Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Образовательные стратегии и педагогические технологии, используемые в разработке практико – ориентированных заданий по дисциплине «Живопись» 8
1.1. Методы, средства и формы организации практико-ориентированного обучения 8
1.2. Педагогические технологии практико-ориентированного обучения по дисциплине «Живопись» 12
Глава II. Разработка цикла занятий по дисциплине «Живопись» 16
2.1. Концепция и структура цикла (цели, задачи, психолого-педагогический портрет, обоснование структуры и последовательности занятий) 16
2.2. Разработка вводного аудиторного занятия «По ту сторону моста» и аудиторного занятия «Язык города» 18
2.3 Разработка практико-ориентированных занятий по дисциплине» Живопись» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в системе художественного образования происходит смена ориентиров в отношении «преподаватель — студент». Студенту присваивается роль активного субъекта в определении образовательного маршрута, ориентированного на его самостоятельную познавательную и активную учебно-творческую деятельность. Продуктивность учения обеспечивается за счет готовности к профессиональной художественной деятельности и творческой реализации.
Практико-ориентированное обучение предусматривает определенные условия организации как академических занятий, так и самостоятельной работы студентов. Данный вид обучения формирует готовность обучающихся к выполнению определенных практических действий (операций) с опорой на предварительно имеющиеся у них профессиональные компетенции.
Приоритетами становятся профессиональные компетенции, усвоенные студентами самостоятельно . Существует две основные концепции практико-ориентированного обучения. Они построены на различной широте охвата компонентов образовательного процесса. К первой относят утверждение, согласно которому опыт практической работы может быть приобретен при изучении как профильных, так и непрофильных дисциплин, посредством применения профессионально-ориентированных методик и технологий обучения (Т. А. Дмитриенко, П. И. Образцов) [5]. Ко второй — тезис о том, что становление выпускника как субъекта профессиональной деятельности происходит при прохождении практик разного уровня и направленности (Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина) .
Практико-ориентированное обучение — это процесс освоения учащимися образовательной программы с целью формирования у них профессиональных компетенций, необходимых для реализации практических задач в процессе их дальнейшей трудовой деятельности . Данный вид обучения должен формироваться на оптимальной взаимосвязи компонентов, структуру которой рекомендует базисное общее образование с профессионально-прикладной направленностью. Практико-ориентированный подход представляет возможность постепенного наращивания профессиональной квалификации обучающегося — от формирования стандартных профессиональных дей¬ствий до эффективной творческой деятельности . Существует проблема в достижении результатов практико – ориентированного обучения: рассматриваемый тип образования возможен при объединении образовательного процесса, креативной активности студента, его настроенности на инновационную деятельность. Основой обучения становится рефлексия с опорой на личную творческую реализацию обучающегося. Здесь вопрос стоит о наличии личных компетенций студентов, необходимых для организации качественной самостоятельной работы по поиску, обработке и преобразованию полученных знаний, и созданию собственного творческого продукта.
Проблемная ситуация: в профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой проблемой является проблема трудоустройства выпускников. Практико – ориентированные технологии призваны содействию получения высоких научно – практических результатов, которые позволят выпускникам стать востребованными на рынке труда в дальнейшем.
Актуальность курсовой работы обусловлена следующим: со сменой (утратой) главных направляющих: а именно знаний, умений и навыков, - в качестве основных результатов обучения становятся формирование умений обучающегося рационально и продуктивно управлять временем, своей учебной деятельностью; актуализация способности устанавливать ответственные контакты, обмениваться информацией и др. Данные изменения оказывают влияние на такой показатель, как «системное мышление» обучающихся. Что вызывает необходимость обновления информационной и коммуникационной культуры.
Так, необходимо обозначить объект исследования: организация и осуществление процесса профессионального обучения студентов.
Предмет исследования: методика преподавания дисциплины «Живопись».
Цель курсовой работы: разработка практико – ориентированных заданий по дисциплине «Живопись» на основе изучения образовательных ресурсов и педагогических технологий.
Задачи курсовой работы:
изучить образовательные стратегии практико – ориентированного обучения по дисциплине «Живопись»;
проанализировать педагогические технологии в практико – ориентированном обучении по дисциплине «Живопись»
выявить педагогические технологии, наиболее подходящие в практико – ориентированном обучении
разработать концепцию и структуру цикла (цели, задачи, психолого-педагогический портрет, обоснование структуры и последовательности занятий), в частности:
разработка практико – ориентированных занятий по дисциплине «Живопись»
Задачами педагогического процесса являются:
привлечение к познавательной активности;
актуализация внимания студентов;
создание условий для организации самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся;
Таким образом, в работе представлены практико – ориентированные задания для обучающихся, направленные на самостоятельную познавательную креативную практическую деятельность. Последовательное внедрение в СПО практико – ориентированного обучения, является одной из целевых задач подготовки по ТОП – 50, и которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования .
