Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: проблема, касающаяся развития коммуникативных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, является актуальной, т.к. умение общаться с окружающими вызывает у них большие трудности. Словарный запас этих детей ограничен, вследствие этого речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации приводит детей с нарушениями слуха к замкнутости и пассивности: они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми, но ежедневно и многократно обучающимся дошкольной образовательной организации приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кемто извиняться. Коммуникативные навыки формируются у детей в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения [14].
Общение является одной из основных категорий психологии и педагогики и рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Проблема общения традиционно находится в центре внимания зарубежных и отечественных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп, особенно если это касается детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха [17].
Развитием коммуникативной деятельности у детей с нормальным развитием занимались: Е. А. Быстрова, Л. С. Выготский, Ю. В. Касаткина, Н.В. Клюева, А.А. Леонтьев, Р.С. Немов и др., у детей с нарушениями слуха: Т.Г. Богданова, Л.А. Головчиц, М.И. Лисина, П.А. Янн и др.
Нарушения слуха у ребенка негативно отражаются, прежде всего, на его психическом развитии, ограничивают возможности познания окружающего мира, затормаживают процесс овладения знаниями, умениями, навыками. Негативно влияют на развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретной личности.
Важную роль в формировании словесного общения у детей с нарушениями слуха играет коммуникативная деятельность в дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы коммуникации. Вместе с тем, у этих дошкольников существуют значительные трудности в общении, в частности, по установлению взаимопонимания с партнёрами по совместной деятельности, как с взрослыми, так и со сверстниками. При этом методические подходы в плане организации коммуникативной деятельности детей разработаны недостаточно. Указанное противоречие определяет актуальность исследования.
Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребёнка по овладению достижениями социума [21].
В общении развиваются сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность, произвольность и воля, самооценка и самосознание. Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объектом исследования является взаимосвязь в работе воспитателя и сурдопедагога.
Предметом исследования являются способы и средства развития взаимосвязи в работе воспитателя и сурдопедагога.
Цель данной работы – дать анализ формирования взаимосвязи в работе воспитателя и сурдопедагога
Задачи работы:
• Рассмотреть теоретические основы изучения коммуникативных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
• Рассмотреть особенности развития коммуникативных возможностей у детей с нарушениями слуха
• Проанализировать коррекционно – развивающую программу по психокоррекции коммуникативных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь взаимосвязи в работе воспитателя и сурдопедагога при изучении педагогики на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования взаимосвязи в работе воспитателя и сурдопедагога как важной составляющей в педагогике.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено формирование взаимосвязи в работе воспитателя и сурдопедагога.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
1.1. Определение основных понятий темы и проблемы
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. М. И. Лисина определяет общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания взаимоотношений и достижения общего результата. Оно формируется с самого рождения ребенка. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а кроме того осознание отличительных черт у себя и других людей, и учет их в процессе общения [3]. Немаловажно обратить внимание на мысль Л. С. Выготского о том, что ребенок с самого рождения является существом социальным, требующий взаимодействия в социуме.
По мере расширения круга общения развиваются и функции речи. Среди них – коммуникативная функция, которая осуществляется с помощью ситуативной и контекстной речи [10].
Специалисты по психологии определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические черты личности, обеспечивающие результативность ее общения и совместимость в взаимодействии с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
1) стремление вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
2) умение организовать общение («Я умею!»), содержащее в себе: умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо руководствоваться при общении с окружающими («Я знаю!»).
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками групповых игр, соотносят свои действия с социальными общепризнанными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении с взрослыми – преподавателями и воспитателями, родителями. Значение взаимоотношения с окружающими огромно, и их нарушения являются тонким показателем отклонений психического развития. Количество социальных контактов ребенка в большей степени зависит от его темперамента, но большинство маленьких детей делают попытку установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который недостаточно общается с ровесниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. В этом случае ребенку требуется помощь в организации контакта [24].
Сформированные коммуникативные способности, необходимо поддерживать и развивать.
Очевидна большая значимость коммуникативных процессов в жизни, как каждого человека, так и общества в целом. Бурное развитие лингвистических и психологических наук в XX веке породила разнообразные и многочисленные подходы к пониманию сущности, значимости элементов, средств коммуникации, причин коммуникативных неудач и способов их предупреждения и преодоления [13].
