Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. На протяжении всей своей жизни человек живет, испытывая целый спектр всевозможных эмоции. Зачастую, в обыден-ной жизни мы даже не обращаем на них внимания. Они становятся намного заметнее и ярче в моменты каких-либо переживаний, сложившихся ситуаций, когда в чем-то помогают, либо, напротив, препятствуют наступлению различ-ных событий. Контроль своих эмоций, а также умение ими владеть повышает не только общий уровень культуры, но и развивает психологическую уравно-вешенность самой личности. Это объясняет необходимость подробного изу-чения приведенной темы для формирования навыков контроля над эмоциями в ходе различных видов деятельности человека, поскольку именно эмоции сопровождают личность на протяжении всей его жизни, побуждая к соверше-нию тех или иных поступков.
Изучением данной проблемы интересовались многие видные деятели науки из числа филологов, педагогов, психологов и т.д. И это не удивительно, поскольку эмоции оказывают непосредственное влияние на широкий спектр человеческой деятельности, к числу которой можно отнести учебную и тру-довую (П.В. Симонов, С.Л. Рубинштейн, К.Э. Изард, Л.С. Выготский и мно-гие другие).
С уверенностью можно сказать, что также как четкое, скоординирован-ное выполнение всевозможной деятельности, так и различные нарушения в ходе данного процесса, имеют прямую зависимость от того, какие эмоции со-провождают человека в данный момент. Именно подобное влияние эмоций на деятельность человека описывается в трудах К.Э. Изарда, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и многих других авторов. В контексте понимания постоян-ного воздействия эмоций на личность стоит отметить, что они способны как тормозить всевозможные процессы, так и стимулировать их.
Актуальность данной проблемы натолкнула на выбор темы: «Влияние эмоций на трудовую и учебную деятельность человека».
Цель исследования – выявить влияние эмоций на учебную и трудовую деятельность человека.
Выбранная нами тема продиктовала необходимость решения следую-щих задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты влияния эмоций на учебную и тру-довую деятельность человека.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование эмоций и успешности учебной деятельности у младших школьников.
3. Выявить связь различных эмоций на успешность учебной деятельно-сти у младших школьников.
Объект исследования: эмоции человека.
Предмет исследования: влияние эмоций на успешность учебной дея-тельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что эмоции связанны с успешностью учебной деятельности у младших школьников.
В основу теоретико-методологической базы нашего исследования легли работы психологов, изучавших проблему влияния эмоций на деятель-ность человека: К.Э. Изард, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.В. Матюхина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование;
- математико – статистические методы обработки данных.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное обще-образовательное учреждение «Школа №66». В исследовании принимали уча-стие 30 детей 2-го класса (8 – 9 лет).
Структура ВКР состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Характеристика эмоций
Эмоциональные состояния и процессы непосредственно касаются эмо-ций, которые человек переживает в определенных ситуациях. На сегодняшний день нет четкого определения понятия эмоций. И в основном, при характери-стике эмоциональной сферы используют понятия «эмоции» и «чувства», «эмоциональные состояния» рассматривая их как тождественные.
Эмоции – это особый класс психических состояний и процессов, отра-жающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимость действующих на индивида событий и явлений в их связи с актуальными по-требностями; также, это непосредственное временное переживание какого-либо чувства [25, с. 412].
А.А. Лэнге пишет, что эмоции порождаются при взаимодействии некое-го объекта с витальной энергией человека. Сам объект, с которым взаимодей-ствует энергия человека может быть любым – мысли, материальный предмет, фантазия, вдохновение, ситуация и прочее. И именно с близости взаимодей-ствия начинается процесс появления эмоции [20, с. 28].
Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб полага-ют, что выражая какое-либо психофизиологическое состояние, эмоции раз-вернуты во времени и существуют как процесс. Этапы процесса:
1. Восприятие событий, которые сравниваются с насущными потребно-стями. Появляется реакция организма (выброс гормонов, изменение пульса, дыхания, скованность и др.);
2. Готовность к действию (быстрому и эффективному ответу при неожиданных событиях);
3. Проживание возникшего чувства (радость, тревога и т. д.), в процессе которого появляются воспоминания о похожих событиях, происходящих ра-нее и их последствиях. Именно это проживание может либо усилить, либо ослабить возникшее переживание [12, с. 10].
С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов относят к эмоциональным процессам аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффектами являются кратковременные, эмоционально окрашенные пе-реживания, сопровождающиеся резкими двигательными реакциями. Появля-ются на уже возникшую ситуацию, как реакция ее окончания. Возникновение повторных ситуаций, сопровождающих появление аффективного состояния, может вывести на неуправляемое поведение и породить так называемый взрыв – бурное поведение, иногда приводящее к обморочному состоянию. Воспринимаются, как состояния человека.
Собственно эмоции являются длительным состоянием, выражающим восприятие человеком сложившейся ситуации. Их особенностью является обобщение и коммуникация, что приводит к расширению эмоционального опыта. Воспринимаются, как состояния происходящие в человеке.
Чувства имеют определенный выраженный предметный характер, в процессе синтезирования эмоций, к определенному объекту. Имеют града-цию, от чувств к объектам, до ценностей, связаны между собой образами, имеющимися в представлении человека [29, с. 312].
Т. Н. Березина дает следующее определение: подлинные эмоции – это такие эмоции, которые изменяют физиологическое состояние организма, не зависимо от степени их осознанности человеком [3, с. 43].
