Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основой ознакомления с окружающим младших школьников, как с нормальным, так и с нарушенным зрением, является сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений служат первоисточником знаний действительности и закладывают основу для формирования у детей представлений и понятий.
Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета.
К началу младшего школьного возраста у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:
1. Пространственные признаки предметов (форма, величина).
2. Пространственные отношения между предметами.
3. Направления в пространстве.
Процесс отражения пространства и ориентировки в нем у детей младшего школьного возраста происходит от диффузного, нерасчлененного восприятия выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно - непрерывному пониманию целостности пространства.
Изучая возрастные особенности восприятия пространства, можно выделить три категории знания о пространстве, которые ребенок усваивает:
- понимание удаленности предмета и его местоположения;
- определение направлений;
- отражение пространственных отношений.
Такое практическое освоение ребенком пространства функционально преобразует всю структуру его пространственной ориентировки. Начинается новый период в развитии восприятия пространства, пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира.
Цель работы: рассмотреть особенности формирования навыков пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с остаточным зрением.
Объект исследования: пространственная ориентация у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на развитие пространственной ориентации у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза: развитие пространственной ориентировки младших школьников с нарушением зрения будет успешным при условии: - комплексной диагностики особенностей пространственной ориентировки детей; - разработки специальной программы на основе функций сохранных анализаторов, с учетом возрастных и специальных особенностей младших школьников
Задачи:
1. Анализ специальной литературы по проблеме развития пространственной ориентации у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
2. Подобрать методики исследования и диагностировать уровень развития пространственной ориентации у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
3. Разработать программу по развитию зрительного восприятия и преодолению нарушений в пространственной ориентации у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
4. Проанализировать результаты и оценить характер динамики работы по развитию пространственной ориентации у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Роль зрительного анализатора в развитии пространственной ориентации у детей младшего школьного возраста
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентации в пространстве. Нарушения зрения, особенно те, которые возникают в раннем возрасте, негативно влияют на формирование у детей пространственной ориентации. Для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения характерны дефекты развития движений и низкая двигательная активность; у них гораздо хуже развито пространственное представление, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки в определении детьми формы, размеров, пространственного расположения объектов.
Развитие ориентации в пространстве у детей с нарушениями зрения требует специальной подготовки по активному использованию нарушенного зрения и всех неповрежденных анализаторов (слух, тактильно-двигательное восприятие, обоняние и т.п.). Только в этом случае можно создать целостный обобщенный образ осваиваемого пространства у детей [14, с. 36].
К зрительным анализаторам относят работу речевых механизмов, сенсорных, и двигательных, а именно: зрительное воздействие и приобретенный опыт, мыслительную деятельность и его интерес. У слабовидящих детей процесс зрительного восприятия и процесс понимания отдельных изображений предметов, картин, рисунков вызывает трудности. Мелкие детали изображений либо плохо воспринимаются, либо вообще не имеют различий. Классификация международных нарушений зрения основана на оценке двух сенсорно-зрительных функций: поля и остроты зрения. Основные нарушения зрения, в то же время определяют круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.
Зрение, как считают многие исследователи, дает человеку до 90% всей информации об окружающем его мире. В процессе восприятия мира через зрение мы узнаем форму, размеры, цвета объектов, их пространственное расположение и степень удаленности.
Особенности пространственного восприятия детей с нарушением зрения.
- ограниченные возможности для практической ориентации;
- трудности в словесных обозначениях пространственных отношений;
- трудности в выделении объемных предметов, определении степени их расстояния и удаленности;
- ошибки в определении детьми формы, размера, пространственного расположения объектов [7, с. 67].
Проблема ориентации в пространстве – одна из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
Понятие пространственной ориентации включает в себя оценку расстояний, размеров, форм, взаимного расположения объектов и их положения относительно ориентирующегося.
Пространственная ориентация основана на прямом восприятии пространства и словесном обозначении пространственных категорий (местоположение, расстояние, пространственные отношения между объектами).
Многочисленные исследования показали, что дети с нарушениями зрения не способны к самостоятельному овладению навыками пространственной ориентации, они нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
В младшем школьном возрасте дети могут определить положение объекта среди других объектов, определить их положение среди окружающих объектов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном) и двигаться в заданном направлении.
Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Построение из кубиков способствует моделированию ребенком не только формы, но и пространственного отношения. Ребенок учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги. М.В. Васильева считает, что дети должны уметь ориентироваться на листе бумаги. К такой ориентации относится раскладывание определенного количества предметов в указанном направлении: в верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и так далее [8, с. 59].
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
Для детей младшего школьного возраста, которые имеют серьезные нарушения зрения, характерно медленное развитие разных видов деятельности. Также является необходимым специально разработанное и направленное обучение ее элементам и главное исполнительное выполнение работы и обучения, т.к. двигательная сфера и ее процессы слабовидящих и слепых детей является наиболее уязвимой, влияние нарушений на двигательную активность оказывается большим.
