Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Домашняя работа по математике представляет собою часть процесса обучения математике в начальной школе и содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника, помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у них ценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности, аккуратности.
Организация работы с домашними заданиями является одной из актуальных проблем современной теории и методики обучения математике. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работах таких авторов, как В.М. Брадис, И.Я. Груденов, Н.Н. Поспелов, Е.С. Рабунский, В.В. Репьев, В.Н. Руденко, З.П. Шабалина, Л.А. Филоненко и др.
Руководство домашней работой осуществляет через инструктирование учащихся и через проверку выполненной работы. Важно, чтобы ученику была ясна цель домашнего задания, тогда он может с увлечением проделать неинтересную, но нужную работу. Ученику необходимо знать, что ему задано на дом и как он будет выполнять это задание.
Проблема задавания домашних заданий по математике в начальных классах требует особого внимания. Учителя не всегда используют возможности выполнения домашнего задания как форму организации учебной деятельности учащихся. По этой причине домашняя работа как форма обучения не играет той роли, которая ей отведена.
Объект исследования: процесс организации выполнения домашнего задания по математике.
Предмет исследования: подход к выполнению домашней работы по математике.
Цель: изучение подходов в организации домашней работы как составляющей части процесса обучения математике в начальной школе.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2.Раскрыть понятие домашней работы по математике;
3.Охарактеризовать методы и приемы работы с организацией домашней работы как составляющей части процесса обучения математике в начальной школе;
4.Проанализировать опыт педагогов по теме.
Методы:
Теоретический метод: анализ и синтез литературы;
Эмпирический метод: наблюдение, беседа, опрос.
Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические аспекты домашней работы как составляющей части процесса обучения математике в начальной школе
1.1 Значение и роль исследуемой проблемы в современной педагогической науке
В данном параграфе определим значение и роль домашней работы как составляющей части процесса обучения.
Домашние задание – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных. При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.
В связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.
Так как, домашнее задание остается, в конечном счете, делом самого учителя, поэтому необходимо рассмотреть проблему роли домашнего задания в формировании УУД учащимися с трех позиций, которые выделяет С.Г. Манвелов:
-внимания на основополагающих предметных, метапредметных задач поставленных на уроке;
-повышение прочности и, главное, применимости УУД;
-прочное овладение всеми учащимися основными универсальных учебных действий [13].
По утверждению В.Н. Руденко, домашняя работа выполняет важные дидактические функции, а именно:
- закрепление универсальных учебных действий, полученных на уроках;
- расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;
- формирование универсальных учебных действий самостоятельного выполнения упражнений;
- развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учеников [19].
Домашняя работа является продолжением работы учащихся в классе. От того, как учитель дает уроки, и какие требования предъявляет учащимся, зависит многое, в том числе и какие виды домашнего задания, будут использоваться. Следовательно, планируя домашнее задание, перед учителем встает вопрос о выборе его типа. Домашнее задание непосредственно зависит от уровня овладения учащимися материалом, и его трудно планировать. Но если ставится целью развитие личностных универсальных действий школьников и индивидуальное воздействие на учащихся, тогда следует выработать долгосрочную стратегию и то, что недостаточно прочно отработано на уроке, должно быть запланировано в качестве домашнего задания. При планировании домашнего задания необходимо учитывать некоторые факты, такие как: домашнее задание направлено на усвоение всеми школьниками основных универсальных учебных действий и зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся; перспективное планирование домашнего задания необходимо, если использовать его с целью развития личностных универсальных действий учащихся [7].
Домашние задания могут быть общие, индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняют какое-то задание, являющиеся частью общего классного задания. Например, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебных принадлежностей, другая – цены продуктов, третья – цены игрушек и т.д. Групповые домашние задания содействуют воспитанию учащихся в духе коллективизма, формированию у детей чувства ответственности за порученное дело. А также бывают такие виды домашних заданий, как:
- домашняя работа: геометрического содержания
- домашняя работа на решение уравнений
- домашняя работа творческого характера
- устная домашняя работа
- домашняя работа исследовательского характера.
По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные. Основное назначение дифференцированных задач – обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задачи подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания [15].
По содержанию и основной функции, которую выполняют предметные и метапредметные задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:
1.Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке. Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.
Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес [16].
2. Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.
Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.
3. Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы. Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.
4.Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.
Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве [17].
Таким образом, можно сделать вывод, что:
-ответственное отношение и осмысленное выполнение домашнего задания учащимся развивает многие качества его личности, помогает формированию учебного материала на уроках математики;
- с помощью домашнего задания можно осуществлять закрепление, систематизацию, применение универсальных учебных действий, устранять пробелы в знаниях, а также углублять и расширять учебный материал;
- домашняя работа формирует навыки самостоятельной работы;
- учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, необходимо вносить в домашнее задание элементы дифференцирования.
Очевидно, что педагогические возможности домашнего задания в повышении качества обучения велики, но они могут быть в полной мере использованы лишь при наличии эффективной методики и правильной организации.