Подлинные эмоции возникают крайне редко и носят некоторую опас-ность в связи с тем, что их проживание может приводить в образованию пси-хосоматических реакций. Поэтому, желательно переживать подлинные поло-жительные эмоции для минимализирования каких-либо проблемных ситуа-ций, которые могут вызвать отрицательные эмоции. Ведь положительные эмоции способствуют высвобождению резервных возможностей организма, повышения общего самочувствия.
Е. А. Пырьев выделяет следующие особенности эмоций:
1. Эмоция зависит от предмета и проявляет состояние связи человека с ним. Разрыв связи – негативная эмоция, крепкая связь – положительная.
2. Проживание эмоции происходит с осуществлением неконтролируе-мых действий с предметом, который имеет с ней связь.
3. Неосознанные действия с предметом, который отражает эмоцию либо укрепляют имеющуюся между ними связь, то есть положительную, либо раз-рывают – отрицательную [24, с. 109].
Эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции повышают стремление к деятельности у человека, его активность, а астениче-ские, препятствуют чему-либо, вызывая апатию и стремление оставаться без-деятельным, пассивным.
Выделяют коллективные эмоции – это эмоции, разделяемые группой людей, которые разделяются на положительные и отрицательные. Эмоции, основанные на групповой принадлежности – эмоции, которые человек прожи-вает из-за действий, происходящих в окружающем мире, но не имеет к ним никакого отношения. Возникает, опираясь на социальную идентичность – чувство принадлежности к какой-либо группе людей и именно через это чув-ство, люди ощущают свою причастность к каким-либо поступкам и это дает толчок для переживания возникающих в этих ситуациях эмоциям [11, с. 72].
Выделяют следующие уровни эмоциональной жизни человека:
Первый уровень – органическая аффективно-эмоциональная чувстви-тельность. В нее входят элементарные чувства удовольствия, относящиеся к низшим потребностям, так называемые физические чувствования удоволь-ствия и неудовольствия. Они могут определять отдельные чувства, но и также могут выдавать общее состояние человека, которое носит не опредмеченный характер.
Второй уровень – предметные чувства, которые соответствуют пред-метному восприятию и предметному действию. Это означает, что человек может определить, что именно вызвало ту или иную эмоцию, является более
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] // под ред. Иващенко Ф.И. – Минск: Высшая школа, 2015. – 128 с.
2. Аристова, И.Л.Общая психология. Мотивация, эмоции, воля [Текст] / И.Л. Аристова. – Владивосток: ДВГУ, 2003. – 105 с.
3. Березина, Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у сту-дентов как составляющая оценки безопасности образовательный среды [Текст] / Т.Н. Березина // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 41-50.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]. - 3-е изд. / Л.И. Божович. - М.: МПСИ, 2001. – 349 с.
5. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст]. 4-е изд. переработанное / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
6. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Енога по требованию, 2012. – 160 с.
7. Гонина, О.А. Психология младшего школьного возраста [Текст]: учеб-ное пособие / О.А. Гонина. – М.: «Флинта», 2018. – 278 с.
8. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
9. Демина, Л.Д. Эмоциональный интеллект в организации психологиче-ской культуры личности и ее информационно-психологической защи-щенности [Текст] / Л.Д. Демина, Т.В. Манянина // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 17-21.
10. Ефремова, Г.И. Виды эмоциональных переживаний, специфичные для возникновения психосоматического риска [Текст] / Г.И. Ефремова, Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко, И.А. Бочковская, Н.С. Булгакова // Вестник СевероКавказского федерального университета. – 2014. – № 6. – С. 256-260.
11. Ефремова, М.В. Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современ-ных исследований [Текст] / М.В. Ефремова, Л.К. Григорян // Современ-ная зарубежная психология. – 2014. – № 4. – С. 71-88.
12. Звягина, Н.В. Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоци-ями на функциональное состояние организма [Текст] / Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб // Естественные и ма-тематические науки в современном мире. – 2016. – № 7. – С. 7-13.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2015. – 447с.
14. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
16. Ищеева – Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эф-фективности обучения и воспитания учащихся [Текст] / М.М. Ищеева – Филатова. – Нальчик: Эльбрус, 2017. – 432 с.
17. Кистанова, О.А. Концепции эмоциональных состояний с точки зрения когнитивной психологии (на материале английского языка) [Текст] / О.А. Кистанова // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2016. – № 1. – С. 42-47.
18. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст]: монография / О.А. Конопкин. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
19. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
20. Лэнге, А.А. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоционально-сти: теория и практика [Текст] / А.А. Лэнге // Национальный психологи-ческий журнал. – 2015. – № 1. – С. 26-38.
21. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для сту-дентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 585 с.
22. Маслов, С.И. Эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-6. – С. 250-260.
23. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменоло-гия, механизмы, закономерности [Текст] / А. О. Прохоров. – М.: Пер Сэ, 2005. – 352 с.
24. Пырьев, Е.А. Эмоции в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗа [Текст] / Е.А. Пырьев // Вестник Костром-ского государственного университета. – 2016. – № 1 – С. 107-110.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
26. Смолева, Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников [Текст] / Т.О. Смолева // Пси-хология развивающейся личности. – Иркутск, 2008. – с. 33 – 36.
27. Худякова, А.Н. Развитие эмоций и чувств в образовательном процессе как условие успешного нравственного воспитания младших школьни-ков [Текст] / А.Н. Худякова // Вопросы педагогики. – 2020. – №4-1. – С. 282-286.
28. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: Учебное пособие, 3-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. – М.: Издательская корпорация "Логос", 2012. – 320с.
29. Шуткин, С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуля-ции поведения [Текст] / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // По-жарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2014. – № 1. – С. 309-314.
30. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Текст]. 2-е изд. / Пер. с англ. / П. Экман. – СПб.: Питер, 2010. – 334 с.