С точки зрения Л.И. Солнцевой, развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. В младшем школьном возрасте у слепых и слабовидящих детей ведущая деятельность игровая и предметная [25, с. 87].
При этом Е.К. Вархотова отмечает, медлительный темп формирования и развития предметных действий, вызывающие трудности в использовании самостоятельной деятельности детей [3, с. 45].
В возникновении предметной деятельности активно работает речь, которая создает мотивацию и ее понимание функционального значения различных предметов в окружении ребенка и его микро-социальной среде.
Для слабовидящих и слепых детей младшего школьного возраста, как и для детей с нормой зрения, в основном является игра, активной деятельностью.
Сензитивный период в жизни ребенка с аномалиями в развитии, игра охватывает и повышает их реабилитационные возможности, и способствует их коррекции и компенсации многих дефектов. Зоной ближайшего развития, является игра средством всестороннего развития и познания окружающего мира для ребенка, поэтому воспитываются положительные качества индивидуальности и личности ребенка. При этом серьезные нарушение или ограничение функций зрительного анализатора, создает трудности при овладении, структурными компонентами в игровой деятельности: у детей обнаруживается бедность словарного запаса и развитие сюжета, планирование практических и игровых действий, содержания игры.
Л.С. Выготский считал, что развитие «…отношения ребенка к требованиям взрослого основным моментом, определяющим и характеризующим учебную деятельность» [4, с. 87].
Из этого следует, предлагаемые требования, становятся требованиями ребенка в первую очередь к самому себе. Важная роль, относится к категории дидактических игр, так как, в них развивается познавательная и игровая деятельность и активность ребенка, это создает психологические и благоприятные условия для развития и формирования предметной лексики и активного освоения знаний, а также формирования учебной деятельности.
Отличаются следующие типы детей с нарушением зрения: слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04); слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2); дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).
Отечественные специалисты, тифлопедагоги, педагоги, и офтальмологи используют классификацию нарушений зрения.
Функциональные дефекты зрения, предполагается, амблиопия и косоглазие, которые зачастую могут быть скорректированы и исправлены, с помощью специально подобранных упражнений и тренировок глаз.
Гиперметропия (дальнозоркость) – это расстройства зрительной функции, при котором изображение видится в близко расположенные предметов и др., на сетчатке глаза не фокусируется, а фокусируется позади нее, также несфокусированно воспринимаются изображения, нечетко, и в первую очередь те которые расположены вблизи. Гиперметропия может быть приобретенной либо врожденной, а также патологической и физиологической. Развитая гиперметропия может быть осевой (аксиальной), связанной с укороченной переднезадней осью глазного яблока, или рефракционной, развившейся по причине уменьшения преломляющей способности оптического аппарата в зависимости от механизма.
Лечение гиперметропии происходит аппаратным методом, которое может быть направленно на улучшение всех обменных процессов орбитальной зоны глазного анализатора, применяется и ультразвуковая, магнитотерапия, лазерная, вакуумный массаж, видео-тренинги, электростимуляция, и др.
При гиперметропии высокого уровня, могут выписывать для ношения две пары очков (для дальнего и близкого расстояния) либо сложные очки, также контактные линзы для коррекции гиперметропии могут быть одноразовыми, должна происходить ежемесячная замена для длительного ношения, и также мягкими или жесткими, но это по рекомендациям офтальмологов. В некоторых случаях при гиперметропии применяют ортокератологические линзы для ночного ношения. На ранних этапах заболевания хороший терапевтический эффект обеспечивает постоянное
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абенова А.К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения // Молодой ученый. – 2019. – №6. – С. 669.
2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964. – 302 с.
3. Вархотова Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2017. – 66 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
5. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонений в их развитии // Искра, 2018. – С. 62.
6. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения – Челябинск: АЛИМ, 2018. – 206 с.
7. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение школьников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования. – Челябинск: Изд-во Юж. – Урал. Гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.
8. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 240 с.
9. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – №3. – С. 26.
10. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1973. – 159 с.
11. Иванова Н.Н. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики. – Тамбов: ПБОЮЛ, 2003. – 176 с.
12. Крушельницкая О.И. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
13. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М.: Академия, 2018. – 480 с.
14. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2018. – 271 с.
15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 624 с.
16. Лысова А.А. Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения. – Челябинск: Рекпол, 2011. – 34с.
17. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми младшего школьного возраста. – М.: Известия АПИ РСФСР, 2016. – 223 с.
18. Муссейбова, Т.А. Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи у детей школьного возраста. – М., 1961. – 94 с.
19. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифанцевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 486 с.
20. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. – М.: ВОС, 1982. – 123 с.
21. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. – М.: РАОИКП, 2019. – 54 с.
22. Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2020. – №6. – С. 33.
23. Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. – М.: Учпедгиз, 1951. – 150 с.
24. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
25. Солнцева Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2017. – 320 с.