При создании цикла занятий для студентов важно учесть, в каком мире сейчас мы живём. Е. Савицкая в книге «Дети и культура» пишет: «Становление глобального «массового общества», сопряжённое с ростом вакуума духовного и социального авторитетов, анонимность реальной власти, ведёт к структурной ломке локальных культур, замене вертикального измерения традиций горизонтальным измерением глобальной цивилизации удобств и услуг, личных норм механизмами коллективной самоидентификации» . Данные слова описывают общую культурную проблему современного общества, о которой нельзя забывать, при составлении практико – ориентированных заданий, технологии стимулирования самостоятельной творческой деятельности учащихся. Студенты обращают внимание на то, что сейчас модно, а не то, что важно для их нравственного и культурного роста. Учитывая сложившуюся проблему, отметим, как важна при этом направляющая деятельность педагога в учебном процессе.
Цикл представляет собой целенаправленный процесс развития личности студента, постоянно стремящегося к познанию нового и неведомого ему.
Глава I. Образовательные стратегии и педагогические технологии, используемые в разработке практико – ориентированных заданий по дисциплине «Живопись»
1.1. Методы, средства и формы организации практико-ориентированного обучения
Данный цикл занятий, имеет практико-ориентируемую направленность. Для понимания, какие признаки отличают данный вид занятий, стоит разобраться с целями данного вида обучения и дать ему классификацию.
Рамки компетентностного подхода формируют потребность студента в автономии. В профессиональном обучении, особенно важно, чтобы будущий выпускник вуза чувствовал себя уверенно действий и готов к успешной реализации определенных видов деятельности. Для того, чтобы обучающемуся максимально раскрыть свои возможности, необходимо развивать свои практические навыки, используя практико-ориентированный подход. Практико-ориентированный подход ̶ это подход, направленный на проведение деятельности организации образования, приближенном к потребностям реальной жизни, позволяющая создать условия для реализации дальнейшей профессиональной деятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ветров Ю. П., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43–46
2. Дети и культура. – М: КомКнига, 2007.- с.11.
3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012
4. Куценко Е. И., Бережная Л. Ю. Проектный метод как средство практико-ориентированного обучения бакалавров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : ОГУ, 2018. С. 1316–1319. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf14/s4.pdf (дата обращения: 07.04.2021)
5. Ли Цзюнь. Китайская модель педагогического образования – опыт и просвещение, ведущие к глобальной реформе / Цзюнь Ли, Тянь Сяохун, Чэнь Пайпей и др. // Фуданский образовательный форум. 2017. №15(2). С.13–19
6. Лунева Ю.Б., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №6 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannyy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 15.12.2021).
7. Львова, Е. В. Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям / Е. В. Львова, С. В. Шаброва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68703/ (дата обращения: 16.12.2021).
8. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями URL: https://irposakha.ru/images/d ocs/top50/1491179679-metodicheskie-rekomendacii-po-obespecheniyu-v-subektah-podgotovki-po-top-50.pdf (дата обращения: 11.12.2021)
9. Мещерякова Е. И., Панферкина И.С. Управление практико/ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально/личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 2 (53). С. 21-24.
10. Полисадов С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы : сб. тр. I Всерос. науч.-метод. конф. Томск : Изд-во ТПУ, 2014. [С. 349–352]. URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/25678 (дата обращения: 07.04.2021).
11. Прищепа А.А., Майдибор О.Н. Условия подготовки будущих художников-педагогов к педагогической и творческой деятельности // МНИЖ. 2016. №9-4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-podgotovki-buduschih-hudozhnikov-pedagogov-k-pedagogicheskoy-i-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.11.2021).
12. Сухарев А.И., Ланщикова Г.А. Практико-ориентированное обучение в системе художественного образования (из опыта работы кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства ОМГПУ) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya-iz-opyta-raboty-kafedry-dizayna-monumentalnogo-i (дата обращения: 11.12.2021).
13. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
14. Цзюй Чжаочунь Процесс обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов китая: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10798 (дата обращения: 28.11.2020).
15. Юй Аньдун. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ : дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2007.