В содержание проекта федерального образовательного стандарта по русскому языку для средних образовательных учреждений с русским (родным) языком преподавания (далее - стандарт), в соответствие с которой реализация воспитательных, развивающих, образовательных целей достигаются в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Понятие «коммуникативная компетенция» подразумевает освоение абсолютно всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и способностями использования языка и жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения. «Коммуникативная компетенция» по Е.А. Быстровой содержит в себе: речеведческие знания; речеведческие умения, навыки; речевые умения, навыки – продуктивные (говорения, письмо), рецептивные (аудирование, чтение); умение и навыки общения адекватно сферам, ситуациям общения. Понятия «языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция» подразумевает освоение требуемых познаний о языке как знаковой системе и социальном явлении, об его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке.
Понятие «культуроведческая компетенция» подразумевает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной особенности русского языка, владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Навыки общения в различных ситуациях относятся составителями стандартам к сфере коммуникативной, и к сфере культуроведческой компетенции. Что обусловлено многомерностью определение «общение», действенностью природы речевого этикета, сложной природой межнационального общения.
Понятие формирования коммуникативной компетенции, формирует в частности Е. А. Быстрова, как освоение различными типами речевой деятельности в разных сферах общения на основе речеведческих знаний, формирования коммуникативной культуры школьника [6].
В 1974 г. еще А. А. Леонтьев отмечал, что «в современной науке об общении существует столь огромное количество несовпадающих определений общения (коммуникации), что вопрос о дефиниции этого понятия становится, можно сказать, самостоятельной научной проблемой» [1.Стр.26].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Белая, Н. А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н. А. Белая // Специальное образование. – 2011. – № 4 – С. 6-13.
2.Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студ. высш. Пед. учеб. Заведений / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 224 с.
3.Богомолов, В. А. Тестирование детей / Серия «Психологический практикум» / В. А. Богомолов – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.
4.Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с
5.Веракса, Н. Е. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Н. Е. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 150 с
6.Волков, Б. С. Детская психология. Психология развития ребенка до поступления в школу. - 3-е изд., испр. и доп. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волков. –М. : Педагогической общество России, 2000. – 144 с.
7.Волкова, В. М. Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с нарушениями слуха / В. М. Волкова // Специальное образование – 2009 – № 2, С. 14- 18
8.Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании/ Т. И. Волосовец ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой - М. : Мозайка - Синтез, 2011. - 144 с
9.Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003.- 656 с. 15.Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл; Эксмо, 2003. - 512 с.
10.Гаврина, С. Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / Е. С. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – М. : ЗАО «Росмэн - пресс», 2007. - 79 с.
11.Герасименко, Ю. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: монография / Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова – Урал. гос. пед. университет, 2004. – 163 с.
12.Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведен / Л. А Головчиц. - М. : Владос, 2001. - 304 с.
13.Дарвиш, О. В. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. - М. : Владоспресс, 2003. - 264 с.
14.Евплова, Е. В. Элементы урока: приветствие / Е. В. Евплова // Начальная школа. – 2013 – № 8. – С. 25–28.
15.Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. — М. : Владос, 2000. - 302 с.
16.Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Издание2-е. : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. - 378 с
17.Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 2000. – 210 с.
18.Корепанова, М. В. Целостное развитие личности ребенка: взгляд на решение проблемы / М. В. Корепанова // Начальная школа: плюс До и После. – 2003. - №10. – с. 4-6.
19.Коноваленко, С. В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста / С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. –СПб. : Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
20.Коробкова, О. Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки», и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О. Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2010 - №3. -С. 29 – 41.
21.Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / И. В. Королева, П. А. Янн. – СПб. : КАРО, 2011. - 240 с.
22.Лубовский, В. И. Специальная педагогика и специальная психология : учеб пособие / В. И. Лумбовский. — М. : Академия, 2003. – 405 с.
23.Монакова, Н. И. "Путешествие с Гномом". Развитие эмоциональной сферы дошкольников / Н. И. Монакова. – СПб. : Речь, 2008. – 128 с.
24.Немов, Р. С. Общие основы психологии: – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
25.Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для ВУЗов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
26.Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М. : Владос 2008. - 233 с.
27.Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. / Е. Г. Речицкая. — М. : Владос, 2004. — 655 с.
28.Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2001. – 334 с