частности, в концепции социальных представлений С. Московичи психологическая реальность и социальная соединяются. Автор рассматривает социальное представление как специфическую форму знаний - знаний здравого смысла, разновидность практического мышления, направленного на общение, на понимание и на освоение социального окружения, материального и идеального. Социальное представление - продукт и процесс переработки психологической и социальной реальности. Оно позволяет объединить перцепт (объект восприятия) и концепт (понятие), а объединяющим началом служит образность как важная особенность представления. Не разбирая подробно концепцию социальных представлений, отметим те детали, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме. Согласно Московичи, образ и значение представления неотделимы друг от друга, они входят в его структуру и определенным образом соотносятся друг с другом.
1.3. Структура образа
Психология образа - конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира — мира, в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают; это — знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире.
Ядерная структура (представление мира) - отражение более глубоких, существенных характеристик мира (значения). Этот уровень символической знаковой репрезентации мира формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Система этих значений и образует отраженное пространство деятельностей человека в реальном мире, которые строятся по законам этого мира, а не произвольно конструируются субъектом.
Значение выступает «не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей — в познанных объективных связях предметного мира, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства». На ядерном уровне не происходит непосредственного конструирования социального мира. «Единицей изучения образа мира является единство ядерных и поверхностных структур, в которых оно проявляется и психологически закрепляется». Внимание на деятельностную, социальную природу образа мира «Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировки в плане образа будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало». Роль эмоциональной сферы в построении образа мира - открытие индивидом для себя представлений мира, «происходит преимущественно в форме переживаний, чувстве внутренней неопределенности, самоочевидности чего
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агацци Э. Идея общества, основанного на знании // Вопросы философии. - 2012. - № 10. - С. 3 - 20.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999. - 350 с.
4. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивный образ мира: научная монография / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 224 с.
5. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. - 2005. - № 8. - С. 3 - 13.
6. Березовская Р.А. (ред.) Психология XXI века 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург. — СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. — 484 с.
7. Бисалиев Р.В. (ред.) Актуальные проблемы психологии и психиатрии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Астрахань. АГТУ. 26-27 апреля 2013. - 212 с.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Изд - во «Институт практич. психологии»; Воронеж: НПО «Модэк» 1996. – 392с
9. Горячев В.В. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗА А.Н. ЛЕОНТЬЕВА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
10. Ковелина Т.А. Образ врача в культуре: автореф. дис. ... д - ра филос. наук. – Ростов - на - Дону. – 2006. – 30 с
11. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие / В.Н. Левина. – Ижевск, 2016. – 60 с.
12. Лещинский Л. А. Медицинская этика и деонтология: учеб- ное пособие / Л.А. Лещинский. – Изд. 2 е. – Ижевск: «Экспертиза», 2002. – 116 с
13. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1984. - № 4. - С. 13-20.
14. Психология XXI века 2012. Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург. - СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 484 с.
15. Семиотика: Антология / Под ред. Ю.С. Степанова. – 2 - е испр. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 702с.
16. Соколов В.М. Биоэтическая детерминация моральных ценностей современной медицины // Фундаментальные исследования. – № 9 - 5. – 2014. – С. 1151–1155.
17. Социальная психология / под ред. С. Московичи. - СПб.: Питер, 2007. -592 с.
18. Сысолятина О.Н. Вербальные и невербальные формы репрезентации знания: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Киров. – 2004. – 24 с.
19. Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образования. Материалы научно-метод. конференции. Чебоксары: 2009. - 166 с.
20. Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник / И.А. Шамов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.– 286 с. – Режим доступа: ЭБС «Консультант студента».
21. Шамов И. А. Искусство врачевания / И.А. Шамов. – Махач- кала, ИПК ГБОУ ВПО «Даггосмедакадемия», 2012. – 160 с.
22. Невербальные характеристики образа врача и фармацевтического работника. - https://elibrary.ru/item.asp?id=27477525
23. «Образ» в психологии: теория и практика. - https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-v-psihologii-teoriya-i-praktika
24. Образ врача в аспекте «клятвы Гиппократа». - https://elibrary.ru/item.asp?id=24921099&
25. Образ врача в культуре. - http://www.dissercat.com/content/obraz-vracha-v-kulture