1.2 Теоретические основы исследуемой проблемы
Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса издавна выступает домашнее задание. Проблема его использования в обучении математике неоднократно обсуждалась в научной литературе. Многие специалисты в области педагогики, а также методики обучения математике особое внимание уделяли исследованию различных аспектов этой важной, объемной и многогранной проблемы. Специфика подобных исследований, как правило, всегда определялась особенностями текущего этапа развития математического образования, неизменно вызывающими адекватные изменения в сфере указанной проблемы.
В истории развития домашнего задания в обучении математике можно выделить четыре основных этапа. Первый этап охватывает период с начала XVIII века до начала XX века, второй этап с начала XX века до середины XX века, третий этап с середины XX века до начала XXI века, четвертый – с начала XXI века. Охарактеризуем кратко каждый из них.
Первые упоминания о домашних заданиях относятся к 17 веку – началу формирования системы образования в России. Обязательным компонентом учебной работы домашние задания становятся в 1786 году, когда «Устав народным училищам Российской империи», разработанный Ф.И. Янковичем, утвердил классно-урочную систему [9]. Домашние задания по математике на тот период использовались с целью закрепления материала, полученного на уроке, и чаще всего представляли собой механическое выучивание учебника наизусть, бессмысленную зубрежку текстов, что было обусловлено основной целью изучения математики того времени – обучение решению задач, носившее догматический характер. Такое отношение к домашним заданиям, как показывает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айвазян, Н. С. Сравнительный анализ методик обучения младших школьников решению текстовых задач/ Н. С. Айвазян // Гаудеамус. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-metodik-obucheniya-mladshih-shkolnikov-resheniyu-tekstovyh-zadach (дата обращения: 11.12.2021).
2. Аргинская, И. И. Сборник программ для четырехлетней начальной школы: Система Л. В. Занкова/ И. И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.Н.Козаков. М., 2004.
3. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова . М., 1999. – 200 с.
4. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике/ Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград, 2011. – 98 с.
5. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2016. - 455 c.
6. Бука, Т. Б. Методические рекомендации по математике УМК «Перспектива» начального общего образования/ Т. Б. Бука, В. Г. Дорофеев, Т. Н. Миракова. М., 2015
7. Загородская Л.С. Домашняя контрольная работа/ Л.С. Загородская// Математика в школе. – 2009. – № 5. – С.15-21.
8. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. // Учебное пособие/Н.Б. Истомина– М.: Просвещение, 2011. – 288 с.
9. Колягин, Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль / Ю.М. Колягин. – М.: Просвещение, 2001. – 318 с.
10. Кордина, Н.Е. Нестандартные задания по теме «Математический язык-язык современности»/ Н.Е. Кордина // Математика в школе. – 2011. – № 3. – С.36-39.
11. Красикова, Ю.А. Оригинальные домашние задания/ Ю.А. Красикова // Математика в школе. – 2014. – № 4. – С.12-15.
12. Ломцова, Н.А. Домашняя работа как средство повышения качества знаний/ Н.А. Ломцова // Математика в школе. – 2010. – № 4. – С. 20-29.
13. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики/ С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
14. Минаева, Е. В. Формирование внутреннего плана действий у младших школьников на уроках математики/ Е.В. Минаева // Начальная школа. 2004. № 19 С. 25-28.
15. Овсянникова, Е.А. Подготовка домашних заданий в условиях группы продлённого дня/ Е.А. Овсянникова// Начальная школа. – 2012. – №2. – С.12-14.
16. Паркова, Р.О. Дифференцированное обучение по формированию самостоятельной деятельности во втором классе/ Р.О. Паркова// Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 6. – С. 21-29.
17. Радюпова, Л.А. Домашнее задание по выбору учащихся и некоторые приёмы их составления/ Л.А. Радюпова, Л.П. Савина// Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 23-29.
18. Рассудовская, М.М. Домашние задания для всего класса/ М.М. Рассудовская // Математика в школе. – 2012. – № 6. – С.38-40.
19. Руденко, В.Н Взаимосвязь домашнего задания с изучением нового материала/ В.Н. Руденко // Математика в школе. – 2011. – № 4. – С.17-22.
20. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов/ Г.И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002.
21. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике на рубеже веков/ Г.И. Саранцев // Математика в школе. 2002. № 7. С. 2–5.
22. Теория и технология обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. А. Ивановой. Н. Новгород: НГПУ, 2009.
23. Формы организации занятий по самоподготовке школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dreamynight.blog.tut.by/2011/11/04/harakteristika-samopodgotovki-mladshih-shkolnikov-v-gpd, свободный. - Загл. с экрана.
24. Филоненко, Л.А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5–6-х классов : автореф. дис. … канд. пед. Наук/ Л.А. Филоненко Омск, 2004.
25. ФГОС Начальное общее образование https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
26. Программа «Школа России» - характеристика, плюсы и минусы образовательного проекта https://nauka.club/podsovet/-programma-shkola-rossii.html